17. Формирование рыночных цент их значение для покупателей и продавцов. Роль цены в экономической жизни общества.
Система цен – это совокупность различных цен, используемых всеми отраслями народно-хозяйственного комплекса страны: промышленностью, сельским хозяйством, строительством, транспортом, связью, торговлей, здравоохранением, культурой, образованием и др.Все действующие в экономике страны цены взаимосвязаны и образуют единую систему, которая находится в постоянном движении под воздействием множества рыночных факторов и в некоторой степени мер государственного регулирования цен. Ведущую роль в рассматриваемой системе играют цены продукции базовых отраслей промышленности (нефтяной, угольной, газовой, энергетической, металлургической, машиностроительной).Поскольку цены взаимосвязаны, то изменение цен, например, энергоносителей оказывае существенное влияние на издержки в большинстве отраслей национальной экономики и соответственно отражается на уровне цен производимой ими продукции. Динамика цен продукции сельского хозяйства воздействует на цены в легкой и пищевой промышленности.
Виды цен в зависимости от сфер торговли . На цены накладывает отпечаток вид торговли товарами и услугами, посредством которого реализуются товары, масштабы торговых операций и характер реализуемого товара. По этим признакам цены делятся на оптовые, розничные, закупочные и тарифы. Оптовыми называют цены, по которым продукция реализуется крупными партиями, в условиях так называемой оптовой торговли. Система оптовых цен применяется в торгово-сбытовых операциях между предприятиями, а также при реализации продукции через специализированные магазины и сбытовые конторы оптовой торговли, на торговых биржах и в любых других торговых организациях, продающих товары оптом, в значительном количестве.В сложившейся российской торговой практике было принято различать цены применительно к продукции производственно-технического назначения и так называемые отпускные цены применительно к продукции потребительского назначения.Обычно по оптовым ценам предприятия-производители реализуют продукцию либо друг другу, либо торговым посредникам. Чаще всего необходимость в оптовой продаже возникает, когда производство продукции локализовано в ограниченном количестве пунктов, а сфера потребления имеет обширный радиус.Розничными принято называть цены, по которым товары продаются в так называемой розничной торговой сети, то есть в условиях их продажи индивидуальным покупателям, при относительно небольшом объеме каждой продажи. По розничным ценам обычно реализуются товары народного потребления населению и в меньшей мере – предприятиям, организациям, предпринимателям.Посредством торговли по розничным ценам чаще всего обслуживаются конечные потребители, домашние хозяйства, граждане.Розничная цена обычно выше оптовой на величину торговой надбавки, за счет которой компенсируются издержки обращения в розничной торговле и создается прибыль организаций и учреждений розничной торговли.Закупочные цены – это цены государственных закупок продукции у предприятий, организаций, населения. В российской экономической практике были и в определенной степени продолжают быть распространенными государственные закупки сельскохозяйственной продукции у ее производителей по закупочным ценам для продовольственного снабжения городского населения, районов Крайнего Севера, армии и создания государственных резервов. Однако в принципе термин «закупочные цены» может трактоваться гораздо более широко, применительно ко всем видам государственных закупок.Определенной спецификой обладают цены на услуги, представляющие, как уже было упомянуто, виды деятельности, при которых не создается продукт в его материально-вещественной форме, но изменяется качество имеющегося продукта. Чаще всего производство услуги совпадает с началом ее потребления. Специфичность услуг как вида деятельности накладывает отпечаток на формирование цен на услуги, именуемых тарифами (расценками). При установлении тарифов на услуги учитывается не только объем работ, но и временной фактор, существенную роль играет качество. Типичными примерами тарифов являются уровень оплаты коммунальных и бытовых услуг, плата за телефон, за пользование радио и телевидением.
- 1. Экономические системы. Виды экономических систем.
- 2. Решение в экономических системах основных экономических вопросов.
- 3.Семейная экономика. Рациональный потребитель.
- 5. Неравенство доходов и его причины.
- 7. Защита прав потребителя.
- 8. Сбережения, Страхование , «Меры социальной поддержки»
- 9.Рынка товаров и факторов производства.
- 10.Спрос.Предложение. Цена. 10. Спрос. Предложение. Цена.
- 11. Типология рынков и её основы.
- 12. Понятие о спросе и величине спроса. Понятие о предложение и ветчине предложения. Закон предложения.
- 13. Эластичность проса, её виды и причины существования.
- 14 .Эластичность предложения и её связь-с техническим прогрессом.
- 16. Рынок товаров и факторов производства: рынок капитала, рынок земли, рынок трудовых ресурсов. Спрос, предложение на данных рынках.
- 17. Формирование рыночных цент их значение для покупателей и продавцов. Роль цены в экономической жизни общества.
- 18. Механизмы формирования и изменения рыночных цен. Система цен, закономерности её формирования. Понятие об уровне цен.
- 19. Понятие о конкуренции её роль в экономическом развитии. Экономические и психологические основы возникновения конкуренции.
- 20 .Понятие о монополии и анализ её разновидностей.
- 21. Понятие о закономерности возникновения монополии. Экономические последствия монополий.
- 22. Монополистическая конкуренция и барьеры для выхода на рынок.
- 23. Законодательные основы антимонопольной политики. Методы ограничения монополистической деятельности.
- 24.Проблемы создания конкурентной среды в экономике России.
- 25.Антимонопольное регулирование в России и его эффективность
- 26. Проблема естественных монополий.
- 27. Особенности сельскохозяйственного производства как отрасли экономики.
- 28. Закономерности развития организационно-производственный структуры сельского хозяйства и исторический опять в России.
- 29. Механизм государственный поддержки и регулирование сельскохозяйственный производства.
- 30. Понятие о макроэкономике и её основные проблемы в современной России. Макроэкономика как сфера знаний о процессах развития национальной экономики в целом.
- 31.Понятие об отраслях экономики и отраслевой структуре экономики страны.
- 32.Структура и уровень развития экономики России в целом, её отраслевая структура и сдвиги в ней.
- 33. Основные типы макроэкономических проблем (безработица, инфляции, динамика экономического развития, международное экономические отношения ) и их взаимосвязь.
- 34. Понятие о безработицы .Причины возникновения и типы безработицы, её динамика.
- 35. Проблемы безработицы в России.
- 36.Деньги в банки в современной экономике.
- 37. Функции денег в экономике. Типы денег.
- 38.Структура денежной массы и закономерности её изменения в России.
- 39. Закономерности формирования предложения денег и его связь со склонностью населения к сбережениям.
- 40. Понятие «инфляция». Причины и закономерности возникновения и развития инфляции.
- 41. Основные виды инфляции: инфляция спроса, инфляция издержек, инфляция подавленна.
- 42.Классификация инфляции по масштабам роста цен: вялая, галопирующая, гиперинфляция.
- 43. Методы борьбы с инфляции.
- 44. Влияние инфляции на экономику страны и политическую ситуацию.
- 45. Банки. Центральный банк. Коммерческие банки. Роль банков в создании денег.
- 46. Типы банков и устройство банковской системы.
- 47. Масштабы инфляции в разных странах мира.
- 48.Основы финансового устройства государства.
- 49. Понятие о государственном бюджете и механизмах его формирования и исполнения.
- 50. Государственные финансы и экономические основы их возникновения.
- 51. Структура доходов и расходов государственного бюджета в России. Проблемы рационализации бюджета.
- 53. Государственный долг и проблемы его обслуживания.
- 54. Типы филкальной политики и их влияние на экономику. Понятие о налогах и основные типии налоговых систем. Налогообложение как элемент механизма го
- 55.Закономерности развития налоговых систем и причины использования различных типов налогов.
- 56. Понятие о экономическом росте и методы его измерения. Источники экономического. Методы измерения экономического роста.
- 57. Закономерности экономического роста и понятие о цикличности. Понятие об экономических циклах и причинах , их порождающих. Основные фазы экономического цикла.
- 58. Экономический рост и его связь с границей производственных возможностей общества.
- 59.Основные типы макроэкономических показателей и их структура.
- 60. Анализ динамики макроэкономических показателей в России.
- 61. Роль научно-технического прогресса.
- 62. Взаимосвязь между темпами экономического роста, инфляций и безработицей. Опыт регулирования экономического роста в России.
- 63. Факторы ускорения или замедления экономического роста. Методы антициклического регулирования.
- 64. Мировой опыт использования иностранных иностранных инвестиции для регулирования циклического развития и ускорения экономического роста.
- 65. Особенности использования иностранных инвестиции в России.
- 66. Влияние экономики на принятие политических решений. Понятие об общественном выборе.
- 67. Взаимосвязь экономики и политики.
- 68. Понятие о лоббизме. Роль лоббизма в экономической и политической жизни общества. Особенности его правления в России.
- 69. Дискуции о роли государства в регулирование экономики.
- 70.Национальные и групповые экономические интересы.
- 71. Роль бюрократии в экономическом развитии общества.
- 72. Взаимосвязь демократии и экономического прогресса.
- 73.Анализ взаимосвязи экономики и экологии в условиях глобализации хозяйственных процессов.
- 74. Понятие об общественных благах.
- 76. Понятие о границах возможностей рынка в решении проблем экономического и социально развития.
- 78.Международное разделение труда на мировом рынке.
- 79. Внешняя торговля и национальная экономика.
- 80. Протекционизм в современной России.
- 81. Механизмы регулирования внешней торговли.
- 82.Валютный механизм мирового рынка. Причины многовалютности мировой торговли, история развития валютного рынка и проблема золотого стандарта.
- 83. Роль валютных курсов в развитии экономических процессов внутри страны.
- 84. Принципы и проблемы международного экономического сотрудничества. Роль России в мировой экономике.
- 85. Важнейшие международные экономические организации (мвф, Мировай банк, гатт и др) и основные принципы их деятельности.
- 86. Взаимодействие России с международными экономическими организациями.
- 89. Типология фирм, достоинства и недостатки каждого из типов фирм.
- 90. Причины, поражающие сосуществование разных типов фирм.
- 91. Многообразие фирм и проблема стабильности экономического роста, сохранения политической устойчивости в стране.
- 92. Распространенность различных типов фирм в российской экономике.
- 93. Понятие об основных элементах процесса управления: планирования, организации, контроле реализации планов.
- 94.Понятия о маркетинге. Основные концепции маркетинге.
- 95.Организация управления персоналом. Методы экономического и морального стимулирования работников. Взаимодействие менеджеров и профсоюзов.
- 96.Способы оценки издержек и управления ими коммерческой форме.
- 97.Методы заработного ценообразования.
- 99.Понятия о скидках и наценках к ценам.
- 100.Ценовая дискриминация.
- 101.Управление динамики цен в условиях инфляции.
- 102. Взаимосвязь цены и жизненного цикла товара.
- 103. Понятие об оптовой и розничной торговле. Основные формы организации торговой деятельности и особенности развития торговли России.
- 104. Финансовый менеджмент.
- 105. Возможные источники капитала для создания и развития фирмы.
- 106. Типы инвестиции и из значение в деятельности фирмы.
- 107. Понятие о дисконтирование и его роль в оценке результатов инвестиции.
- 108. Основные методы привлекательности инвестиции.
- 109. Принципы разработки бизнес-плана и инвестиционных проектов.
- 110.Организации, поддерживающие инвестиционный процесс в России.
- 111. Особенности привлечения иностранных инвнстиции.
- 112. Правовая среда деятельности фирм в России. Законодательства о защите прав потребителей.
- 113. Понятие о деловой репутации фирмы как разновидности её активов.
- 114. Методы государственного воздействия на деятельность коммерческих форм в России.
- 115. Органы государственного контроль.