logo
эк

6.4. Ценообразование в экономическом механизме предприятия

Особая роль в создании экономического механизма, адекватного современным требованиям, отводится ценообразованию, поскольку именно в условиях рыночных преобразований цены являются индикатором состояния экономики, инструментом распределения ресурсов.

В современных условиях принципиально меняются подходы к ценообразованию как на уровне государственного управления, так и в хозяйственной практике предприятий. На уровне государственного управления в переходный период необходимо сочетание регулирования цен по отношению к предприятиям-монополистам, на отдельные виды социально значимых товаров с последующей либерализацией цен по мере формирования рынков различных товаров и услуг.

В соответствии с Конституцией Республики Беларусь государственную политику в области ценообразования определяет Президент Республики Беларусь.

В последние годы с принятием ряда законодательных и нормативных актов в республике сложилась целостная законодательная база в области ценообразования, позволяющая управлять процессами регулирования и контроля за ценообразованием. Это Закон Республики Беларусь «О ценообразовании» от 10 мая 1999г. № 255-3 , Концепция ценообразования в Республике Беларусь и ряд других программных документов, согласно которым определен курс на совершенствование и расширение рыночных механизмов ценообразования, дальнейшую либерализацию цен с сохранением государственного регулирования и контроля за ценами лишь в отношении отдельных видов товаров (работ, услуг). Этими же документами предусмотрено, что ценовой контроль и ценовые ограничения будут сниматься по мере создания соответствующих экономических предпосылок, стабилизации финансовой ситуации в республике, принятия адекватных мер в области денежно-кредитной и валютной политики, социальной защиты населения.

Закон устанавливает правовые основы государственной политики в области ценообразования, сферу применения свободного и регулируемого ценообразования.

Согласно новой Концепции ценообразования, утвержденной Постановлением Совета Министров от 20.07.2005г. №799, в числе основных задач регулирования и контроля за ценообразованием значатся социально-экономический анализ и экспертиза цен (тарифов), их экономическая обоснованность, профилактика нарушений дисциплины цен, повышение роли общественных организаций в вопросах контроля за ценами (тарифами) на потребительские товары (услуги). Система ценового мониторинга должна обеспечить принцип «прозрачности», что предполагает наличие и доступность необходимой информации о ценах (тарифах), товарах, условиях продажи, квотах и лицензиях, регулирующих нормативных правовых актах. Будут применяться такие инструменты, как: соглашения государственных органов об уровне цен (тарифов) или их динамике с производителями и профсоюзами, а также жесткий контроль за их выполнением; меж- и внутриотраслевые ценовые соглашения по «технологической цепочке»; использование «коридора цен»; контроль за формированием цен на «критический импорт».

Среди других принципов названо «сочетание свободных и регулируемых цен». Регулируемые цены (тарифы) должны устанавливаться на уровне, обеспечивающем нормально работающим субъектам хозяйствования возмещение экономически обоснованных затрат и получение достаточной для расширенного воспроизводства прибыли с предоставлением при необходимости государственных субсидий и других мер государственной поддержки.

В нынешней концепции не забыт хорошо знакомый субъектам хозяйствования арсенал госрегулирования цен. Это фиксированные и предельные цены (тарифы), предельные торговые надбавки (скидки) к ценам, предельные нормативы рентабельности, порядок определения, применения и декларирования цен (тарифов).

Принципиальным направлением в концепции названо создание гибкой и прозрачной системы ценообразования, базирующейся на использовании сбалансированных административных и экономических методов и инструментов. Важнейшим принципом ценового регулирования должно стать обеспечение действенного контроля со стороны государства за уровнем цен в монопольных отраслях; создание условий добросовестной конкуренции; обеспечение соотношения между изменением цен на потребительские товары и услуги и оплатой труда; недопущение опережающего роста цен без соответствующей социальной защиты населения; обеспечение межотраслевых ценовых пропорций.

Ценовая политика - одна из главных составляющих системы маркетинга предприятий. Она подразумевает использование ориентированной на потребителя системы обоснования цен, применение различных методов и стратегий их формирования, учёта разнообразных факторов, определяющих уровень цен на отдель­ных товарных рынках, налоговой системы.

Руководители предприятий должны ставить и решать ряд практических вопросов ценовой политики, а именно:

В каких случаях необходимо активно использовать ценовую политику?

- Когда необходимо отреагировать с помощью цены на рыночную политику конкурента?

- Какими мерами ценовой политики должно сопровождаться введение на рынок нового продукта?

- По каким товарам производимого ассортимента следует изменить цены?

Выбор модели принятия решений зависит от цели ценовой политики. Примерами таких целей могут быть: обеспечение выживаемости на рынке; максимизация текущей прибыли; завоевание лидерства по показателям качества товаров или показателям доли рынка.

При разработке цен в Республике Беларусь все субъекты хозяйствования должны соблюдать порядок ценообразования, определённый положением о порядке формирования цен и тарифов.

Отпускные цены на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и тарифы на услуги формируются на основе калькуляции себестоимости продукции, всех видов установленных налогов и неналоговых платежей, прибыли с учётом качества продукции и конъюнктуры рынка.

Отпускные цены формируются на условиях франко-станция отправления; по договорённости сторон могут быть приняты другие условия доставки товара. При одногороднем отпуске применяется цена франко-склад изготовителя.

Различают оптовые, отпускные и розничные цены изделия.

Оптовая цена включает в себя полную себестоимость продукции (Сп) и планируемую прибыль (Пр):

Цоп = Спр.

Отпускная цена формируется с учётом оптовой цены и косвенных налогов

Цотп = Цоп + ЦС + НДС.

где ЦС - целевой сбор в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки и дорожный фонд;

НДС - налог на добавленную стоимость.

Розничная цена формируется с учётом отпускной, оптовой и торговой надбавок.