logo search
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО Э

Эластичность спроса по цене

Степень эластичности спроса по цене измеряется коэффициентом ценовой эластичности, вычисляемым по формуле

.

Процентные изменения определяют путем деления величины изменения в цене на первоначальную цену и следующего за этим изменения в количестве продукции, на которую предъявлен спрос, на ее количество, пользовавшееся спросом первоначально.

Преобразованная формула имеет вид

.

Иначе, в буквенной символике

.

В соответствии с законом спроса при увеличении цены спрос на продукцию снижается, и коэффициент эластичности всегда будет иметь отрицательный знак, который при экономическом анализе принято опускать.

Р

Е

D

сли  > Ер > 1, то спрос эластичен, то есть спрос растет и Q падает быстрее цены.

Р

Е

D

сли 0 < Ер < 1, то спрос неэластичный (жесткий), то есть Q спрос растет или падает медленнее, чем изменяются цены.

D

Р

Если Ер = 0, то спрос абсолютно неэластичный, то есть

Q изменение цены не вызывает никакого изменения

спроса.

D

Р

Если Ер = , то спрос абсолютно эластичный, то есть

Q бесконечно малое изменение цены вызывает бесконечное расширение спроса.

Р

Е

D

сли Ер = 1, то спрос единичный (унитарный).

450 Q

На практике используется показатель дуговой эластичности.

Дуговая эластичность – показатель средней реакции спроса на изменение цены товара, выраженной кривой спроса на некотором отрезке D1D2.

При спросе D1 объем спроса Q1 и цена Р1; при спросе D2 объем спроса Q2 и цена Р2.

Тогда

.

Если нет сведений об объемах спроса и ценах в момент времени 1 и 2, то коэффициент эластичности спроса по цене определяют исходя из функции спроса с помощью производной.

,

где Ер – точечная эластичность спроса по цене.

При этом предполагается, что функция спроса носит непрерывный характер.

Факторами, влияющими на эластичность, являются:

1) наличие заменителей (чем больше товаров-субститутов, тем эластичнее спрос на данный товар);

2) удельный вес товара в бюджете потребителя (обычно, чем выше удельный вес, тем выше ценовая эластичность спроса);

3) размер дохода;

4) качество товара (чем качественнее товар, тем менее эластичен спрос на него);

5) степень необходимости товара (является ли товар предметом роскоши, поскольку спрос на такие товары, как правило, эластичен; или товар является предметом первой необходимости – спрос на такие товары неэластичен);

6) размеры запаса (чем больше запас, тем более эластичен спрос);

7) ожидания потребителя.

Ценовая политика производителя, учитывающего эластичность спроса по цене, следующая.

А. В случае неэластичного спроса производителю выгодно повышать цену товара, так как в этом случае его выручка увеличивается:

.

Б. В случае эластичного спроса производителю выгодно понижение цены товара, так как в этом случае выручка будет возрастать:

.

Р P

Р2 D2 D2

P2

Р1 D1 P1 D1

O Q2 Q1 Q O Q2 Q1 Q

Выручка в случае Выручка в случае

неэластичного спроса эластичного спроса

Эластичность спроса по доходу

Эластичность спроса по доходу – это степень чувствительности спроса на какой-либо товар к изменению дохода потребителей.

Коэффициент эластичности спроса по доходу показывает, на сколько процентов увеличивается (уменьшается) спрос при увеличении (уменьшении) доходов потребителей на 1 %.

Следовательно,

.

Иначе, , или .

.

Для изучения эластичности спроса по доходам необходимо группировать потребителей по примерно одинаковому уровню доходов. Выделяют группы лиц с высоким, средним и низким уровнями доходов. В целом рост доходов увеличивает платежеспособный спрос, то есть приводит к сдвигу кривой спроса вправо. Это значит, что чаще всего рост дохода потребителя означает и рост объема спроса. Таким образом, эластичность спроса по доходу в большинстве случаев положительна. Варианты зависимости спроса от дохода могут быть представлены графически.

Кривая АА (0 < E I < 1). Спрос неэластичен по доходу. Это означает, что с ростом дохода на 1 % спрос возрастает более чем на 1 %. Такие товары называются товарами первой необходимости.

Кривая ВВ (E I > 1). Спрос эластичен по доходу. Это означает, что с увеличением дохода на 1 % спрос возрастает менее чем на 1 %. Такие товары называются предметами роскоши: спрос на них чувствителен к доходу потребителя.

I A

С

I 0 B

С

А В

0 QD

Варианты зависимости

спроса от дохода

Кривая СС (при I < I 0 0 < E I < 1, при I > I 0 E I < 0). До определенного уровня дохода спрос на такой товар неэластичен по доходу (и на этом участке не отличается от товаров первой необходимости). После определенного уровня дохода эластичность спроса на такой товар становится отрицательной. Такие товары называются низкокачественными, то есть такими, которые при высоком уровне дохода могут быть заменены другими.