logo
111 лекции

64. Мировой опыт использования иностранных иностранных инвестиции для регулирования циклического развития и ускорения экономического роста.

История развития мировой системы хозяйствования свидетельствует, что переход общества к капиталистическому способу производства сопровождался нарастанием кризисных явлений в экономике, постепенно выходивших за границы отдельных государств и приобретавших глобальный характер. В условиях рыночной экономики усиливающаяся международная зависимость, ускорение переливов капиталов в мире и все более тесное переплетение хозяйственных связей выдвинули задачу достижения устойчивого роста национальной экономики в разряд первоочередных. Устойчивый характер экономического роста предполагает наличие сбалансированной и прогрессивной структуры экономики, а также отсутствие инфляции при незначительной амплитуде темпов роста на протяжении длительного периода времени. Усиление государственного вмешательства в инвестиционной сфере проявилось в кардинальном изменении подхода к пониманию целей инвестиционной политики и ее значимости для национальной экономики. Трансформация целей, принципов и инструментов государственного регулирования инвестиционной деятельности происходила по мере изменения объективных условий функционирования в мире. Так, если в 30-40-е годы ХХ в. инвестиционная политика рассматривалась как средство краткосрочного воздействия на объем и структуру инвестиций, то в послевоенный период акцент переместился в сторону ее использования в качестве инструмента долгосрочного регулирования. Инвестиционная политика государства в 50-70-е годы была ориентирована на параллельное решение двух задач: смягчение циклических колебаний и активизация процесса накопления капитала - для обеспечения устойчивого экономического роста. Арсенал средств и методов государственного воздействия на инвестиционный процесс заметно расширился по сравнению с довоенным уровнем. Усиление роли государственного сектора экономики, увеличение перераспределяемой через бюджет доли национального дохода, дальнейшее совершенствование налоговой и кредитной системы, резко возросшие прямые капитальные государственные вложения и субсидии предоставляли новые возможности для более глубокого контроля за структурой и объемом накопления капитала в стране. На рубеже 70-80-х годов наметилась тенденция некоторого ослабления государственного регулирования экономики на национальном уровне, что было предопределено объективными изменениями условий мирового хозяйствования. Дело в том, что быстро разрастающемуся транснациональному капиталу требовалась новая экономическая доктрина, которая определяла бы развитие не только национальных экономик отдельных государств, но и мирового сообщества в целом. Следовательно, монетаризм стал своего рода продолжением кейнсианской теории регулирования экономики, но уже на межнациональном уровне. Тем не менее при реализации монетаристских рецептов и рекомендаций по-прежнему сохранялась предрасположенность рыночной экономики к циклическому характеру развития, а значит, проблема устойчивого роста, вынесенная на межнациональный уровень, так и осталась нерешенной. Временной мерой ослабления нарастающих противоречий капитализма стало бурное развитие международного рынка капиталов как средства переноса издержек несбалансированности на плечи развивающихся стран. В результате национальные экономики последних попали в сильную зависимость от направлений движения денежных потоков, расширив сферу распространения мировых кризисов. Таким образом, позиция, которую должно занимать государство в соответствии с духом времени, достаточно полно была определена Дж.Вульферсоном в ежегодном докладе Всемирного банка: "…развитие нуждается в эффективном государстве, играющем роль катализатора и помощника, стимулирующего и дополняющего деятельность частного бизнеса и отдельных лиц. Без эффективного государства устойчивое развитие - как экономическое, так и социальное – невозможно