25.Антимонопольное регулирование в России и его эффективность
Антимонопольное законодательство можно определить как целостную систему нормативных правовых актов, включающую в себя правила регулирования воспроизводства и поддержки добросовестной конкуренции, предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.По своему уровню антимонопольное законодательство является федеральным. Это связано с тем, что п. "ж" ст. 71 Конституции РФ относит вопросы установления правовых основ единого рынка к предмету исключительной компетенции Российской Федерации. Правовые начала развития единого рынка, включая антимонопольные правила, на всей территории государства не могут устанавливаться органами государственной власти субъектов Федерации, а также органами местного самоуправления.Акты антимонопольного законодательства действуют в соответствии с вертикальной иерархией норм о конкуренции и ограничении монополистической деятельности. Первое место в этой иерархии занимает Конституция РФ, имеющая высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории России.Конституционные основы антимонопольного регулирования образуют нормы главы 1 Конституции РФ. Поддержка конкуренции - наиболее стабильная часть антимонопольного законодательства, поскольку в Конституцию РФ не могут быть внесены изменения и дополнения.Статья 8 Конституции РФ гарантирует единство экономического пространства, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности. Эти гарантии тесным образом связаны с основополагающими конституционными правами и свободами. Государство обязано не только провозгласить их, но и обеспечить условия для их практической реализации в частноправовых и публичных отношениях. Поэтому в п. 2 ст. 34 Конституции РФ запрещается такая экономическая деятельность, которая направлена на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Данная запрещающая норма носит общий характер и охватывает все виды экономических отношений, включая те, что складываются на рынках ценных бумаг и финансовых услуг. Применительно к частноправовому регулированию указанный запрет реализован в п. 1 ст. 10 Гражданского кодекса РФ, где не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции и злоупотребления доминирующим положением.
Сфера действия запрета, закрепленного в ст. 10 ГК РФ, ограничена. Во-первых, запрет распространяется только на участников гражданского оборота (граждан и юридических лиц) и применяется к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом. Во-вторых, запрет не применяется к отношениям, основанным на властном подчинении одной стороны другой. Однако иное, в принципе, может быть предусмотрено законодательством.
Запрет распространяется на товарные рынки, где конкуренция по объективным причинам отсутствует: это рынки естественных, государственных и временных монополий. По субъектному составу запрет распространяется на тех лиц, которые обладают доминирующим положением на рынке. Положения ст. 10 ГК РФ являются, по существу, бланкетными (легальные определения понятий "конкуренция" и "доминирующее положение" приводятся в ст. 4 Закона РСФСР от 22.03.91 N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (в ред. от 09.10.2002; далее - Закон о конкуренции) и статьях 3 - 4 Федерального закона от 23.06.99 N 117-ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" (в ред. от 30.12.2001)). Их применение зависит от дефиниций и правил антимонопольного законодательства. Таким образом, расширить или сужать сферу действия п. 1 ст. 10 ГК РФ можно путем внесения изменений и дополнений в вышеуказанные Законы. Реализация запрета по ст. 10 ГК РФ осуществляется в судебном порядке. В случае несоблюдения этого запрета суд общей юрисдикции или арбитражный суд вправе отказать лицу в защите принадлежащего ему права.
- 1. Экономические системы. Виды экономических систем.
- 2. Решение в экономических системах основных экономических вопросов.
- 3.Семейная экономика. Рациональный потребитель.
- 5. Неравенство доходов и его причины.
- 7. Защита прав потребителя.
- 8. Сбережения, Страхование , «Меры социальной поддержки»
- 9.Рынка товаров и факторов производства.
- 10.Спрос.Предложение. Цена. 10. Спрос. Предложение. Цена.
- 11. Типология рынков и её основы.
- 12. Понятие о спросе и величине спроса. Понятие о предложение и ветчине предложения. Закон предложения.
- 13. Эластичность проса, её виды и причины существования.
- 14 .Эластичность предложения и её связь-с техническим прогрессом.
- 16. Рынок товаров и факторов производства: рынок капитала, рынок земли, рынок трудовых ресурсов. Спрос, предложение на данных рынках.
- 17. Формирование рыночных цент их значение для покупателей и продавцов. Роль цены в экономической жизни общества.
- 18. Механизмы формирования и изменения рыночных цен. Система цен, закономерности её формирования. Понятие об уровне цен.
- 19. Понятие о конкуренции её роль в экономическом развитии. Экономические и психологические основы возникновения конкуренции.
- 20 .Понятие о монополии и анализ её разновидностей.
- 21. Понятие о закономерности возникновения монополии. Экономические последствия монополий.
- 22. Монополистическая конкуренция и барьеры для выхода на рынок.
- 23. Законодательные основы антимонопольной политики. Методы ограничения монополистической деятельности.
- 24.Проблемы создания конкурентной среды в экономике России.
- 25.Антимонопольное регулирование в России и его эффективность
- 26. Проблема естественных монополий.
- 27. Особенности сельскохозяйственного производства как отрасли экономики.
- 28. Закономерности развития организационно-производственный структуры сельского хозяйства и исторический опять в России.
- 29. Механизм государственный поддержки и регулирование сельскохозяйственный производства.
- 30. Понятие о макроэкономике и её основные проблемы в современной России. Макроэкономика как сфера знаний о процессах развития национальной экономики в целом.
- 31.Понятие об отраслях экономики и отраслевой структуре экономики страны.
- 32.Структура и уровень развития экономики России в целом, её отраслевая структура и сдвиги в ней.
- 33. Основные типы макроэкономических проблем (безработица, инфляции, динамика экономического развития, международное экономические отношения ) и их взаимосвязь.
- 34. Понятие о безработицы .Причины возникновения и типы безработицы, её динамика.
- 35. Проблемы безработицы в России.
- 36.Деньги в банки в современной экономике.
- 37. Функции денег в экономике. Типы денег.
- 38.Структура денежной массы и закономерности её изменения в России.
- 39. Закономерности формирования предложения денег и его связь со склонностью населения к сбережениям.
- 40. Понятие «инфляция». Причины и закономерности возникновения и развития инфляции.
- 41. Основные виды инфляции: инфляция спроса, инфляция издержек, инфляция подавленна.
- 42.Классификация инфляции по масштабам роста цен: вялая, галопирующая, гиперинфляция.
- 43. Методы борьбы с инфляции.
- 44. Влияние инфляции на экономику страны и политическую ситуацию.
- 45. Банки. Центральный банк. Коммерческие банки. Роль банков в создании денег.
- 46. Типы банков и устройство банковской системы.
- 47. Масштабы инфляции в разных странах мира.
- 48.Основы финансового устройства государства.
- 49. Понятие о государственном бюджете и механизмах его формирования и исполнения.
- 50. Государственные финансы и экономические основы их возникновения.
- 51. Структура доходов и расходов государственного бюджета в России. Проблемы рационализации бюджета.
- 53. Государственный долг и проблемы его обслуживания.
- 54. Типы филкальной политики и их влияние на экономику. Понятие о налогах и основные типии налоговых систем. Налогообложение как элемент механизма го
- 55.Закономерности развития налоговых систем и причины использования различных типов налогов.
- 56. Понятие о экономическом росте и методы его измерения. Источники экономического. Методы измерения экономического роста.
- 57. Закономерности экономического роста и понятие о цикличности. Понятие об экономических циклах и причинах , их порождающих. Основные фазы экономического цикла.
- 58. Экономический рост и его связь с границей производственных возможностей общества.
- 59.Основные типы макроэкономических показателей и их структура.
- 60. Анализ динамики макроэкономических показателей в России.
- 61. Роль научно-технического прогресса.
- 62. Взаимосвязь между темпами экономического роста, инфляций и безработицей. Опыт регулирования экономического роста в России.
- 63. Факторы ускорения или замедления экономического роста. Методы антициклического регулирования.
- 64. Мировой опыт использования иностранных иностранных инвестиции для регулирования циклического развития и ускорения экономического роста.
- 65. Особенности использования иностранных инвестиции в России.
- 66. Влияние экономики на принятие политических решений. Понятие об общественном выборе.
- 67. Взаимосвязь экономики и политики.
- 68. Понятие о лоббизме. Роль лоббизма в экономической и политической жизни общества. Особенности его правления в России.
- 69. Дискуции о роли государства в регулирование экономики.
- 70.Национальные и групповые экономические интересы.
- 71. Роль бюрократии в экономическом развитии общества.
- 72. Взаимосвязь демократии и экономического прогресса.
- 73.Анализ взаимосвязи экономики и экологии в условиях глобализации хозяйственных процессов.
- 74. Понятие об общественных благах.
- 76. Понятие о границах возможностей рынка в решении проблем экономического и социально развития.
- 78.Международное разделение труда на мировом рынке.
- 79. Внешняя торговля и национальная экономика.
- 80. Протекционизм в современной России.
- 81. Механизмы регулирования внешней торговли.
- 82.Валютный механизм мирового рынка. Причины многовалютности мировой торговли, история развития валютного рынка и проблема золотого стандарта.
- 83. Роль валютных курсов в развитии экономических процессов внутри страны.
- 84. Принципы и проблемы международного экономического сотрудничества. Роль России в мировой экономике.
- 85. Важнейшие международные экономические организации (мвф, Мировай банк, гатт и др) и основные принципы их деятельности.
- 86. Взаимодействие России с международными экономическими организациями.
- 89. Типология фирм, достоинства и недостатки каждого из типов фирм.
- 90. Причины, поражающие сосуществование разных типов фирм.
- 91. Многообразие фирм и проблема стабильности экономического роста, сохранения политической устойчивости в стране.
- 92. Распространенность различных типов фирм в российской экономике.
- 93. Понятие об основных элементах процесса управления: планирования, организации, контроле реализации планов.
- 94.Понятия о маркетинге. Основные концепции маркетинге.
- 95.Организация управления персоналом. Методы экономического и морального стимулирования работников. Взаимодействие менеджеров и профсоюзов.
- 96.Способы оценки издержек и управления ими коммерческой форме.
- 97.Методы заработного ценообразования.
- 99.Понятия о скидках и наценках к ценам.
- 100.Ценовая дискриминация.
- 101.Управление динамики цен в условиях инфляции.
- 102. Взаимосвязь цены и жизненного цикла товара.
- 103. Понятие об оптовой и розничной торговле. Основные формы организации торговой деятельности и особенности развития торговли России.
- 104. Финансовый менеджмент.
- 105. Возможные источники капитала для создания и развития фирмы.
- 106. Типы инвестиции и из значение в деятельности фирмы.
- 107. Понятие о дисконтирование и его роль в оценке результатов инвестиции.
- 108. Основные методы привлекательности инвестиции.
- 109. Принципы разработки бизнес-плана и инвестиционных проектов.
- 110.Организации, поддерживающие инвестиционный процесс в России.
- 111. Особенности привлечения иностранных инвнстиции.
- 112. Правовая среда деятельности фирм в России. Законодательства о защите прав потребителей.
- 113. Понятие о деловой репутации фирмы как разновидности её активов.
- 114. Методы государственного воздействия на деятельность коммерческих форм в России.
- 115. Органы государственного контроль.