logo
эк

10.6. Концепция «подвижного» и «виртуального» производства

Мир, который совсем недавно окружал нас, был более или менее стабильным и предсказуемым. Реальности современного мира совсем иные: в нем то и дело возникают неожиданные сдви­ги и изменения, порождающие огромные возможности развития одних на скорую гибель других. Большинство этих изменений происходит за счет новых информационных технологий, с помо­щью которых становится возможной обработка огромных плас­тов информации, что приводит к глобализации экономики и уско­рению перемен. Возникают принципиально новые типы организаций - «подвижные» и «виртуальные» предприятия.

На основе анализа работы предприятий в новых экономи­ческих условиях можно утверждать, что современное конкурен­тоспособное предприятие должно иметь:

- отработанную на уровне опытной партии или образца гам­му наукоемких изделий, пользующихся повышенным стабильным спросом на мировом рынке;

- технологии и технологическое оснащение, обеспечиваю­щие серийный и экономичный выпуск изделий; сохранившийся кадровый потенциал и производственные опыт и знания; устой­чивые рынки и службы сбыта продукции;

- сформированные сети обслуживания и ремонта эксплуа­тируемых изделий мирового сервисного уровня;

- формы организации предприятия и методы управления, обеспечивающие высокоэкономичное, динамичное управление им с быстрой реакцией на все изменения внешней среды и усло­вий. Это должно быть гибкое, так называемое «подвижное» производство. Такое производство должно иметь возможность пе­рестроиться на другое изделие в течение суток. Это достигается высоким уровнем автоматизации, повсеместным компьютерным контролем за производственным процессом и материальными ре­сурсами. Все станки и установки имеют компьютерное управле­ние, гибкость базируется в основном на программном, а не ап­паратном обеспечении. Поэтому, когда нужно изменить производственный процесс, меняют программу, а не оборудование и инструмент;

- перспективные планы реинжиниринга и развития пред­приятия, базирующиеся на научных методах анализа и моделиро­вания сложных производственных систем, на разработанных пер­спективных моделях предприятия;

- современные методы информационной поддержки и обес­печения по всем этапам производственной деятельности предпри­ятия (ПДП), базирующиеся на новых информационных техноло­гиях инжиниринга (ИТИ), в т.ч. на САLS, RAT, SATD технологиях;

- наличие систем комплексной автоматизации (в первую очередь, обязательно по информационным потокам) всех этапов ПДП на основе корпоративных интеллектуальных систем и про­граммно-методического инструментария их ускоренной разработ­ки и саморазвития;

- наличие системы корпоративных связей с предприятия­ми-смежниками, поставщиками, эксплуатационниками на основе единой методологии, информационной интеграции, телекомму­никационных сетей;

наличие у предприятия учебно-научного комплекса подготовки профессиональных кадров и проведения научных исследований, в том числе и в области применения, создания и исполь­зования современных достижений ИТИ.

Очевидно, предприятия, обладающие всеми элементами, перечисленными выше, способны стать конкурентоспособными, не требуя никакой поддержки со стороны государства или других структур. Однако также ясно, что ни одно отечественное пред­приятие в настоящее время не имеет возможности владеть всей совокупностью перечисленных выше элементов. Во-первых, в силу того, что экономика предприятия не позволяет ему приобре­сти или создать у себя все перечисленные элементы; во-вторых, потому, что многие проблемы требуют государственного уровня решения, создания национальной программы, проведения работ в государственном масштабе.

Проблема обеспечения предприятия всеми элементами, ука­занными выше, является общемировой проблемой, характерной как для западных предприятий, так и для наших. Однако наличие научно-технической политики, позволяющей наиболее экономич­ными путями выйти на передовой уровень, является более важ­ным, поскольку мы имеем сейчас мало свободных ресурсов и дол­жны уметь их оптимально использовать. Очевидно, при малых экономических ресурсах обеспечить одновременное развитие всех предприятий с целью достижения ими конкурентоспособного мирового уровня является несбыточной мечтой. Необходимо вы­делить приоритеты, определить критерии определения приори­тетов для того, чтобы сосредоточить выделенные средства на оп­ределенных предприятиях, выводя их, в первую очередь, на высокий экономический уровень и используя полученные сред­ства от продажи наукоемких изделий на развитие предприятий второго, третьего и т.д. приоритетов.

В первую очередь средства государственной поддержки дол­жны быть направлены на подъем и развитие крупных предприя­тий-холдингов с сетевой структурой управления, создающих слож­ную наукоемкую, с высокой добавленной стоимостью продукцию, продажа которой может обеспечить быстрый прирост средств. Однако нельзя забывать о том, чти подъем отечественного маши­ностроения невозможен, если не будет подъема малых машино­строительных фирм, малых предприятий, малых производств.

Ориентация экономической поддержки на крупные предприятия не означает, что должны быть забыты малые формы и предприя­тия. Научно-техническая политика (НТП) должна помочь им оп­ределить направления развития на основе своих собственных средств для движения в правильном направлении. При грамотно разработанной НТП интересы развития каждого предприятия со­впадают с интересами развития машиностроения в целом, хотя кри­терии и цели могут быть различными. На первом этапе реализации научно-технической политики государство должно помочь, если не прямой экономической поддержкой малых фирм, то принятием нормативных актов, обеспечивающих льготные условия для тех предприятий, которые следуют предложенной научно-технической политике и имеют определенные успехи в ее реализации. При ре­шении задач экономической поддержки второго приоритета необ­ходимо учитывать не только крупные предприятия, их наукоемкую продукцию, но и тенденции и прогресс в развитии малых предпри­ятий, следующих в русле предложенной научно-технической по­литики. На первом этапе к первому приоритету экономической поддержки должны относиться предприятия-холдинги, имеющие в своем составе «ядро», способное формировать и создавать изделие и поддерживать его жизненный цикл у потребителей с высокой добавленной стоимостью (не менее 1000 % ДС). На этом этапе основные средства государственной поддержки должны быть направлены на создание ресурсного обеспечения НТП, в первую очередь, научного, кадрового, ИТИ как наименее проработанных.

Особо следует выделить создание отрасли разработки и предоставления информационных услуг предприятиям и органи­зациям, поскольку именно здесь имеется наибольшее отставание отечественной промышленности. Создание такой отрасли, орга­низация сети предоставления информационных услуг и рынка информационных услуг, разработка сложного программно-мето­дического обеспечения комплексной автоматизации предприятий на основе ИТИ является крупной национальной задачей. Особен­но, если учесть, что потенциальный рынок только по машиностро­ительным производствам программного продукта для комплекс­ной автоматизации производства составляет примерно 40 млрд. долларов по России и около 10 млрд. долларов для Беларуси на I этапе, Отдать такой потенциальноемкий рынок на откуп запад­ных фирм является непростительной ошибкой. В настоящее вре­мя доминирующее положение на рынках программного продукта комплексной автоматизации производственной деятельности пред­приятия занимают западные программные продукты.

Хотя в Республике Беларусь в настоящее время есть высоко­квалифицированные кадры программистов, отдельные фирмы-раз­работчики программного продукта для автоматизации отдельных этапов производственной деятельности предприятия отрасли раз­работки и предоставления информационных услуг не существуют. Для этого необходимо из имеющихся мелких фирм создать на доб­ровольных основах корпорацию по разработке программного про­дукта, сравнимую по мощности выходной продукции с лучшими западными фирмами. Это позволит, ориентируясь на белорусский национальный продукт, обеспечить защиту рынка информацион­ных услуг в области информационных технологий инжиниринга. Создание такого белорусского национального программного про­дукта, конкурентоспособного западным, в настоящее время реаль­но и возможно, учитывая те обстоятельства, что и на Западе и у нас происходит переориентация сложных систем комплексной автома­тизации производства на новое поколение, так называемые интел­лектуальные производственные системы, где белорусские ученые и белорусские программисты имеют большие шансы на конкурен­тной основе соревноваться с западными разработчиками или, что предпочтительней, на равной корпоративной основе вести совмес­тные разработки. Для этого необходимо в ближайшее время прове­сти крупномасштабные научные и технические разработки в обла­сти унификации предоставления обмена производственными данными и, самое главное, формализацию работы с производствен­ными знаниями, создав предпосылки перехода к интеллектуальным машиностроительным производствам.

Эра постиндустриального общества характерна тем, что наука становится самостоятельной производительной силой об­щества. А разработке сложных наукоемких систем, какими явля­ются интеллектуальные машиностроительные производства (ИМИ), обязательно предшествуют фундаментальные научные разработки, создание моделей будущих изделий и ресурсов их производства, проведение исследовательского моделирования. Ранее создаваемые сложные изделия, машины, системы базиро­вались обычно на голой эмпирике.

Для решения всех сложных проблем и задач при создании новой отрасли разработки и создания сети предоставления инфор­мационных услуг необходимо сосредоточение многих научных сил общества, академических институтов, вузов, специалистов-практи­ков при общей координации работ со стороны общественных орга­низаций и государственных министерств. Как показывает анализ и имеющаяся практика работ, создание такого программного комп­лекса позволит в несколько раз сократить время выполнения зака­зов, повысить качество продукции, решить многие вопросы, стоящие перед создателями конкурентоспособных машиностроительных пред­приятий, в том числе и для создания любого другого ресурсного обес­печения. Очевидно, в первую очередь, реализация разработанного программного продукта в виде пилотных проектов должна прохо­дить на предприятиях, отвечающих требованиям, перечисленным выше. Это позволит решить сразу задачи и быстрого повышения их рентабельности, и получения дополнительных доходов от про­дажи наукоемких изделий, и создания и апробации национального программного продукта, который может быть использован для подъема других предприятий.

Интеллектуальные машиностроительные производства предполагают кроме интеллектуализации работы с производ­ственными знаниями также переход к новым методам организа­ции и управления производством. В течение предыдущих ста лет теоретической базой, на основе которой работали предприятия, являлась Тейлоровская концепция индустриального производ­ства. Она была ориентирована на жесткую дифференциацию всех работ и подчинение работы человека машинным ритмам, тем самым принижая роль человека, но создавая предпосылки для высокопроизводительной работы машин и оборудования в усло­виях массового и крупносерийного производства. В эпоху по­стиндустриального общества на смену индустриальным произ­водствам приходят интеллектуальные машиностроительные производства, основанные на тесном взаимодействии интеллек­та человека и искусственного интеллекта машин и систем, создаваемых на базе формализованной части знаний человека. Созданию современных ИМП должны предшествовать разработ­ки унифицированных моделей предприятия и всех этапов его производственной деятельности, новых форм и методов органи­зации производств и управления ими, предложений по новым структурным образованиям, например виртуальным предприя­тиям, корпорациям, национальным отраслевым технологическим центрам. Таким образом, первый этап реализации научной кон­цепции направлен на быстрый подъем и обеспечение прибыль­ности мощных предприятий, выпускающих наукоемкие изделия. Однако, было бы неправильно ориентировать предприятия, не вошедшие в первый приоритетный список, на ожидание допол­нительных средств для их подъема. Научно-техническая поли­тика должна ориентировать предприятия на самостоятельное развитие, на самостоятельные пути, на определение своих пу­тей развития за счет дополнительных средств, изыскиваемых вне госбюджета. Очевидно, при составлении перечня предприятий второго приоритета необходимо будет учитывать и самостоятель­ное развитие, и прогресс, и достижения предприятий, которые самостоятельно, в рамках разработанной технической полити­ки, достигнут определенного прогресса.

«Виртуальное» предприятие как новая форма организации производства

ВК - это организация, которая создается для выполнения какой-либо работы или реализации возникающей потребности. Это позволяет избежать постоянных изменений организации ив то же время использовать возникающие возможности. Если бю­рократия имеет внутреннюю направленность целей, органичные организации больше говорят о своем предназначении, миссии, и цели направлены вовне, то ВК не имеет цели, она сама есть цель. Она появляется в нужное время, в нужном месте для реализации возможностей и потом исчезает. Такая «сверхбыстрота» техноло­гически уже возможна, вопрос за организацией, людьми, задача­ми, способами и приемами управления, а здесь на первое место выходят доверие, дисциплина и взаимопонимание, на чем строят­ся отношения между людьми.

ВК создается из различных предприятий на контрактной основе, не имеет единой юридической организационной структу­ры, но зато обладает общей коммуникационно-информационной структурой, которая обеспечивает интеграцию усилий партнеров при выполнении какого-то проекта.

В современном бизнес-строительстве в этой связи намети­лась некоторая тенденция, которую одни авторы называют «вир­туальная корпорация», другие (среди них немецкий профессор Ханс-Юрген Варнике) «фрактальная фабрика». Для иллюстрации приведем выдержку из статьи Валерия Тарасова «Виртуальное предприятие». В последние годы в странах с развитой экономи­кой происходят значительные изменения в организационной струк­туре предприятий, связанные с внедрением новейших компьютерных технологий в целях автоматизации и перестройки традиционных деловых процессов. Эти изменения настолько ши­роки и радикальны, что нередко говорят о настоящей революции 90-х годов в сфере бизнеса, сравнимой по своим масштабам с ве­ликой промышленной революцией ХVIII-ХIХ веков.

Образование и раздел мирового рынка; компьютеризация рыночных отношений; возможность мгновенного доступа и по­лучения исчерпывающей информации о любых товарах; расту­щая взаимозависимость производителей; насыщение (и пресыще­ние) общества материальными благами в ведущих странах приводят к постепенному перерастанию экономики массового производства в экономику индивидуальных услуг. Решающая роль переходит от производителя к клиенту, который «всегда прав». В подобной, ориентированной на клиента, экономической ситуа­ции предприятия сталкиваются со стремительно меняющимся рынком. На этом весьма динамичном рынке все большую важ­ность приобретает поиск разнообразия и предложение инноваций. Здесь все чаще предложение не только предшествует спросу, но и формирует его. Заказчики, получившие невиданную свободу вы­бора, становятся все более требовательными и избалованными. Общие требования к качеству и надежности продукции становят­ся просто высочайшими, а срок жизни продукции неуклонно со­кращается в силу ее постоянного обновления.

Все это приводит к необходимости заново пересмотреть многие традиционные аксиомы организации предприятий.

По отношению к классической теории некоторые понятия пере­ворачиваются с ног на голову (или, скорее, наоборот). Так, обыч­ные представления о хорошем предприятии как о стабильном и полностью (читай, централизованно) управляемой организации с жесткой иерархической структурой ныне уступают место идеям о построении гибкой структуры управления предприятием вок­руг деловых процессов и постоянной реорганизации предприя­тия в условиях динамики рынка. Ранее неоспоримое достоинство процветающих предприятий устойчивая организационная струк­тура- ныне оборачивается недостатком, поскольку чересчур инер­ционная организация не позволяет мгновенно реагировать на из­менение требований рынка. Способность предприятия быстрее и легче адаптироваться к изменениям конъюнктуры рынка, предло­жить новые продукты и услуги раньше своих конкурентов стано­вится главным козырем в бескомпромиссной конкурентной борь­бе. Более того, в деятельности современных предприятий просматривается определенный сдвиг от собственно производства к сфере услуг. Традиционно общая цель различных предприятий состояла в том, чтобы произвести как можно больше продукции. Сегодня, в эпоху производства, ориентированного на индивиду­ального клиента, она заменяется более сложной целью: обеспе­чить полное удовлетворение заказчика за счет своевременного изготовления и/или поставки требуемых высококачественных то­варов. При этом само понятие качества становится более субъек­тивным, формируется в процессе взаимодействия производителя и потребителя, а уровень качества определяется степенью соот­ветствия характеристик товара тому набору требований, который предъявляет потребитель. Основой такого взаимодействия может служить «виртуальный продукт», являющийся новым понятием, близким к понятию «услуга». «Виртуальный продукт» по опреде­лению может быть изготовлен и адаптирован к запросам потре­бителя в кратчайшее время, в любом месте и в различной форме. Для этого он должен существовать в некой предварительной, иде­альной форме (например, в компьютере) еще до его изготовления. Близость виртуального продукта к понятию услуги хорошо ил­люстрируется аналогией с заказом обеда в ресторане: виртуаль­ный продукт предлагается подобно гастрономическому меню клиенту ресторана. Хорошим примером служит использование идеи виртуального продукта на японской фирме «Тоуоtа», где в тече­ние 72 часов производится автомобиль по заказу клиента (когда для одной и той же модели автомобиля можно выбрать двигатель с определенной мощностью, ту или иную коробку передач, цвет кузова, отделку салона и пр.).

Закономерно встает вопрос: если мы можем говорить о вир­туальном продукте, то почему нельзя говорить о «виртуальном предприятии» как о принципиально новой концепции организаци­онной структуры для интеграции предприятий конца XX - начала XXI века. Действительно, понятие виртуального предприятия яв­ляется естественным развитием понятия компьютерно-интегриро­ванного производства, а в более общем контексте - характерным примером построения компьютерно-интегрированной организации. При этом следует подчеркнуть, что «виртуальное предприятие» является одной из наиболее интересных стратегий интенсивного развития и оптимизации деятельности предприятий на основе новых информационных и коммуникационных технологий и се­тевых структур управления.

Термин «виртуальное предприятие» используется в двоя­ком смысле. В более абстрактном контексте виртуальное пред­приятие означает наиболее передовую и эффективную форму орга­низации предприятия, которая является наилучшей с точки зрения имеющихся технических и экономических условий. В более кон­кретном смысле виртуальное предприятие подразумевает сетевую, компьютерно-опосредованную организационную структуру, со­стоящую из неоднородных компонентов, расположенных в раз­личных местах. Тогда прилагательное «виртуальное» может ин­терпретироваться как «искусственно образованное», или как «мнимое, не существующее в реальном физическом простран­стве», или как «расширенное за счет совместных ресурсов».

Виртуальное предприятие создается путем отбора требую­щихся организационно-технологических ресурсов с различных предприятий и их интеграции с использованием компьютерной сети. Это приводит к формированию гибкой и динамичной организаци­онной системы, наиболее приспособленной для скорейшего выпуска -новой продукции и ее оперативной поставки на рынок.

В определенном смысле виртуальной корпорацией являет­ся Интернет. Его роль и охват рынка столь стремительно развива­ются, что становятся фактором развития не какого-то отдельного государства, а всей планеты. Появление новых типов организа­ций предполагает пересмотр старых схем управления. Одним из главных изменений системы управления является стирание иерар­хических рамок в структуре корпорации. Вместо должностной иерархии на первое место выходят интеллектуальное сотрудни­чество и сетевая кооперация менеджеров. Главным фактором, обус­ловливающим эти изменения, становится переход от капитала к знаниям, интеллектуальным активам как критическим ресурсам организации.

Для иерархической структуры управления характерно то, что каждая новая ситуация выносится на высший уровень рас­смотрения, где и принимаются решения. Такой механизм управ­ления становится неработоспособным в современном быстроме­няющемся мире. Именно поэтому возникают ВК с сетевой структурой, где каждый доступен для каждого, а функции руко­водящих менеджеров ограничиваются организацией совместной работы, подбором персонала, обучением.

В основе дистанционной коммуникации участников ВК лежат сетевые средства NetWare, а для поддержания процессов кооперации и сотрудничества служат средства групповой работы Groupware.

- Семейство Groupware можно разделить на несколько классов:

- системы обмена сообщениями;

- системы обеспечения компьютерных телеконференций;

- системы поддержки группового принятия решений и элек­тронных совещаний;

- соавторские системы и системы аргументации;

- координационные системы.

Безусловно, самые простые и широко используемые сред­ства поддержки групповой работы - это системы обмена сообще­ниями, такие, как электронная почта и электронные конференции на основе текстов. Более совершенные системы используют сред­ства мультимедиа и коллективный доступ. Соавторские системы и системы аргументации предназначены для поддержки группо­вого решения задач и переговорных процессов.

Безусловно, самые простые и широко используемые сред­ства поддержки групповой работы - это системы обмена сообще­ниями, такие, как электронная почта и электронные конференции на основе текстов. Более совершенные системы используют сред­ства мультимедиа и коллективный доступ. Соавторские системы и системы аргументации предназначены для поддержки группо­вого решения задач и переговорных процессов.

Следует подчеркнуть метафорический характер понятия «виртуального предприятия». Полностью виртуального, т.е. не имеющего базовых структур в реальном физическом простран­стве предприятия, конечно, быть не может. Здесь речь идет об интенсивном взаимодействии реально существующих специали­стов и подразделений различных предприятий в виртуальном про­странстве, реализованном на основе новейших информационных и коммуникационных технологий. Такое взаимодействие призва­но повысить уровень кооперации и координации предприятий, а в конечном итоге - конкурентоспособность производимой ими продукции и, соответственно, прибыль.

В то же время виртуальное предприятие полностью ориен­тировано на заказчика, поскольку его основные характеристики — это быстрота выполнения заказа (minimal time-to-market) и полнота удовлетворения требований клиента. С включением заказчиков и исполнителей в единую открытую организационную структуру границы между взаимодействующими предприятиями становятся довольно нечеткими, прозрачными и подвижными. Уровень парт­нерских отношений между поставщиками и клиентами возрастает: преуспевание одних есть необходимое условие преуспевания дру­гих. Предприятие имеет больше шансов остаться довольными сво­ими поставщиками, если они будут активно участвовать в началь­ной разработке новых продуктов, услуг и даже стратегий предприятия. Так, в частности, производственная функция может смещаться на более ранние стадии и выполняться одним из постав­щиков. Например, ныне изготовители интегральных схем выполняют ряд функций, ранее присущих разработчикам компьютеров.

С практической точки зрения, виртуальное предприятие есть сеть свободно взаимодействующих (и взаимосодействующих) агентов, находящихся в различных местах. Эти агенты разраба­тывают совместный проект (или ряд взаимосвязанных проектов), находясь между собой в отношениях партнерства, кооперации, сотрудничества, координации и т.п. Многоагентные системы яв­ляются одной из наиболее быстроразвивающихся областей искус­ственного интеллекта. Разработка виртуального предприятия свя­зана с интеллектуальным моделированием взаимодействия сложных, неоднородных, отстоящих друг от друга агентов. Построение многоуровневых дружественных интерфейсов между аген­тами играет первостепенную роль. Поэтому в первую очередь требуется построить модели взаимоотношений производителя с заказчиком, поставщиком, подрядчиком и пр., отработка которых позволяет достигнуть большей гибкости и реактивности предпри­ятия. Здесь важное место должны занимать модели организации партнерских отношений в виртуальных предприятиях на основе многозначных логик взаимодействия отдельных предприятий и их подразделений (например, трехзначная логика - кооперация, конкуренция, безразличие), строящихся в зависимости от таких параметров, как совместимость целей предприятий, взаимное до­верие и ответственность партнеров при выполнении их обяза­тельств, необходимость объединения ресурсов и недостаток про­изводственного опыта отдельного предприятия.

Важнейшим условием эффективности ВК служит интеллек­туализация производства и менеджмента у предприятий-партнеров. Для ее достижения необходимо систематизировать корпоративные знания и опыт, создавать распределенные и большие базы произ­водственных знаний, разрабатывать интеллектуальные производ­ственные системы, в которых подсистемы способны к автономным оценкам, рассуждениям и действиям. Эффективное решение этих проблем требует разработки моделей и систем управления произ­водственными знаниями. Основная роль управления знаниями в ВК состоит в их разделении между участниками так, чтобы каждый мог воспринимать и использовать корпоративные знания в процес­сах распределенного решения задач. Важную роль начинают иг­рать системы управления знаниями (СУЗ). Основные требования к ним: гибкость, возможность поиска, чувствительность к контексту, адаптация к пользованию, прогностичность.

На наш взгляд, виртуальное предприятие может рассматри­ваться как метапредприятие (своего рода предприятие над пред­приятиями), объединяющее цели, ресурсы, традиции и опыт не скольких предприятий при разработке сложных инновационных проектов или при производстве продукции мирового уровня. Со­здание виртуального предприятия означает интеграцию уникаль­ного опыта, производственных возможностей и передовых тех­нологий ряда предприятий - партнеров вокруг некоторого проекта, который не может быть выполнен каждым из них в отдельности. В частности, образование виртуального предприятия из разнород­ных предприятий обеспечивает взаимную компенсацию их недо­статков и усиление преимуществ. Так, например, можно объеди­нить достоинства больших предприятий (мощных, но обладающих сильной инерционностью и медленно реагирующих на измене­ния рынка) и малых предприятий (испытывающих недостаток в ресурсах, но способных быстро перестраиваться). Виртуальное предприятие не ведает отраслевых или ведомственных границ.

Яркими примерами практической реализации идей виртуального предприятия в компьютерном бизнесе служат объедине­ние усилий фирм «Apple» и «Sony» при работе над проектом «Powerbook», а также партнерство компаний AT&T, «Marubeni Matsushita» при проектировании компьютера (notebook) Safari. Другим классическим примером виртуального предприятия является европейский консорциум AIRBUS «Industries», произво­дящий аэробусы А-310 и др.

Ниже приведены главные признаки, раскрывающие содержание понятия «виртуальное предприятие».

- Интеграция лучших средств и опыта различных предприятий в рамках стратегически целесообразных объединений и союзов.

- Организация по проектам или вокруг ключевых процессов (сквозных деловых процессов предприятия или жизненного цикла продукта).

- Образование автономных рабочих групп, обеспечение сотрудничества и координации лиц и коллективов, пространственно удаленных друг от друга.

- Временный характер, гибкость, возможность быстрого образования, развития, переструктурирования и расформирования в нужное время.

- Сочетание децентрализации и централизации в управлении при преимущественном развитии децентрализованного (распределенного) управления, приоритет координационных связей.

- Максимально широкое распределение и гибкое перераспределение полномочий власти, принятие решений на всех уровнях организационной иерархии, сочетание восходящего и нисходящего проектирования.

- Организация группового взаимодействия специалистов с помощью ЭВМ, включая «встречу в сети» (meeting on the network) и согласованные потоки работы (workflow), обеспече­ние свободного обмена идеями внутри и между уровнями организационной иерархии.

- Разработка неоднородных компьютерных сред и сетей, использование архитектуры клиент-сервер, применение программных средств обеспечения коллективной деятельности (groupware) различного класса.

Три года назад Гари Леник (Gary Lenic) собрал менеджеров из семи основных компаний, поставляющих детали и оказывающих производственные услуги компании «PairGain Technologies» из Тас-тина, штат Калифорния, которая выпускает коммуникационные системы для цифровых абонентских линий (digital subscriber line-DSL).

Руководитель отдела снабжения Леник хотел создать особый вид предприятия, в рамках которого «Pair Gain» и ее партнеры действовали бы в качестве единой производственной единицы, обме­ниваясь проектными планами, заказами на доводку продукции и нарядами на работу так, как если бы их передавали друг другу люди, живущие в одной комнате. После того как Леник изложил свои идеи, один менеджер из компании-поставщика покачал в изумлении головой. «Послушайте, это же больше, чем работа в команде, - вос­кликнул он. - Это суперкоманда». Этот термин так и остался. Се­годня восемь компаний называют свой союз по производству телекоммуникационного оборудования «Суперкомандой» (Super Team). Однако эта команда действует в виртуальном мире, поддер­живая связи через экстрасеть (extranet) - структуру, обеспечиваю­щую надежное и безопасное ведение операций в Интернете.

Экстрасеть - это гибкий, быстрый и мощный инструмент, позволяющий одаренным воображением компаниям создавать новые структуры для ведения своего бизнеса. Для «Pair Gain» и других hi-tech компаний новой моделью стало виртуальное производство. Хотя «Pair Gain» проектирует, изготавливает и про­дает уникальную продукцию под своей собственной торговой маркой, эта компания вовсе не делает все сама. Вместо этого она управляет процессом производства внешних подрядчиков, эф­фективно координируя сложные процессы, способные запутать даже единую корпорацию.

Другие компании используют экстрасети для распространения новых моделей управления. Недавно созданная компания-франчайзер «Sandella's» владеет в Соединенных Штатах целой сетью ресторанов. Тем не менее, ее накладные и производствен­ные расходы находятся на таком же уровне, как расходы одного офиса ресторана высшего класса. «Sandella's» работает как не­большой и «прозрачный» франчайзер. Она использует экстрасеть для контроля за деятельностью виртуальной группы независимых подрядчиков, занимающихся продажей франшиз. После открытия новых отделений «Sandella's» планирует расширить функции экстрасети, включив в них единый контроль и поддержку всей цепи. Даже имеющие долгую историю компании используют эк­страсети для упрощения и ускорения своей производственной деятельности. В области архитектуры и строительства Web-сай­ты, поддерживающие коллективные работы, помогают компани­ям завершать в установленные сроки и бюджетные ограничения самые масштабные проекты. «Интернет, наконец, позволил нам делать с нашими клиентами все то, о чем мы всегда мечтали», -провозглашает Кен Смит (Ken Smith), менеджер по технологии подразделения «Advanced Technology» строительной компании «Black & Veatch» из Канзас-Сити, штат Миссури, имеющей обо­рот 2 млрд долл.

Большое значение имеет подготовка технических условий. Практически все операции вида бизнес-бизнес в Интернете ве­дутся через ту или иную форму безопасных частных сетей, ут­верждает Лори Орлов (Lauri Orlov), старший аналитик «Forrester Research», консультационной фирмы из Кембриджа, штат Масса­чусетс. Орлов прогнозирует, что объем операций в экстрасетях в Соединенных Штатах к 2003 году составит 1,3 трлн долл. по срав­нению с 43,1 млрд долл. в прошлом году и 109,3 млрд в 1999 году (оценка). По словам Орлова, основными пользователями станут компании компьютерной и электронной отраслей, мотостроитель­ные и нефтехимические компании.

В заключение отметим, что в современных условиях кон­курентоспособность предприятий на мировом рынке (и особен­но на рынке компьютерных средств) зависит от возможностей преобразования ключевых процессов предприятия в стратеги­ческие инициативы, нацеленные на как можно более полное удов­етворение требований заказчика, и вообще, на гибкое отслежи­вание и прогнозирование изменений в конъюнктуре рынка. Новейшими примерами таких инициатив служат перестройка или реинжиниринг (business process reengineering) и инновация (process innovation) процессов деятельности предприятия. Указанные примеры связаны с широким развитием и использованием новых информационных и коммуникационных технологий (НИТ/НКТ) для управления человеческими ресурсами и плани­рования будущей деятельности предприятия, моделирования и оптимизации процессов взаимодействия (кооперации и коорди­нации) между различными агентами (специалистами и подраз­делениями) предприятия. А это и означает актуальность и ре­альность создания «виртуальных предприятий».