86. Взаимодействие России с международными экономическими организациями.
В условиях возросшей взаимозависимости практически все государства заинтересованы в сотрудничестве с международными экономическими и валютно-финансовыми организациями, которые составляют одно из важнейших звеньев международной финансовой системы и являются основным источником необходимых финансовых ресурсов для стран с развивающейся и переходной экономикой. Одни государства используют эти организации в качестве проводников своей стратегической экономической политики, другие находят интерес в своем участии в них в качестве доноров, а третьи - реципиенты - сотрудничают с ними в целях привлечения льготных кредитов для инвестиционных проектов и решения проблем дефицитного бюджетного финансирования. Четвертые, что хуже всего, уже не могут существовать без их помощи и находятся у них в долговой зависимости. Эти организации объединяет общая цель — развитие сотрудничества и обеспечение целостности и стабилизации сложного и противоречивого всемирного хозяйства.
Среди них особое место занимают организации в системе ООН: Международный валютный фонд (МВФ) и группа Всемирного банка – Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и три его филиала – Международная ассоциация развития (МАО), Международная финансовая корпорация (МФК) и Многостороннее инвестиционно-гарантийное агентство (МИГА), а также неправительственные организации Парижский и Лондонский клубы. Международные экономические и валютно-финансовые организации занимают важное место в системе международных экономических отношений, а также в настоящее время оказывают существенное влияние на развитие экономики России. Прошедшее десятилетие свидетельствует, в целом об активизации сотрудничества России с международным финансовым сообществом, путем прямого членства в организациях с международным статусом или на договорной основе. Участие в этих организациях в принципе открывает более широкие возможности для получения ресурсов на цели реструктурирования экономики и развития, поскольку соглашения с МВФ являются положительным сигналом для инвесторов. Достижение соглашений с МВФ также позволяет прийти к соглашениям о переоформлении российской внешней задолженности, большая часть которой представляет долги бывшего СССР, с Парижским и Лондонским клубами.
87. Понятие о фирме и экономических основах её деятельности.
Строго говоря, обыкновенный ремесленник формально может быть представлен как фирма по производству некоторого блага. Он сам владеет своим небольшим капиталом (которым рискует, так как мог получить убытки), сам является управляющим (так как принимает все решения) и сам является рабочим. В мастерской ремесленника могут трудиться его сыновья или младшие братья, выполняя отдельные операции (разновидность "семейной" фирмы). В этом смысле фирмы появляются вместе с разделением труда.
С развитием хозяйства происходит определенная эволюция фирм, которая приводит к различным результатам в зависимости от вида производства.
Народничество. В хозяйствах очень многих стран существовало такое любопытное явление, как народничество. Оно заключалось в том, что купец, обладая двумя важными условиями = капиталом для закупки сырья и знанием рынков сбыта, раздавал сырье (а при необходимости=== инструменты) для обработки на дом людям в деревне. Во многих случаях основным занятием этих людей было сельское хозяйство, которое по природе своей предоставляет периоды свободного времени. Но в некоторых случаях надомники занимались круглый год только работой на купца.
При этом возникала своего рода квази-фирма (от лат. quasi = "почти, как бы"), которая могла насчитывать сотни рабочих, но не имела единого местоположения и не была оформлена юридически. Фирмой она являлась потому, что все решения о выпуске принимал один человек (купец), который к тому же сам покупал все сырье и инструменты и рисковал своими деньгами.
Эта организация производства была очень выгодна для купцов по следующим причинам. Надомники трудились у себя дома (поэтому еще одно название этого явления = домашняя промышленность), и для них не нужно было строить специальное здание. Это позволяло экономить на затратах. Кроме того, это позволяло сохранять очень высокую мобильность производства = купец мог легко варьировать количество заказов при колебании спроса и не терпел никаких убытков от простоя оборудования или рабочих. Капитальные блага для организации труда надомников, состоящие только из запасов сырья, были очень мобильной формой вложения капитала, который мог легко перетекать при необходимости из отрасли в отрасль (из производства шерстяных тканей, например, в производство вышитых рубашек).
Каким образом возникало надомничество?
Купец мог появляться между конечным потребителем и уже существующим ремесленником, скупая всю продукцию и гарантируя тем самым ее сбыт. Впоследствии купец начинал раздавать заказы, потом снабжать ремесленников материалами в кредит, затем - необходимыми инструментами.
Мануфактуры, фабрики, заводы. Альтернативой надомничеству являлась общая мастерская, в которой все рабочие трудились бы рядом друг с другом и под надзором управляющего. Такие мастерские, в которых существовал преимущественно ручной труд, называли мануфактурами (от лат. manus = "рука", и facere = "делать"). В России такие помещения, где совместно работали ткачи, прядильщики или представители других профессий, называли "светелками". В каком случае это было выгоднее? Только тогда, когда совместная работа оказывалась необходима. Есть много примеров того, как домашняя промышленность вытесняла мануфактуры, так как обеспечивала более высокую производительность, и наоборот. С переходом к более производительным технологиям, например к паровым механическим ткацким станкам, домашняя промышленность становилась просто невозможной (так как в каждом доме устанавливать паровую машину невыгодно). Поэтому появляется фабрика (лат. fabrica = "мастерская") со станками и машинами (в отличие от мануфактуры, которая означала использование ручного труда). Также подобная производственная единица называлась завод (от русского "заводить" в смысле "организовывать"). С появлением фабрик и заводов домашняя промышленность медленно умирает. В Англии, например, ручные ткачи (надомники) были полностью вытеснены фабричными станками в начале XIX в., в России - в конце XIX в. Таким образом, фирма приобретает "настоящий" вид - она имеет один или несколько заводов (фабрик), на которые каждый день приходят рабочие, на которых есть наемные управляющие (мастера, приказчики и т. д.). Во всех случаях фирмой владеет некоторый хозяин, который платит рабочим зарплату и получает прибыль от деятельности предприятия. Так как хозяин фирмы был владельцем всего капитала, который фирма использовала в производстве, в прошлом веке его называли капиталистом. Но этот "капиталист" мог выглядеть по-разному - в зависимости от потребности фирмы в капитале.
"Семейная" фирма .В самом простом случае у фирмы был единственный хозяин, который владел всем капиталом, нес весь риск, и получал всю прибыль (или терпел убытки). Такие первые фирмы современные историки называют "семейными" или "фамильными". Почему? Во-первых, главным управляющим такой фирмой практически всегда был ее хозяин, а возникающая потребность в помощниках для управления могла удовлетворяться родственниками (сыновьями, братьями и т. д.). Во-вторых, фирма (как совокупность имущества) передавалась по наследству и во главе ее на протяжении длительного времени оставались люди с одной и той же фамилией. Даже названия таких фирм были соответствующие - например, Прохоровские мануфактуры, Морозовские мануфактуры, Демидовские заводы и т. д.
Партнерство. В том случае, если капиталов одного предпринимателя не хватало для организации фирмы, несколько (два, три или больше) предпринимателей могли объединить свои капиталы для создания одной "общей" фирмы. Возникало партнерство (или товарищество). В такой фирме каждый партнер имел право голоса и право на прибыль в соответствии со своей долей в общем капитале. Существовала любопытная форма партнерства под названием коммандитное товарищество. Если один человек обладал идеей или способностью организовать предприятие, но не имел денег, он мог обратиться к тому, у кого были деньги, но не было желания или возможности участвовать в предприятии. Часто такие товарищества возникали в морской торговле, когда мореплаватель организовывал на предоставленные партнером деньги поездку за товаром, а полученная прибыль делилась между ними по договоренности. Акционерные общества. А что если производство некоторого блага требует такого количества капитала, что даже самые богатые предприниматели не смогут его обеспечить? В этом случае люди научились увеличивать число собственников капитала путем сбора денег у широких слоев населения. Для этого на всю сумму требуемого капитала выпускались ценные бумаги под названием акции, которые и продавались публике. Все владельцы акций в этом случае являлись как бы коллективным собственником фирмы (коллективным капиталистом), на общем собрании выбирали совет акционеров, который нанимал директора и следил за его действиями. Каждый владелец акций получал право на соответствующую часть прибыли и часть голосов. Без акционерного капитала было бы невозможно строительство железных дорог, которые требовали огромных денежных вложений. С конца XIX в. акционерные компании проникают практически во все отрасли хозяйства. Но при этом происходит удивительная вещь. Поскольку отдельные собственники имеют очень незначительное право голоса, они не могут осуществлять эффективный контроль над управляющими. Последние фактически становятся хозяевами фирмы и могут руководить ей в своих интересах. А фирма оказывается организованной как бы на заемном капитале.
88.Энономические значение предпринимательства и его движущие мотивы.
В центре экономических интересов лежат экономические отношения между участниками производства по поводу распределения результатов производства.
Присвоение этих результатов выступает в форме пользования, распоряжения и владения*. Проявление каждого из них определяется отношениями собственности на средства производства. В соответствии с действующим законодательством в России существуют такие формы собственности, как производственная, акционерная, арендная, частная и личная.
Указанные формы собственности отличаются степенью разделения пользования, владения и распоряжения средствами производства, т.е. степенью реального владения ими. Совокупность отношений собственности образует систему экономических отношений как в обществе, так и на предприятии. Именно они представляют собой движущие силы развития общества и предприятия. Но их проявление на каждом из вышеназванных уровней различно как по форме, так и по содержанию. На уровне народного хозяйства движущим мотивом становится увеличение национального богатства общества, являющегося основой роста жизненного уровня населения, экономического могущества страны и его общественного прогресса. В этом заинтересованы все участники общественного производства. На уровне предприятия интересы проявляются в увеличении объема продаж и получении прибыли в таких размерах, которые бы обеспечивали экономический рост предприятия, с одной стороны, и жизненный стандарт работающих - с другой. Вместе с тем заинтересованность работников предприятия в расширении продаж, росте прибыли проявляется по-разному. Это обусловлено местом и ролью отдельного работника в производстве (директор, руководящий состав, рабочий), а также отношением собственности к средствам производства (государственная, коллективная, частная), отсюда очень важным аспектом в достижении поставленных целей перед предприятием является гармонизация интересов работающих. В основе интересов, как известно, лежат потребности. Они образуют целую иерархию, в основании которой лежат простейшие физиологические потребности.
- 1. Экономические системы. Виды экономических систем.
- 2. Решение в экономических системах основных экономических вопросов.
- 3.Семейная экономика. Рациональный потребитель.
- 5. Неравенство доходов и его причины.
- 7. Защита прав потребителя.
- 8. Сбережения, Страхование , «Меры социальной поддержки»
- 9.Рынка товаров и факторов производства.
- 10.Спрос.Предложение. Цена. 10. Спрос. Предложение. Цена.
- 11. Типология рынков и её основы.
- 12. Понятие о спросе и величине спроса. Понятие о предложение и ветчине предложения. Закон предложения.
- 13. Эластичность проса, её виды и причины существования.
- 14 .Эластичность предложения и её связь-с техническим прогрессом.
- 16. Рынок товаров и факторов производства: рынок капитала, рынок земли, рынок трудовых ресурсов. Спрос, предложение на данных рынках.
- 17. Формирование рыночных цент их значение для покупателей и продавцов. Роль цены в экономической жизни общества.
- 18. Механизмы формирования и изменения рыночных цен. Система цен, закономерности её формирования. Понятие об уровне цен.
- 19. Понятие о конкуренции её роль в экономическом развитии. Экономические и психологические основы возникновения конкуренции.
- 20 .Понятие о монополии и анализ её разновидностей.
- 21. Понятие о закономерности возникновения монополии. Экономические последствия монополий.
- 22. Монополистическая конкуренция и барьеры для выхода на рынок.
- 23. Законодательные основы антимонопольной политики. Методы ограничения монополистической деятельности.
- 24.Проблемы создания конкурентной среды в экономике России.
- 25.Антимонопольное регулирование в России и его эффективность
- 26. Проблема естественных монополий.
- 27. Особенности сельскохозяйственного производства как отрасли экономики.
- 28. Закономерности развития организационно-производственный структуры сельского хозяйства и исторический опять в России.
- 29. Механизм государственный поддержки и регулирование сельскохозяйственный производства.
- 30. Понятие о макроэкономике и её основные проблемы в современной России. Макроэкономика как сфера знаний о процессах развития национальной экономики в целом.
- 31.Понятие об отраслях экономики и отраслевой структуре экономики страны.
- 32.Структура и уровень развития экономики России в целом, её отраслевая структура и сдвиги в ней.
- 33. Основные типы макроэкономических проблем (безработица, инфляции, динамика экономического развития, международное экономические отношения ) и их взаимосвязь.
- 34. Понятие о безработицы .Причины возникновения и типы безработицы, её динамика.
- 35. Проблемы безработицы в России.
- 36.Деньги в банки в современной экономике.
- 37. Функции денег в экономике. Типы денег.
- 38.Структура денежной массы и закономерности её изменения в России.
- 39. Закономерности формирования предложения денег и его связь со склонностью населения к сбережениям.
- 40. Понятие «инфляция». Причины и закономерности возникновения и развития инфляции.
- 41. Основные виды инфляции: инфляция спроса, инфляция издержек, инфляция подавленна.
- 42.Классификация инфляции по масштабам роста цен: вялая, галопирующая, гиперинфляция.
- 43. Методы борьбы с инфляции.
- 44. Влияние инфляции на экономику страны и политическую ситуацию.
- 45. Банки. Центральный банк. Коммерческие банки. Роль банков в создании денег.
- 46. Типы банков и устройство банковской системы.
- 47. Масштабы инфляции в разных странах мира.
- 48.Основы финансового устройства государства.
- 49. Понятие о государственном бюджете и механизмах его формирования и исполнения.
- 50. Государственные финансы и экономические основы их возникновения.
- 51. Структура доходов и расходов государственного бюджета в России. Проблемы рационализации бюджета.
- 53. Государственный долг и проблемы его обслуживания.
- 54. Типы филкальной политики и их влияние на экономику. Понятие о налогах и основные типии налоговых систем. Налогообложение как элемент механизма го
- 55.Закономерности развития налоговых систем и причины использования различных типов налогов.
- 56. Понятие о экономическом росте и методы его измерения. Источники экономического. Методы измерения экономического роста.
- 57. Закономерности экономического роста и понятие о цикличности. Понятие об экономических циклах и причинах , их порождающих. Основные фазы экономического цикла.
- 58. Экономический рост и его связь с границей производственных возможностей общества.
- 59.Основные типы макроэкономических показателей и их структура.
- 60. Анализ динамики макроэкономических показателей в России.
- 61. Роль научно-технического прогресса.
- 62. Взаимосвязь между темпами экономического роста, инфляций и безработицей. Опыт регулирования экономического роста в России.
- 63. Факторы ускорения или замедления экономического роста. Методы антициклического регулирования.
- 64. Мировой опыт использования иностранных иностранных инвестиции для регулирования циклического развития и ускорения экономического роста.
- 65. Особенности использования иностранных инвестиции в России.
- 66. Влияние экономики на принятие политических решений. Понятие об общественном выборе.
- 67. Взаимосвязь экономики и политики.
- 68. Понятие о лоббизме. Роль лоббизма в экономической и политической жизни общества. Особенности его правления в России.
- 69. Дискуции о роли государства в регулирование экономики.
- 70.Национальные и групповые экономические интересы.
- 71. Роль бюрократии в экономическом развитии общества.
- 72. Взаимосвязь демократии и экономического прогресса.
- 73.Анализ взаимосвязи экономики и экологии в условиях глобализации хозяйственных процессов.
- 74. Понятие об общественных благах.
- 76. Понятие о границах возможностей рынка в решении проблем экономического и социально развития.
- 78.Международное разделение труда на мировом рынке.
- 79. Внешняя торговля и национальная экономика.
- 80. Протекционизм в современной России.
- 81. Механизмы регулирования внешней торговли.
- 82.Валютный механизм мирового рынка. Причины многовалютности мировой торговли, история развития валютного рынка и проблема золотого стандарта.
- 83. Роль валютных курсов в развитии экономических процессов внутри страны.
- 84. Принципы и проблемы международного экономического сотрудничества. Роль России в мировой экономике.
- 85. Важнейшие международные экономические организации (мвф, Мировай банк, гатт и др) и основные принципы их деятельности.
- 86. Взаимодействие России с международными экономическими организациями.
- 89. Типология фирм, достоинства и недостатки каждого из типов фирм.
- 90. Причины, поражающие сосуществование разных типов фирм.
- 91. Многообразие фирм и проблема стабильности экономического роста, сохранения политической устойчивости в стране.
- 92. Распространенность различных типов фирм в российской экономике.
- 93. Понятие об основных элементах процесса управления: планирования, организации, контроле реализации планов.
- 94.Понятия о маркетинге. Основные концепции маркетинге.
- 95.Организация управления персоналом. Методы экономического и морального стимулирования работников. Взаимодействие менеджеров и профсоюзов.
- 96.Способы оценки издержек и управления ими коммерческой форме.
- 97.Методы заработного ценообразования.
- 99.Понятия о скидках и наценках к ценам.
- 100.Ценовая дискриминация.
- 101.Управление динамики цен в условиях инфляции.
- 102. Взаимосвязь цены и жизненного цикла товара.
- 103. Понятие об оптовой и розничной торговле. Основные формы организации торговой деятельности и особенности развития торговли России.
- 104. Финансовый менеджмент.
- 105. Возможные источники капитала для создания и развития фирмы.
- 106. Типы инвестиции и из значение в деятельности фирмы.
- 107. Понятие о дисконтирование и его роль в оценке результатов инвестиции.
- 108. Основные методы привлекательности инвестиции.
- 109. Принципы разработки бизнес-плана и инвестиционных проектов.
- 110.Организации, поддерживающие инвестиционный процесс в России.
- 111. Особенности привлечения иностранных инвнстиции.
- 112. Правовая среда деятельности фирм в России. Законодательства о защите прав потребителей.
- 113. Понятие о деловой репутации фирмы как разновидности её активов.
- 114. Методы государственного воздействия на деятельность коммерческих форм в России.
- 115. Органы государственного контроль.