logo
111 лекции

48.Основы финансового устройства государства.

Финансовая система представляет собой совокупность фи¬нансовых звеньев, призванных обеспечить государству осущес¬твление своих политических и экономических функций, и состоит, с одной стороны, из государственных финансов, а с дру¬гой — из финансов частных предприятий, корпораций, монопо¬лий.На современном этапе государственная финансовая система в развитых зарубежных странах включает четыре звена: госу¬дарственный бюджет; местные финансы; специальные внебюд¬жетные фонды и финансы государственных предприятий.

Ведущим звеном государственных финансов выступа¬ет государственный бюджет. По своему материальному содер¬жанию — это главный централизованный фонд денежных средств государства.Государственный бюджет в силу своего положения тесно связан с другими звеньями финансовой системы. Он выступает координирующим центром, оказывающим в условиях рыноч¬ной экономики необходимую им помощь. Эта помощь в форме бюджетных субсидий, кредитов, гарантий обеспечивает нор¬мальное функционирование остальных звеньев финансовой системы, решение ими возложенных на них задач.Следующим по своему значению финансовым звеном является система местных финансов. В современ¬ных условиях под влиянием развития производительных сил, научно-технического прогресса происходит повышение роли и влияния местных органов власти. Растут масштабы местного хозяйства, их связь и зависимость от крупного капитала, рас¬ширяются и усложняются функции местных властей. Все это усиливает значение местных финансов, повышает их роль и удельный вес в финансовой системе.В современных условиях это звено финансовой системы все больше используется в экономических целях, для регулирова¬ния хозяйственных процессов. С этой целью значительная часть средств местных бюджетов направляется на развитие эко¬номической и социальной инфраструктуры.Особое финансовое звено образуют специальные правительственные фонды, которые имеют определенную са¬мостоятельность, отделены от государственного бюджета и уп¬равляются непосредственно центральными, а в отдельных слу¬чаях — и местными властями. К ним относятся фонды социаль¬ного страхования, различные целевые фонды, а также государственные и полугосударственные финансово-кредитные учреж¬дения.Первоначальной задачей этих фондов являлось финансиро¬вание отдельных целевых мероприятий. Впоследствии они при¬обретают значение резерва, к которому правительства прибега¬ют в случаях финансовых затруднений, т.е. используются для повышения маневренности финансовой системы. В отличие от государственных бюджетов специальные фонды подлежат зна¬чительно меньшему контролю со стороны парламентов, что облегчает их использование и повышает заинтересованность пра¬вительств в их росте.