logo
111 лекции

5. Неравенство доходов и его причины.

Различия в уровне доходов на душу нас. или на одного занятого называются дифференциацией доходов. Нер-во доходов хар-но для всех экон-их систем. При переходе от административно-командной к рыночной системе рост дифференциации доходов связан с тем, что часть нас. продолжает жить в условиях распадающейся прежней системы и одновременно возникает общественный слой, действующий по законам рыночной эк-ки. По мере вовлечения все более широких слоев населения в рыночные отношения размеры нер-ва сокращаются. Для количественной оценки дифференциации доходов применяются различные показ-ли. Степень нер-ва доходов отражает кривая Лоренца, при построении к-ой по оси абсцисс откладывали доли семей (в % от общего их числа), с соответствующим процентом дохода, а по оси ординат – доли доходов рассматриваемых семей (в % от совок-ого дохода). Теоретич-ая возможность абсолютно равного распределения дохода представлена биссектрисой, к-ая указывает на то, что любой данный процент семей получает соответствующий процент дохода. Это значит, что если 20, 40, 60% семей получают соответственно 20, 40, 60% от всего дохода, то соответ-щие точки будут расположены на биссектрисе. Кривая Лоренца демонстрирует фактическое распределение дохода. Заштрихованная область м/ линией абсолютного равенства и кривой Л. указывает на степень нер-ва доходов: чем больше область, тем больше степень нер-ва доходов. Кривую Лоренца м/использовать для сравнения распределения доходов в различные периоды времени или м/д различными группами населения. Для хар-ки распределения совок-ого дохода м/д группами населения применяется индекс концентрации доходов населения (коэффициент Джини). Чем больше этот коэффициент, тем сильнее нер-во, т.е. чем выше степень поляризации об-ва по уровню доходов, тем коэффициент Джини ближе к 1. При выравнивании доходов в об-ве этот показ-ль стремится к нулю.

6. Реклама. Реклама — это управление поведением потенциального покупателя с целью совершения им покупки. И, соответственно, строится реклама абсолютно точно так же, как строится управление: сначала чётко задаётся, чего хотим в результате достичь, т.е. ставится максимально конкретная цель; затем описывается существующее состояние, т.е. что есть на данный момент (или вектор текущего состояния); затем описывается вектор ошибки и т.д. и т.п. — короче, всё прям по учебнику управления… Важным, конечно, является то, если рассматривать рекламу как управление, то, как правило, потенциальный покупатель реально до конца не осознаёт, как, где и в чём им управляют, что чётко подпадает под определение манипуляции: «манипуляция — это когда один человек ради достижения собственных целей управляет другим человеком незаметно для последнего», однако определение понятия «реклама» через понятие «манипуляции» («реклама — это манипуляция потенциальным покупателем с целью совершения им покупки») хотя и является, на мой взгляд, содержательно более точным, но определение через понятие «управление» мне кажется более удобным чисто для практических целей — для понимания рекламщиком того, как реклама конструируется, для понимания им того, что реклама строится ну абсолютно по тому же алгоритму, по которому строится любое управление. Да, конечно, существует взгляд на рекламу как на искусство. Лично я считаю такой взгляд принципиально ошибочным, поскольку в любом искусстве на первом месте стоит самовыражение, творческая самореализация. Предназначение же рекламы — другое. Предназначение рекламы — увеличение продаж. И доверять её разработку личностям, для которых главным является художественность, лично я считаю либо совершеннейшей глупостью, либо чем-то, что к бизнесу отношения не имеет (существуют заказчики, которые тащятся от того, когда кто-то самовыражается за их деньги; что ж, это их право; но происходит это, считаю, от того, что эти заказчики просто ещё не осознали своей склонности к меценатству, а когда осознают — начнут без ущерба для собственного бизнеса спонсировать какие-нибудь арт-проекты, отдав разработку рекламы специалистам в управлении). Реклама — это наука. А хочешь самовыражаться — занимайся живописью, поэзией и тому подобными занятиями. (Нет, я вовсе не отрицаю художественного творчества в рекламе — я лишь говорю о том, что место его в рекламе — подчинённое, не главное; подробнее — см. здесь). И ещё. Возможно, кто-то сделает замечание, что я забыл здесь сказать о целевой аудитории рекламы. Я не забыл. Просто подход к рекламе как к управлению это включает в себя автоматически — РЕАЛЬНОЕ управление невозможно, когда не определён (не описан) объект управления. А вообще, если рассуждать с точки зрения штатного расписания, то определение целевой аудитории — это работа маркетолога, а не рекламщика.