logo
111 лекции

24.Проблемы создания конкурентной среды в экономике России.

Переход российской экономики к рынку требует активного государственного вмешательства в формирование конкурентной среды, учитывая предшествующее развитие экономики. Административно-командная система фактически культивировала монополизм, доведя его до невиданной степени. К началу 1990 г. доля государственной собственности в основных производственных фондах превышала 86%; внешняя торговля была монополизирована полностью. В стране существовала высокая степень концентрации производства. В 1993 г. 1/50 часть промышленных предприятий России, каждое их которых имело свыше 5 тысяч работников, выпустила более 40% всего объема продукции и получила свыше половины всей принесенной российской промышленностью прибыли. Для создания конкурентной среды в экономике на первом месте стоят, конечно, проблемы разгосударствления и приватизации. Вместе с тем необходима и прямая государственная антимонопольная политика. Первая попытка создания антимонопольного законодательства в России была сделана еще в 1908 г. За образец был принят закон Шермана. Однако организации российских предпринимателей встретили проект закона “в штыки” и сумели сорвать его принятие. Поэтому закон о борьбе с монополиями и недобросовестной конкуренцией появился в России только в 1991 г., когда Верховный Совет принял Закон “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках”. Целью антимонопольной политики объявлено предупреждение и сокращение монопольных цен, дефицитности производства; перераспределение монополистического богатства и диффузия, децентрализация совокупной концентрации экономических ресурсов в обществе. В “Государственный реестр Российской Федерации объединений и предприятий монополистов” включены предприятия, производящие более 35% продукции на каком-либо товарном рынке. Для крупного слияния фирм, приобретения контрольного пакета (более 50% голосующих акций) или более 35% акций (паев, долей) участия в уставном капитале необходимо предварительное согласие ГКАП России. Наиболее общее выражение государственное регулирование рыночной экономики находит в ценовой политике, оказывающей сильное воздействие на состояние рынка и экономический рост. Фактически теперь ни в одной развитой капиталистической стране уровень цен на товарных рынках не определяется спросом и предложением. Фактор спроса и предложения влияет на уровень цен весьма опосредованно - через влияние промышленно-экономической политики государства и других общественных институтов и хозяйственную практику крупного бизнеса. Влияние правительственных и других институциональных субъектов (профсоюзы, союзы предпринимателей и т.п.) на регулирование и формирование цен в рыночной экономике осуществляется как в косвенных, так и прямых формах. Обычно превалируют косвенные, прямые применяются лишь в чрезвычайных обстоятельствах (войны, послевоенное восстановление, кризисная ситуация и др.) Регулирование цен в обычных условиях осуществляется с помощью инструментария государственной макроэкономической политики, воздействующей на денежную массу, уровень инфляции, величину спроса, налоги, процентные ставки, с помощью антимонопольной политики, а также через проводимую правительством совместно с профсоюзами и предпринимателями политику регулирования заработной платы, прибыли и доходов. Политика эта сложная, страны варьируют. Так, в США государство регулирует только 10% цен, а в Австрии, Швейцарии - до 50%.