74. Понятие об общественных благах.
Общественные блага - это блага, потребляемые всеми субъектами. К общественным благам относятся воздух, научные знания и открытия, общественный транспорт и пр. Из-за ограниченности рыночных ресурсов по причине непокрытия издержек по производству общественных благ функции по их финансированию ложатся на государственные органы. Средства из государственной казны расходуются на сферы обороны, здравоохранения, образования, погашение внешнего долга, развитие нанотехнологий и т.д. Поэтому деятельность государства в экономической отрасли тесно связана с существованием общественных благ. Она изучалась и изучается ведущими учеными-экономистами. Определяя сущность общественных благ, экономисты отмечают, что способ производства не играет особенной роли при определении их об- щественными. Только характеристики делают блага общественными, поскольку общественные блага на определенной стадии производства вре- менно становятся частными
Характеристики общественных благ:
1) общественные блага являются результатом действий по осуществлению контроля над критерием бесплатного потребления;
2) общественные блага обеспечивают общественность совокупным, общим благом, так как они не могут быть однозначными, т.е. не должны быть определены по отдельным потребителям;
3) общественные блага призваны поддерживать стабильное состояние и развитие в обществе.
Кроме общественных благ, существуют смешанные блага, которые не могут производиться частным способом.Общественные блага имеют два свойства. К ним относятся неисключаемость и несоперничество. Неисключаемость означает доступ к определенному благу для желающих им воспользоваться. Несоперничество общественных благ означает, что увеличение количества потребителей общественного блага не уменьшает полезности и не несет дополнительных затрат.
Свойства общественных благ делают невозможным производство этих благ в частном бизнесе.Многие экономисты выступают против передачи в частный бизнес предприятий и организаций транспортной сферы, отрасли связи, энергетики и других отраслей. Финансовая деятельность государственных органов должна аккумулироваться на непроизводственной сфере (сфере предоставления общественных благ): это образование, культура, здравоохранение, научные знания, оборона страны.Все вышеназванные отрасли национальной экономики могут предоставляться поставщиками, осуществляющими частную деятельность. В этом случае блага перестанут быть общественными, а будут частными, и правом пользования станут обладать лишь немногие социальные группы. Возникновение потребности в общественных благах связано с изъянами рынка. Именно поэтому для эффективного развития экономики и ее показателей так необходим общественный сектор.
75. Понятие о слабости рынка. Внешнее (побочные) эффекты экономической жизни, рост их масштабов в современной экономике. Слабость рынка как причина вмешательства государства в экономическую жизнь общества.
Рынок, без всякого сомнения, - одно из самых умопомрачительных социальных изобретений за всю историю человечества. Если мы попытаемся воскресить в памяти особенности дорыночных античных обществ, мы вспомним, что они традиционно сталкивались с двумя трудностями. Если жизнь в них протекала в согласовании с традициями, эти общества были, как правило, инертными, пассивными, неспособными к переменам: в традиционной экономике очень тяжело сделать что-нибудь, если это обязано быть как-то по-новому. В командной экономике - другая врожденная заболевание. Такое общество замечательно справляется со своими неуввязками, но способно делать это дорогой ценой. Стоимость эта – присутствие в экономическом механизме движущей политической силы или в форме большого бюрократического аппарата, или властей, «сующих свой нос» во все мелочи повседневной жизни. Этим двум трудностям ценовая система противопоставляет два больших достоинства: она только динамична и «самопринуждаема», то есть предоставляет, с одной стороны, простор для конфигураций, а с другой – дозволяет экономической деятельности осуществляться без надзора свыше. Вторая характерная черта рынка – его самопринуждаемость - в особенности полезна с точки зрения воплощения им функции рационирования. Система цен действует без какого-или видимого административного аппарата. С другой стороны, сами эти достоинства системы обусловливают известные её дефекты. Она эффективна и динамична, но совсем лишена каких-или ценностей: она не признает других прав на продукты и сервисы, не считая тех, которые дают достояние и доход. Те, кто владеют богатством либо доходом, имеют «законное» право на продукты и сервисы, производимые экономикой; те, у кого нет дохода либо состояния, не получают ничего. Это безразличие рынка к хоть каким притязаниям на производимую в обществе продукцию, не подкрепленным доходом и состоянием, порождает серьезные трудности. Это значит, что те, кто не имеет состояния и не может участвовать в публичном производстве по различным причинам, не способны получить доход ( через экономический механизм ) Если полагаться лишь на рыночную систему распределения, то необходимо смириться и с тем, что люди будут умирать с голоду. По мере развития рыночных хозяйств появились и обострились экономические и социальные трудности, которые не могли быть решены автоматом на базе частной принадлежности. Появилась необходимость значимых инвестиций, малорентабельных либо нерентабельных с точки зрения частного капитала, но нужных для продолжения воспроизводства в государственных масштабах. Отраслевые и общехозяйственные кризисы, массовая безработица, нарушения в денежном обращении, обострившаяся конкуренция на глобальных рынках требовали общегосударственной экономической политики.К числу заморочек, которые не решает рыночный конкурентноспособный механизм, относятся внешние, либо побочные, эффекты. Когда создание какой-или продукции приводит к загрязнению окружающей среды, то, как правило, требуются дополнительные издержки. При этом на цене продукта, которая повлекла за собой подобные побочные эффекты, это сумеет и не сказаться.Внешние, либо побочные, эффекты можно регулировать, делая упор на прямой контроль страны. Экономическая практика выявила в XIX в. И подтвердила в XX в., Что есть ситуации, так называемые фиаско рынка, когда рыночная координация не обеспечивает эффективного использования ресурсов. Поэтому правительство вынужденно вмешиваться и корректировать те «несовершенства», которые присущи рыночному механизму.
- 1. Экономические системы. Виды экономических систем.
- 2. Решение в экономических системах основных экономических вопросов.
- 3.Семейная экономика. Рациональный потребитель.
- 5. Неравенство доходов и его причины.
- 7. Защита прав потребителя.
- 8. Сбережения, Страхование , «Меры социальной поддержки»
- 9.Рынка товаров и факторов производства.
- 10.Спрос.Предложение. Цена. 10. Спрос. Предложение. Цена.
- 11. Типология рынков и её основы.
- 12. Понятие о спросе и величине спроса. Понятие о предложение и ветчине предложения. Закон предложения.
- 13. Эластичность проса, её виды и причины существования.
- 14 .Эластичность предложения и её связь-с техническим прогрессом.
- 16. Рынок товаров и факторов производства: рынок капитала, рынок земли, рынок трудовых ресурсов. Спрос, предложение на данных рынках.
- 17. Формирование рыночных цент их значение для покупателей и продавцов. Роль цены в экономической жизни общества.
- 18. Механизмы формирования и изменения рыночных цен. Система цен, закономерности её формирования. Понятие об уровне цен.
- 19. Понятие о конкуренции её роль в экономическом развитии. Экономические и психологические основы возникновения конкуренции.
- 20 .Понятие о монополии и анализ её разновидностей.
- 21. Понятие о закономерности возникновения монополии. Экономические последствия монополий.
- 22. Монополистическая конкуренция и барьеры для выхода на рынок.
- 23. Законодательные основы антимонопольной политики. Методы ограничения монополистической деятельности.
- 24.Проблемы создания конкурентной среды в экономике России.
- 25.Антимонопольное регулирование в России и его эффективность
- 26. Проблема естественных монополий.
- 27. Особенности сельскохозяйственного производства как отрасли экономики.
- 28. Закономерности развития организационно-производственный структуры сельского хозяйства и исторический опять в России.
- 29. Механизм государственный поддержки и регулирование сельскохозяйственный производства.
- 30. Понятие о макроэкономике и её основные проблемы в современной России. Макроэкономика как сфера знаний о процессах развития национальной экономики в целом.
- 31.Понятие об отраслях экономики и отраслевой структуре экономики страны.
- 32.Структура и уровень развития экономики России в целом, её отраслевая структура и сдвиги в ней.
- 33. Основные типы макроэкономических проблем (безработица, инфляции, динамика экономического развития, международное экономические отношения ) и их взаимосвязь.
- 34. Понятие о безработицы .Причины возникновения и типы безработицы, её динамика.
- 35. Проблемы безработицы в России.
- 36.Деньги в банки в современной экономике.
- 37. Функции денег в экономике. Типы денег.
- 38.Структура денежной массы и закономерности её изменения в России.
- 39. Закономерности формирования предложения денег и его связь со склонностью населения к сбережениям.
- 40. Понятие «инфляция». Причины и закономерности возникновения и развития инфляции.
- 41. Основные виды инфляции: инфляция спроса, инфляция издержек, инфляция подавленна.
- 42.Классификация инфляции по масштабам роста цен: вялая, галопирующая, гиперинфляция.
- 43. Методы борьбы с инфляции.
- 44. Влияние инфляции на экономику страны и политическую ситуацию.
- 45. Банки. Центральный банк. Коммерческие банки. Роль банков в создании денег.
- 46. Типы банков и устройство банковской системы.
- 47. Масштабы инфляции в разных странах мира.
- 48.Основы финансового устройства государства.
- 49. Понятие о государственном бюджете и механизмах его формирования и исполнения.
- 50. Государственные финансы и экономические основы их возникновения.
- 51. Структура доходов и расходов государственного бюджета в России. Проблемы рационализации бюджета.
- 53. Государственный долг и проблемы его обслуживания.
- 54. Типы филкальной политики и их влияние на экономику. Понятие о налогах и основные типии налоговых систем. Налогообложение как элемент механизма го
- 55.Закономерности развития налоговых систем и причины использования различных типов налогов.
- 56. Понятие о экономическом росте и методы его измерения. Источники экономического. Методы измерения экономического роста.
- 57. Закономерности экономического роста и понятие о цикличности. Понятие об экономических циклах и причинах , их порождающих. Основные фазы экономического цикла.
- 58. Экономический рост и его связь с границей производственных возможностей общества.
- 59.Основные типы макроэкономических показателей и их структура.
- 60. Анализ динамики макроэкономических показателей в России.
- 61. Роль научно-технического прогресса.
- 62. Взаимосвязь между темпами экономического роста, инфляций и безработицей. Опыт регулирования экономического роста в России.
- 63. Факторы ускорения или замедления экономического роста. Методы антициклического регулирования.
- 64. Мировой опыт использования иностранных иностранных инвестиции для регулирования циклического развития и ускорения экономического роста.
- 65. Особенности использования иностранных инвестиции в России.
- 66. Влияние экономики на принятие политических решений. Понятие об общественном выборе.
- 67. Взаимосвязь экономики и политики.
- 68. Понятие о лоббизме. Роль лоббизма в экономической и политической жизни общества. Особенности его правления в России.
- 69. Дискуции о роли государства в регулирование экономики.
- 70.Национальные и групповые экономические интересы.
- 71. Роль бюрократии в экономическом развитии общества.
- 72. Взаимосвязь демократии и экономического прогресса.
- 73.Анализ взаимосвязи экономики и экологии в условиях глобализации хозяйственных процессов.
- 74. Понятие об общественных благах.
- 76. Понятие о границах возможностей рынка в решении проблем экономического и социально развития.
- 78.Международное разделение труда на мировом рынке.
- 79. Внешняя торговля и национальная экономика.
- 80. Протекционизм в современной России.
- 81. Механизмы регулирования внешней торговли.
- 82.Валютный механизм мирового рынка. Причины многовалютности мировой торговли, история развития валютного рынка и проблема золотого стандарта.
- 83. Роль валютных курсов в развитии экономических процессов внутри страны.
- 84. Принципы и проблемы международного экономического сотрудничества. Роль России в мировой экономике.
- 85. Важнейшие международные экономические организации (мвф, Мировай банк, гатт и др) и основные принципы их деятельности.
- 86. Взаимодействие России с международными экономическими организациями.
- 89. Типология фирм, достоинства и недостатки каждого из типов фирм.
- 90. Причины, поражающие сосуществование разных типов фирм.
- 91. Многообразие фирм и проблема стабильности экономического роста, сохранения политической устойчивости в стране.
- 92. Распространенность различных типов фирм в российской экономике.
- 93. Понятие об основных элементах процесса управления: планирования, организации, контроле реализации планов.
- 94.Понятия о маркетинге. Основные концепции маркетинге.
- 95.Организация управления персоналом. Методы экономического и морального стимулирования работников. Взаимодействие менеджеров и профсоюзов.
- 96.Способы оценки издержек и управления ими коммерческой форме.
- 97.Методы заработного ценообразования.
- 99.Понятия о скидках и наценках к ценам.
- 100.Ценовая дискриминация.
- 101.Управление динамики цен в условиях инфляции.
- 102. Взаимосвязь цены и жизненного цикла товара.
- 103. Понятие об оптовой и розничной торговле. Основные формы организации торговой деятельности и особенности развития торговли России.
- 104. Финансовый менеджмент.
- 105. Возможные источники капитала для создания и развития фирмы.
- 106. Типы инвестиции и из значение в деятельности фирмы.
- 107. Понятие о дисконтирование и его роль в оценке результатов инвестиции.
- 108. Основные методы привлекательности инвестиции.
- 109. Принципы разработки бизнес-плана и инвестиционных проектов.
- 110.Организации, поддерживающие инвестиционный процесс в России.
- 111. Особенности привлечения иностранных инвнстиции.
- 112. Правовая среда деятельности фирм в России. Законодательства о защите прав потребителей.
- 113. Понятие о деловой репутации фирмы как разновидности её активов.
- 114. Методы государственного воздействия на деятельность коммерческих форм в России.
- 115. Органы государственного контроль.