11.3. Комбинирование и концентрация в промышленности
Уровень развития производственных сил и производственных отношений общества характеризуется степенью развития разделения труда и его обобществления.
Разделение и обобществление труда находят выражение непосредственно в производственных процессах в виде диверсификации и концентрации операций по изготовлению продукции, а на уровне общественного производства в целом - в отраслевой диверсификации и концентрации производства.
Концентрация производства является одним из важнейших условий повышения эффективности промышленного производства.
Концентрация производства является прогрессивной формой общественной организации производства, и об этом никогда не следует забывать, т.к. их использование и развитие на практике всегда приносили выгоду для общества в целом и предприятия в частности.
Концентрация выражается в создании и развитии крупных производств и предприятий, в сосредоточении большей части продукции каждой отрасли на специализированных предприятиях. Это процесс, направленный на увеличение выпуска продукции или оказание услуг на предприятии.
Сущность концентрации производства проявляется в укрупнении размеров предприятий (абсолютная концентрация) и в распределении общего объема производства отраслей промышленности между предприятиями разного размера (относительная концентрация).
Относительная концентрация формируется под воздействием абсолютной, поэтому при анализе и планировании первостепенное значение имеет распределение абсолютной концентрации.
Абсолютная концентрация характеризует размеры производства отдельных предприятий, а ее уровень определяют следующие показатели:
- объем выпуска продукции;
- среднегодовая стоимость основных производственных фондов;
- среднесписочная численность работающих.
Наиболее объективен показатель объема выпуска продукции.
Остальные показатели уровня концентрации используются для более всестороннего анализа уровня концентрации производства.
Относительная концентрация характеризуется распределением общего объема производства в отрасли между предприятиями различного размера. Уровень относительной концентрации определяют следующие показатели:
- доля отдельного предприятия в выпуске какой-либо продукции в объеме ее выпуска в целом по отрасли;
- доля предприятия на рынке продаж и др.
Концентрация производства может осуществляться в 3-х основных формах:
- концентрация разнородных производств на предприятиях универсального типа;
- концентрация производства однородной продукции на специализированных предприятиях;
- концентрация на основе комбинирования взаимосвязанных производств в рамках одного предприятия.
Первая форма концентрации является характерной для машиностроения, вторая - присуща всем отраслям добывающей промышленности, промышленности строительных материалов, некоторым отраслям пищевой промышленности, а третья - для металлургии, химической и пищевой промышленности (мясная, спиртовая и др.).
Специализированное крупное предприятие и комбинат-это две прогрессивные формы концентрации.
Концентрация имеет такие формы, как собственно концентрация и централизация. Собственно концентрация представляет собой рост промышленности за счет производственного накопления. Она реализуется через создание новых крупных предприятий и реконструкцию и расширение действующих.
Весьма эффективной формой концентрации промышленности является централизация. Она означает создание крупных хозрасчетных производственных комплексов при слиянии отдельных предприятий, не теряющих при этом свою индивидуальную самостоятельность. До начала 90-х годов XX столетия централизация промышленности осуществлялась в виде процесса формирования крупных объединений. Последнее десятилетие и по настоящее время процесс объединения идет путем создания холдингов.
В зависимости от того, на каком уровне и как происходит укрупнение производства, различают агрегатную, технологическую, заводскую и организационно-хозяйственную концентрацию.
Агрегатная - это увеличение единичной мощности оборудования, т.е. рост максимальной для данного уровня развития техники производительности машин и агрегатов.
Агрегатная концентрация непосредственно отражает научно-технический процесс, развивается только интенсивным путем.
Технологическая концентрация выражает укрупнение цехов, переделов в составе предприятий, достигаемое как за счет качественного совершенствования техники (т.е. агрегатной концентрации), так и пугем увеличения количества однотипного оборудования.
Заводская концентрация, которая выражается в увеличении размеров предприятий, наиболее сложна. Укрупнение предприятий может осуществляться за счет технологической концентрации, увеличения количества производств в составе предприятий в одно без каких бы то ни было изменений в технике и организации производства.
Увеличение масштабов производства в процессе концентрации и централизации осуществляется по следующим направлениям:
а) горизонтальная интеграция-слияние двух или более компаний, занятых в одной сфере производства;
б) вертикальная интеграция-комбинация разноотраслевых компаний, производство в которых связано одной технологической цепью;
в) комбинация разноотраслевых компаний, технологически не связанных между собой.
Показателями уровня концентрации производства в отраслях промышленности являются:
объем выпущенной продукции за год, приходящийся в среднем на одно предприятие;
удельный вес продукции, вырабатываемой крупными предприятиями, в общем объеме производства валовой продукции;
удельный вес численности промышленно - производственного персонала или рабочих крупных предприятий в общей их численности;
удельный вес ОПФ, сосредоточенных на крупных предприятиях;
удельный вес числа крупных предприятий в общей численности в целом;
удельный вес потребления электроэнергии крупными предприятиями в общем потреблении ее отраслью промышленности.
Главным среди перечисленных показателей является объем производства продукции, который с большей объективностью характеризует данную форму общественной организации производства.
Экономический эффект концентрации заключается в улучшении технико-экономических показателей изготавливаемой продукции в результате увеличения размеров производства и предприятий. Сосредоточение больших производственных мощностей, материальных и трудовых ресурсов на одном предприятии позволяет более эффективно и экономично использовать все основные элементы производства: оборудование, сырье и материалы, рабочую силу - и на этой основе повысить ПТ и снизить себестоимость продукции.
При рассмотрении проблем концентрации производства в практике, как правило, используется понятие «размеры предприятий».
Абсолютные размеры предприятия определяются с помощью следующих показателей:
а) объем производства продукции за год;
б) среднегодовая численность промышленно-производственного персонала;
в) среднегодовая стоимость основных производственных фондов.
При экономическом обосновании оптимальных размеров промышленных предприятий должны приниматься во внимание следующие условия:
а) общественная потребность в данном виде промышленной продукции;
б) обеспечение выполнения требований НТП;
в) повышение эффективности капитальных вложений;
г) наиболее полное использование всех имеющихся ресурсов, снижение себестоимости продукции и повышение рентабельности производства;
д) организационные и экономические границы эффективного хозяйственного управления предприятиями.
В промышленности разработана классификация отраслей исходя из их технико-экономических особенностей, определяющих рациональные размеры предприятий в каждой данной отрасли.
Все отрасли объединены в следующие группы.
1. Отрасли добывающей промышленности, в которых оптимальный размер предприятий определяется количеством и качеством полезных ископаемых месторождений и экономически целесообразным сроком их эксплуатации, обеспечивающим к моменту окончания извлечения ископаемых полную амортизацию горных выработок.
Монопродуктовые отрасли обрабатывающей промышленности, изготовляющие относительно однообразную, простую продукцию. В этих отраслях оптимальные размеры предприятий определяются, главным образом, единичной мощностью и производительностью современных агрегатов и уровнем комбинирования, обеспечивающими высокий экономический эффект.
Отрасли обрабатывающей промышленности (машиностроение, обувная, швейная, деревообрабатывающая и др.), в которых оптимальный размер предприятий определяется путем установления целесообразного набора цехов и производств для каждого типа промышленных предприятий.
Отрасли, перерабатывающие первичное сельскохозяйственное и малотранспортабельное сырье. Здесь размеры предприятий устанавливаются с учетом плотности сырьевой базы, зоны потребления готовой продукции.
В отечественной литературе известны два подхода к определению оптимального размера предприятий. Первый подход связан с минимизацией приведенных затрат (Зi) на выпуск продукции, т.е.
Зi = С i + ЕнК i+Зтр imin
где Ci - себестоимость продукции по i -му варианту;
Ен - нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений;
К i - капитальные вложения по i -му варианту;
Зтр i - транспортные расходы по i -му варианту.
Оптимальным считается такой размер предприятия, при котором достигается минимум приведенных затрат.
В отечественной литературе известен и графический метод определения оптимального размера предприятия. Его суть показана на рис.10.1.
Рис. 11.1. Зависимость полных затрат на производство и реализацию продукции от объема производства
А - внутрипроизводственные затраты на выпуск продукции;
В - внепроизводственные затраты;
П - полные затраты на производство и реализацию продукции.
На рис. 11.1 показана зависимость внутрипроизводственных затрат (А), внепроизводственных (В) и полных затрат (П = А + В) от объема выпускаемой продукции. Оптимальный размер предприятия достигается при минимуме полных затрат на выпуск продукции. На рисунке этот минимум обозначен точкой К.
Следовательно, под оптимальными размерами предприятий в промышленности понимаются такие, которые обеспечивают выполнение заданий плана по выпуску продукции и приросту производственных мощностей с минимумом приведенных затрат (с учетом капитальных вложений в сопряженные отрасли промышленности).
В нашей экономике стремление к концентрации производства было доведено до абсурда. В стране шло настоящее соревнование по гигантомании, однако на самом деле концентрация была во многом формальной и не опиралась на рациональную структуру управления и организацию производства.
Давно известно, что концентрация и монополизация как явление в экономике тесно взаимосвязаны между собой.
В странах с рыночной экономикой уже давно сложилась действенная система антимонопольного законодательства, на основе которой государство регулирует процессы концентрации с целью недопущения появления предприятий или группы предприятий-монополистов. Этому способствовало и то, что к концу 60-х годов на Западе сложилась целая система показателей статистики концентрации рыночной мощи.
В отечественной практике до недавнего времени использовался только один показатель статистики концентрации - доля отдельного предприятия на рынке продаж, что явно недостаточно. Использование зарубежного опыта в этом плане позволит обеспечить объективность при определении уровня концентрации, лучше знать структуру рынка и в итоге повысить эффективность антимонопольной политики.
Важным моментом в отечественной экономике следует признать тот, что оценка состояния концентрации на товарных рынках стала определяться по методологии, принятой во многих развитых странах. Она исчисляется по значениям коэффициентов концентрации (например, CR 3 - доля на товарном рынке или в отрасли трех крупнейших хозяйственных субъектов) и индекса Герфиндаля-Гиршмана (HHI), который показывает влияние крупных компаний на состояние рынка. HHI рассчитывается как сумма квадратов долей всех действующих на рынке (в отрасли) хозяйствующих субъектов:
ННI =
где п - число хозяйствующих субъектов, действующих на рынке (в отрасли);
х2- доля i -го хозяйствующего субъекта (%) в объеме реализованной продукции на рынке (в отрасли).
Величина HHI варьируется в пределах от 0 (полная деконцентрация) до 10 000 (абсолютная монополия):
1. Нормальная концентрация CR 3 < 45 %; HHI < 1000.
Вывод: неконцентрированный рынок.
2. Средняя степень концентрации: 45 % < CR 3 < 70 %; 1000 < ННI<2000.
Вывод: умеренно концентрированный рынок.
3. Высокая степень концентрации: CR 3 > 70 %, HHI > 2000.
Вывод: слабая конкурентная среда.
По результатам анализа количественных и качественных показателей, характеризующих структуру товарного рынка, устанавливается его принадлежность к высоко-, средне- и низкоконцентрированному рынку, оцениваются наличие и степень развитости конкуренции.
Другой важнейшей характеристикой концентрации производства являются коэффициенты концентрации в продуктовом разрезе. Подобные показатели в отличие от отраслевых не содержат погрешностей, связанных с учетом непрофильной продукции в общих отраслевых объемах производства.
Диверсификация производства - одна из самых сложных форм развития концентрации. Она означает одновременное развитие не связанных друг с другом видов производств, расширение номенклатуры и ассортимента производимой продукции в рамках одной компании, концерна, предприятия, фирмы.
Диверсификация выражает процесс расширения активности предприятия, которая использует собственные накопления не только для поддержания и развития основного бизнеса, но и направления их на освоение новых видов продукции, создание новых производств и оказание всевозможных услуг.
В результате диверсификации производства предприятия превращаются в сложные многоцелевые комплексы, включающие производства, зачастую выпускающие продукцию и оказывающие услуги совершенно разного назначения и характера. Диверсифицированным считается предприятие, когда более 30 % объема продаж приходится на товары и услуги, не связанные с основной деятельностью предприятия.
Диверсификация производства способствует:
- большей выживаемости любого хозяйственного субъекта в условиях рынка;
- более полному насыщению рынка необходимыми товарами и услугами;
- проведению антимонопольной политики. Для промышленности России характерна высокая степень концентрации производства, т.е. оно сосредоточено в основном на крупных предприятиях. Наиболее монополизированы такие отрасли, как черная металлургия, машиностроение и цветная металлургия.
Основной объем производства промышленной продукции в настоящее время сосредоточен на крупных предприятиях. Около 2 % промышленных предприятий (с численностью занятых свыше 5 тыс. человек) выпускают более 40 % всего объема продукции, при производстве которой получено свыше половины всей прибыли в промышленности.
Концентрация производства привела к тому, что в России на одном предприятии сосредоточен весь выпуск троллейбусов, мотороллеров, врубовых машин, отдельных видов каучуков, кинофотопленки и целого ряда других видов продукции.
Однако исследования, проведенные ТКАП, показывают, что реальная ситуация не столь однородна. Монополий национального масштаба, т.е. предприятий, представленных на том или ином товарном рынке России в единственном числе, относительно немного. Более характерны для экономики страны другие модели:
Локальный монополизм в масштабах региональных товарных рынков. Примером могут служить предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции или по обслуживанию населения в отдельных районах страны, которые занимают монопольное положение.
Олигополия - наличие в производстве и на товарном рынке крупных предприятий, занимающих доминирующие положение (например, производство легковых автомобилей).
Наличие в производстве и на товарном рынке одного доминирующего предприятия и небольших предприятий-аутсайдеров (например, концерн «Газпром»).
В целях ограничения и ликвидации монополизма в промышленности в 1989 году было принято решение о развитии в стране малых предприятий, в июле 1991 года, обнародовано Постановление Совета Министров РСФСР «О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР». Таким образом, одним из основных направлений подготовки к переходу к рыночной экономике становится стимулирование развития в промышленности России и других отраслях хозяйствования малого бизнеса, рождающегося на передовом опыте отечественной и зарубежной практики.
Однако степень концентрации производства на внутреннем рынке не является единственным критерием, определяющим состояние конкурентной среды.
Для проведения государственной политики по развитию товарных рынков и конкуренции, ограничения монополистической деятельности образовано Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимателей. Оно организует на местах свои территориальные органы, действующие в рамках Правил рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства.
В России ставится задача по созданию крупных межотраслевых производственных объединений в виде различных добровольных ассоциаций, таких, как концерны, холдинговые компании, финансово-промышленные группы.
Концерн, как одна из форм монополистического объединения, характеризуется единством собственности и контроля. В российском законодательстве подчеркивается сохранение предприятиями, входящими в состав концерна, своей самостоятельности, прав юридического лица.
Наряду с концернами в экономике страны создаются холдинговые компании. Создание холдинговых компаний может осуществляться только с предварительного согласия соответствующих органов власти и управления субъектов РФ, на территории которой расположены предприятия, входящие в холдинговые компании.
Холдинговые компании на практике приобретают различные юридические формы: государственные, акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, частные фирмы. Появление объединений холдингового типа связано с необходимостью сохранения управляемости после приватизации крупных предприятий.
Холдинговые компании, единственные из всех известных организационных форм объединений предприятий, ограничены в своем распространении.
Наряду с созданием холдингов на первый план отечественных экономических реформ выходит формирование российских финансово-промышленных групп (ФПГ).
Организационно-правовой основой формирования и функционирования ФПГ в России является подписанный в декабре 1993 года Указ «О создании в России ФПГ».
ФПГ - это группа предприятий, организаций, кредитно-финансовых учреждений и инвестиционных институтов, объединение капиталов которых осуществляется в целях активизации инвестиций, производства конкурентоспособной продукции, укрепление позиций.
Формирование ФПГ опирается на имеющие объективный характер интеграционные процессы в экономике. По состоянию на 01.01.1998 г. в реестр ФПГ внесено уже 75 групп. В их состав вошло на добровольной основе 1150 предприятий и организаций, в том числе почти 160 финансово-кредитных учреждений. Среди участников ФПГ можно отметить такие, как «Магнитогорская сталь», «Нижегородские автомобили», «Интеррос», «Русхим» (Москва) и др.
Российские ФПГ являются самым динамичным сектором промышленности. В 1997 г. ФПГ сумели достичь прироста выпуска продукции на 3,5 % по отношению к предшествующему году. На 5 % увеличить объем реализованной продукции, на 10 % - экспортные поставки.
Для современной мировой экономики характерен стремительно идущий процесс транснационализации. В этом процессе основной движущей силой выступают транснациональные корпорации (ТНК). Они представляют собой хозяйственные объединения, состоящие из головной компании и зарубежных филиалов.
В последнее время ТНК стали развиваться и в России, хоть и скромно.
ТНК в конце XX века во многом определяют структуру мирового рынка и уровень конкурентоспособности на нем товаров и услуг, а также международного движения капиталов и передачи технологии.
Современные теоретические концепции ТНК базируются на теории фирмы как предприятия для организации производства и сбыта товаров и услуг. Особое внимание в концепциях ТНК уделяется моделям предпринимательских инвестиций, к которым, в первую очередь, относятся модели монополистических преимуществ, жизненного цикла продукта, интернализации, эклектическая модель.
Проблему оптимальной структуры управления руководство ТНК решает в зависимости от ассортимента товаров и услуг, с которыми корпорация выходит на мировой рынок. ТНК, специализирующиеся на однородной продукции, обычно строят структуру управления по географическому принципу. Управление международным производством и сбытом в многопрофильных корпорациях осуществляется по товарному принципу
Как уже было сказано выше (приведен пример международных стратегических альянсов), в целях объединения научного потенциала, производственного кооперирования и раздела рисков
при освоении производства капиталоемкой и наукоемкой продукции и выходе с ней на рынок ТНК все чаще используют стратегические альянсы.
Базой для создания российский ТНК становятся финансово-промышленные группы (ФПГ), образованные путем объединения банков с промышленными предприятиями, интегрированными по вертикальному технологическому принципу.
Почти все крупнейшие ТНК по национальной принадлежности относятся к «триаде» - трем экономическим центрам нашей планеты: США, ЕС и Япония. В последние годы активно развивают свою деятельность на мировом рынке ТНК новых индивидуальных стран. Отраслевая структура ТНК диверсифицирована: 60 % международных компаний заняты в сфере производства (они специализируются, прежде всего, на электронике, автомобилестроении, химической и фармацевтической промышленности), 37 % - в сфере услуг и 3 % - в добывающей промышленности и сельском хозяйстве.
Отмечая главную особенность ТНК - наличие зарубежных филиалов по производству и сбыту товаров и услуг на основе прямых инвестиций, исследователи ТНК разработали ряд моделей прямых иностранных инвестиций.
Американский экономист Дж. Гэлбрейт обосновал происхождение ТНК технологическими причинами. По его мнению, организация зарубежных филиалов международных компаний во многом обусловлена необходимостью сбыта и технического обслуживания за рубежом сложной современной продукции, требующей товаро- и услугопроизводящей системы (сети) предприятий в принимающих странах.
В большинстве ТНК представляют собой крупные предприятия олигопольного или монопольного типа с диверсифицированной, горизонтальной или вертикальной интеграцией производства.
Современные ТНК в значительной степени отличаются от многонациональных фирм, появившихся в 60-х годах. В поисках дешевой рабочей силы многонациональные фирмы открывали за пределами своей страны производственные предприятия, осуществляя НИОКР и последующий сбыт готовой продукции в собственной стране. Руководство такими предприятиями осуществлялось из центрального правления фирмы.
ТНК характеризуется созданием на территории других стран не только производственных предприятий, но и научно - исследовательских центров и отделов сбыта и маркетинга, я также привлечением к руководству фирмой и ее филиалами представителей разных стран и национальностей.
В настоящее время наибольшее число ТНК создано европейскими фирмами, наименьшее - японскими. Лишь в последние годы японские фирмы стали открывать за пределами своей страны не только заводы, но и научно-исследовательские центры.
Фирмы «Сони», «Хонда», «Мацусита» одними из первых среди японских фирм привлекли к руководству филиалами представителей других стран.
Рассмотрим необходимые условия размещения 4-х основных видов подразделений ТНК:
1) главных штаб-квартир;
2) региональных офисов;
3) центров НИОКР;
4) собственно производственных подразделений.
При размещении штаб-квартир наиболее важную роль играют наличие финансовых и информационных центров, разветвленной сети деловых услуг, возможность широких деловых контактов, близость ведущих аэропортов и других транспортных узлов мирового значения и обеспеченность высококвалифицированными специалистами.
Региональные офисы в принципе предъявляют те же требования к условиям размещения, что и главные штаб-квартиры, однако особенно важной для них является обеспеченность каналами и средствами транспорта и связи, т.к. значительная часть их персонала занята обработкой информации, поступающей из главной штаб-квартиры и с заводов.
Большинство научно-исследовательских подразделений ТНК находятся в странах базирования (так, в начале 80-х годов около 90 % расходов американских ТНК на НИОКР приходилось на сами США). Однако в последние годы все большая часть исследовательских подразделений размещалась в других странах, особенно если стоимость рабочей силы достаточно высокой квалификации там существенно ниже. При этом фирмы часто создают отделения НИОКР непосредственно в тех странах, для которых предназначена проектируемая продукция.
Расширяя зарубежную деятельность, ТНК, как правило, постепенно переходят от сбыта своей продукции через зарубежные фирмы к созданию собственных сбытовых подразделений, затем - производственных предприятий, центров НИОКР и т.д. Так, в странах Восточной Европы пока в основном осуществляется только сбыт выпускаемой продукции, однако 40 % фирм уже заявили о готовности открыть там свои производственные предприятия в течение ближайших пяти лет.
Массовое серийное производство предполагает господство на рынке крупных монополистических предприятий. Обеспечению монопольного положения крупных корпораций на мировом капиталистическом рынке способствует высокая степень концентрации в их руках не только промышленного, но и научно-технического потенциала.
Список крупнейших компаний во многом носит символический характер. Как правило, ближайшие по размерам компании являются случайными соседями: они относятся к разным отраслям и в прямую конкуренцию не вступают. В результате ведущие корпорации имеют большой «запас прочности». Один из наиболее разительных примеров такого развития событий дает вторжение японских компаний на автомобильный рынок США. Ситуация приняла неблагоприятный для американских концернов оборот не менее двадцати лет назад. Тем не менее, положение ведущих концернов США остается прочным.
Обеспечению монопольного положения крупных корпораций на мировом капиталистическом рынке способствует высокая степень концентрации в их руках не только промышленного, но и научно-технического потенциала. Так, в США и Великобритании в компаниях с числом занятых свыше 10 тысяч проводится 80 % НИОКР, с числом занятых до 1 тысячи - менее 50 %. В Японии крупные фирмы с капиталом более 1 млрд. йен осуществляют 86 % НИОКР. В ФРГ, по данным западногерманских ученых, систематические исследования в частном секторе ведутся в основном крупными компаниями.
Проблема оптимизации производства и, соответственно, ответа на вопрос, каким должен быть оптимальный размер предприятия, со всей остротой встала и перед западными предпринимателями.
И это несмотря на то, что, например, для большинства отраслей обрабатываемой промышленности США эффект концентрации производства имеет огромное значение. Фирмы, преуспевающие в деле расширения масштабов своей деятельности, сумевшие воспользоваться положительным эффектом массового производства, в результате выжили и процветают («Дженерал Моторс», «Экссон» и др.).
Те же, кому не удалось достичь необходимых масштабов, оказались в незавидном положении производителей с высокими издержками. Предприниматели помнят: небольшой размер предприятий означает меньший объем инвестиций и, следовательно, меньший финансовый риск.
Поэтому ряд американских компаний в 60-е годы пошли на разукрупнение своих отделений и предприятий с целью существенного уменьшения размеров первичных производственных звеньев. Например, «Дженерал Моторс» среди своих многочисленных подразделений создала пять автомобилестроительных («Шевроле», «Бьюик», «Олдзмобиль», «Кадиллак»), каждое из которых обладает значительной автономией и конкурирует с остальными. Это было сделано в процессе поиска такой степени децентрализации, которая позволила бы полностью реализовать положительный эффект концентрации и в то же время избежать отрицательного эффекта.
В западной литературе оптимальный размер предприятия определяется сопоставлением положительного и отрицательного эффекта масштабов производства. Вместо оптимального размера предприятия используется концепция минимального размера предприятия. Он представляет собой просто наименьший объем производства, при котором фирма может минимизировать свои долгосрочные средние издержки на единицу продукции. Эта концепция отражена на рис. 11.2.
На рис. 11.2 экономия издержек от роста масштабов производства достигается на участке АБ, затем до точки В издержки остаются постоянными, а на отрезке ВС они возрастают. Минимальный эффективный размер предприятия достигается на участке OVj, и он продолжается до точки V2, т.к. на участке V(~V2 фирма обеспечивает себе минимальные средние издержки. Участок ВС характеризует рост средних издержек производства от увеличения объема производства, т.е. для фирмы наращивать объемы выпуска продукция больше V2 невыгодно.
Рис. 11.2. Одна из возможных кривых зависимости долгосрочных средних издержек от объема производств
Для того чтобы этот методический подход для определения оптимального размера предприятия мог использоваться в отечественной практике, необходимо на каждом предприятии определять кривую зависимости долгосрочных средних издержек от объема производства.
Республика Беларусь, по сравнению с Россией, не отличается высокой концентрацией. Хотя в последние годы осуществляется все большее сотрудничество с крупными компаниями. Примерами могут служить компании «Лукойл», «Славнефть», «Филипс» и многие другие.
Для реструктуризации промышленных предприятий республики, повышения рентабельности и конкурентоспособности большие надежды возлагались на взаимовыгодное сотрудничество с транснациональным капиталом.
Однако в последнее время в стране заметно сокращение количества иностранных инвесторов, вывозится капитал и уменьшаются объемы уставных фондов.
Причинами ухода транснационального капитала с территории республики и нежелания ввозить прямые инвестиции является неблагоприятный инвестиционный климат.
Одна из причин кризиса экономической системы, до сих пор действующей в нашей стране, - неспособность к созданию у всех субъектов хозяйствования мотивов к развитию производства, его совершенствованию, к эффективному использованию трудовых, материальных и финансовых ресурсов, улучшению качества.
Для создания мотивов развития и совершенствования необходима передача собственности в той или иной форме, в те или другие руки, которыми могут быть акционеры.
Несмотря на изменение условий хозяйствования представляется рациональным сохранить в большинстве случаев имеющиеся производственные комплексы. Вот этому и способствует пре-
образование государственных предприятий в корпорации. В перспективе государственные корпорации будут эволюционировать в разных направлениях.
При этом под корпоративной структурой понимается объединение юридически или хозяйственно-самостоятельных организаций (предприятий, банков и т.д.), осуществляющих совместную деятельность путем консолидации активов.
Суть корпоративной интеграции - это «децентрализация операций при централизации контроля».
Ученые выделяют следующие основные закономерности формирования и функционирования корпоративных структур: «концентрация капитала (слияние и поглощение, создание стратегических альянсов); интеграция промышленного и финансового капитала; диверсификация форм и направлений деятельности».
Выделяют преимущества и потенциальные риски, возникающие в ходе корпоратизации.
1. Положительные стороны:
- разработка общей экономической стратегии и политики;
- взаимная ответственность и доверие;
- сбытовая, ценовая и маркетинговая политика;
- объединения юридически самостоятельных субъектов хозяйствования, консолидация капиталов;
- повышение устойчивости функционирования, связанное с концентрацией ресурсов;
- возможность диверсификации производства;
- общее налоговое планирование;
- совместное проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
2. Негативные возможные аспекты:
- возникновение препятствий для свободного входа на рынок;
- монопольное положение на рынке либо на его отдельных сегментах;
- проблемы с определением доли капитала того или иного участника в корпоративной структуре;
- излишняя диверсификация не всегда оправдана, т.к. приводит к увеличению затрат и идет во вред конкурентоспособности;
- снижение поступлений в государственный бюджет.
Создание в Беларуси ФПГ, холдингов, концернов обеспечит не только концентрацию ресурсов, но и экономию на масштабах производства, издержках обращения, затратах на научные исследования и обучение персонала.
В Беларуси сформированы отдельные элементы, устанавливающие механизм корпоратизации, наиболее важным из которых является Гражданский кодекс Республики Беларусь. Но корпоратизация может стать результатом очень сложных и крупномасштабных юридических, административных, социотехнических действий, направленных на создание новых экономических структур; потребуются существенные организационные, технические, маркетинговые изменения и финансовая реструктуризация, проводимая министерствами, госконцернами.
Корпоративные структуры особенно значимы для обеспечения экономической стабилизации в условиях несбалансированности (что характерно нашей экономике). Во-первых, они позволяют достаточно безболезненно и легко осуществить саму реорганизацию. Во-вторых, такая форма предоставляет большие возможности для эффективного государственного воздействия с одновременным уменьшением функций прямого контроля. В-третьих, концентрация капитала позволяет обеспечить контроль за эффективностью хозяйственной деятельности предприятий и использованием привлекаемых ими ресурсов, что очень важно в теперешней ситуации рыночного неравновесия.
Создание корпоративных структур в Республике Беларусь выгодно и в плане их выхода на транснациональный уровень. В первую очередь, это корпорации, которые будут работать в нефтяных и газовых проектах.
Для Беларуси может быть приемлем аналог итальянской системы, суть которого в том, что между правительственными структурами, а также предприятиями различных форм собственности находится буфер-корпоративная структура в виде холдинговой компании.
В целях совершенствования механизма создания и деятельности корпоративных структур в Республике Беларусь необходимо осуществить комплекс мер по унификации организационно-экономических подходов формирования корпоративных структур как в рамках Союзного государства Беларуси и России, так и стран
СНГ, в соответствии с международными правилами и кодексами, регулирующими деятельность корпораций.
Образование финансово-промышленных групп, холдинговых компаний, концернов в РБ должно опираться и на трастовое законодательство. Корпоратизированные таким образом предприятия получают значительную экономическую свободу, которая очень необходима для эффективной работы в рыночных условиях.
Учитывая переходный характер белорусской экономики, важное значение приобретает государственное регулирование и поддержка процесса корпоратизации.
Нам представляется, что выгодно реформирование государственных концернов (объединений, подчиненных правительству РБ) в рыночные корпоративные структуры с учетом переходного характера экономики нашей страны. Для этого необходимо акционирование существующих государственных предприятий с дальнейшей их трансформацией в холдинги, ФПГ, концерны. По мере становления рыночных отношений возможно создание полностью либо частично негосударственных корпоративных структур, регулирование деятельности которых необходимо возложить на единый государственный орган, осуществляющий контроль за исполнением корпоративного законодательства, эффективное государственное регулирование их создания и деятельности и другие функции корпоративного управления.
- 3. Оглавление
- 1.2 Классификация предприятия
- 1.3 Жизненный цикл и этапы развития предприятия
- 1.4 Наукоемкое производство как фактор интенсивного развития экономики
- 1.5 Место и роль малых предприятий в системе национальной экономики
- Глава 2. Внешняя среда и условия успешной деятельности предприятия
- 2.1 Теоретические основы трансформации экономики
- 2.2 Монетарные факторы функционирования реальной экономики
- 2.3. Создание конкурентной среды. Институциональная политика государства
- 2.4. Собственность и деятельность предприятия
- 2.5. Структурная политика государства
- Глава 3. Экономические ресурсы предприятия и эффективность их использования
- 3.1. Основные средства и эффективность их использования
- 3.2. Лизинг как форма обновления основных средств. Оценка эффективности лизинга
- 3.3. Оборотные средства предприятия и их эффективность
- 3.4. Нематериальные активы предприятия
- Глава 4. Планирование предприятия
- 4.1. Сущность, цели и принципы планирования
- 4.2. Методы планирования
- 4.3. Виды планирования
- Раздел 1. Содержание и целевые установки деятельности компании. Излагаются предназначение и стратегическая цель деятельности компании, масштабы и сфера деятельности, тактические цели и задачи.
- Раздел 2. Прогнозы и ориентиры. Приводятся прогнозы экономической ситуации на рынках капиталов, продукции и труда, намеченные перспективные ориентиры по основным показателям.
- Раздел 3. Специализированные планы и прогнозы:
- 4.4 Бизнес-план: сущность, виды, структура
- Глава 5. Персонал предприятия и современные формы мотивации труда
- 5.1. Человеческий фактор в современном производстве. Коллективные методы управления. Концепция развития социальной сферы
- 5.2. Производительность труда и её влияние на экономику предприятия
- 5.3. Современные экономические стимулы мотивации труда
- 5.4. Зарубежный опыт организации оплаты труда
- Глава 6. Управление затратами производства и ценообразованием
- 6.1. Характеристика себестоимости продукции как фактора повышения её конкурентоспособности
- 6.2. Классификация затрат на производство продукции (работ, услуг)
- 6.3. Формирование новых подходов к управлению затратами
- 6.4. Ценообразование в экономическом механизме предприятия
- Глава 7. Инновационно-инвестиционная активность предприятий как условие их экономического развития
- 7.1. Сущность и виды инноваций
- 7.2 Инновационный потенциал конкурентоспособности промышленных предприятий
- 7.3. Стимулирование инновационной деятельности
- 7.4. Инвестиции и инвестиционная деятельность предприятия
- 7.5. Оценка экономической эффективности проекта
- Глава 8. Результативность деятельности предприятия
- 8.1. Сущность, виды дохода и прибыли предприятия
- 8.2. Формирование и распределение прибыли предприятия
- 8.3. Показатели рентабельности и методика их расчета
- 8.4. Пути повышения прибыли и рентабельности
- Глава 9. Производственная деятельность предприятия
- 9.1. Принципы рациональной организации производственных процессов
- 9.3. Особенности организации основного
- Глава 10. Адаптация предприятий к рыночным условиям хозяйствования
- 10.1. Реструктуризация отечественных предприятий как необходимое условие рыночной адаптации
- 10.1. Реинжиниринг бизнес-процессов предприятия как действенная технология реструктуризации
- 1. Анализ
- 2. Перепроектирование
- 3. Реализация
- 10.3. Переход на мировые стандарты качества - непременное условие вхождения в мировое разделение труда
- 10.4. Переход на мировые цены как стратегическая составляющая конкурентоспособности предприятия
- Глава 11. Построение современной
- 11.1. Кооперирование и специализация в промышленности
- 11.2. Построение современной логистической системы в стране
- 11.3. Комбинирование и концентрация в промышленности
- 11.4. Создание гибких производственных систем предприятия
- 11.5. Сетевые структуры управления
- 10.6. Концепция «подвижного» и «виртуального» производства
- 10.7. Саls –технологии