logo search
111 лекции

79. Внешняя торговля и национальная экономика.

Международная (мировая) торговля представляет собой процесс купли-продажи товаров и услуг, осуществляемый между покупателями, продавцами и посредниками в разных странах. Международная торговля включает экспорт и импорт товаров, сумма которых называется товарооборотом, а соотношение между ними – торговым балансом. Однако внешняя торговля не сводится только к торговле товарами. Она включает в себя и торговлю услугами.Поэтому можно сказать, что международная торговля (МТ) — это форма международных экономических отношений, осуществляемая посредством экспорта товаров и услуг.

Причинами, вызывающими МТ, являются: • неравномерность распределения и обеспеченности экономическими ресурсами различных стран, что вызывает необходимость обеспечения населения недостающими товарами;

• наличие разного уровня эффективности различных технологий в разных странах, что делает необходимым обмен ими.

Значение международной торговли заключается в следующем:

• преодоление ограниченности национальной ресурсной базы;

• расширение емкости внутреннего рынка и установление связи национального рынка с мировым;

• обеспечение получения дополнительного дохода за счет разницы национальных и интернациональных издержек производства;

• расширение масштабов производства за счет привлечения иностранных ресурсов.

Объем МТ выражается показателями: экспорт, импорт товаров и услуг, чистый экспорт (экспорт минус импорт). Отношение каждого из этих показателей к ВНП показывает их место в национальной экономике и динамику роста. Выгодность МТ в разных экономических школах оценивается по-разному:

• меркантилисты отстаивали принцип превышения импорта денег и товаров над экспортом;

• А. Смит высказал свои соображения о том, что покупать надо те товары, которые другая страна производит по более дешевой цене, чем «мы сами изготовляем». В литературе его теория получила название «теории абсолютных преимуществ»; • Д. Рикардо разработал «теорию сравнительных преимуществ», в которую концепция А. Смита вошла как частный случай. Рикардо доказал, что при оценке выгодности МТ надо сравнивать не абсолютный, а относительный эффект: по его мнению, совокупный объем выпускаемой продукции станет максимальным тогда, когда каждый товар будет производиться той страной, в которой ниже вмененные издержки.