logo search
111 лекции

74. Понятие об общественных благах.

Общественные блага - это блага, потребляемые всеми субъектами. К общественным благам относятся воздух, научные знания и открытия, общественный транспорт и пр. Из-за ограниченности рыночных ресурсов по причине непокрытия издержек по производству общественных благ функции по их финансированию ложатся на государственные органы. Средства из государственной казны расходуются на сферы обороны, здравоохранения, образования, погашение внешнего долга, развитие нанотехнологий и т.д. Поэтому деятельность государства в экономической отрасли тесно связана с существованием общественных благ. Она изучалась и изучается ведущими учеными-экономистами. Определяя сущность общественных благ, экономисты отмечают, что способ производства не играет особенной роли при определении их об- щественными. Только характеристики делают блага общественными, поскольку общественные блага на определенной стадии производства вре- менно становятся частными

Характеристики общественных благ:

1) общественные блага являются результатом действий по осуществлению контроля над критерием бесплатного потребления;

2) общественные блага обеспечивают общественность совокупным, общим благом, так как они не могут быть однозначными, т.е. не должны быть определены по отдельным потребителям;

3) общественные блага призваны поддерживать стабильное состояние и развитие в обществе.

Кроме общественных благ, существуют смешанные блага, которые не могут производиться частным способом.Общественные блага имеют два свойства. К ним относятся неисключаемость и несоперничество. Неисключаемость означает доступ к определенному благу для желающих им воспользоваться. Несоперничество общественных благ означает, что увеличение количества потребителей общественного блага не уменьшает полезности и не несет дополнительных затрат.

Свойства общественных благ делают невозможным производство этих благ в частном бизнесе.Многие экономисты выступают против передачи в частный бизнес предприятий и организаций транспортной сферы, отрасли связи, энергетики и других отраслей. Финансовая деятельность государственных органов должна аккумулироваться на непроизводственной сфере (сфере предоставления общественных благ): это образование, культура, здравоохранение, научные знания, оборона страны.Все вышеназванные отрасли национальной экономики могут предоставляться поставщиками, осуществляющими частную деятельность. В этом случае блага перестанут быть общественными, а будут частными, и правом пользования станут обладать лишь немногие социальные группы. Возникновение потребности в общественных благах связано с изъянами рынка. Именно поэтому для эффективного развития экономики и ее показателей так необходим общественный сектор.

75. Понятие о слабости рынка. Внешнее (побочные) эффекты экономической жизни, рост их масштабов в современной экономике. Слабость рынка как причина вмешательства государства в экономическую жизнь общества.

Рынок, без всякого сомнения, - одно из самых умопомрачительных социальных изобретений за всю историю человечества. Если мы попытаемся воскресить в памяти особенности дорыночных античных обществ, мы вспомним, что они традиционно сталкивались с двумя трудностями. Если жизнь в них протекала в согласовании с традициями, эти общества были, как правило, инертными, пассивными, неспособными к переменам: в традиционной экономике очень тяжело сделать что-нибудь, если это обязано быть как-то по-новому. В командной экономике - другая врожденная заболевание. Такое общество замечательно справляется со своими неуввязками, но способно делать это дорогой ценой. Стоимость эта – присутствие в экономическом механизме движущей политической силы или в форме большого бюрократического аппарата, или властей, «сующих свой нос» во все мелочи повседневной жизни. Этим двум трудностям ценовая система противопоставляет два больших достоинства: она только динамична и «самопринуждаема», то есть предоставляет, с одной стороны, простор для конфигураций, а с другой – дозволяет экономической деятельности осуществляться без надзора свыше. Вторая характерная черта рынка – его самопринуждаемость - в особенности полезна с точки зрения воплощения им функции рационирования. Система цен действует без какого-или видимого административного аппарата. С другой стороны, сами эти достоинства системы обусловливают известные её дефекты. Она эффективна и динамична, но совсем лишена каких-или ценностей: она не признает других прав на продукты и сервисы, не считая тех, которые дают достояние и доход. Те, кто владеют богатством либо доходом, имеют «законное» право на продукты и сервисы, производимые экономикой; те, у кого нет дохода либо состояния, не получают ничего. Это безразличие рынка к хоть каким притязаниям на производимую в обществе продукцию, не подкрепленным доходом и состоянием, порождает серьезные трудности. Это значит, что те, кто не имеет состояния и не может участвовать в публичном производстве по различным причинам, не способны получить доход ( через экономический механизм ) Если полагаться лишь на рыночную систему распределения, то необходимо смириться и с тем, что люди будут умирать с голоду. По мере развития рыночных хозяйств появились и обострились экономические и социальные трудности, которые не могли быть решены автоматом на базе частной принадлежности. Появилась необходимость значимых инвестиций, малорентабельных либо нерентабельных с точки зрения частного капитала, но нужных для продолжения воспроизводства в государственных масштабах. Отраслевые и общехозяйственные кризисы, массовая безработица, нарушения в денежном обращении, обострившаяся конкуренция на глобальных рынках требовали общегосударственной экономической политики.К числу заморочек, которые не решает рыночный конкурентноспособный механизм, относятся внешние, либо побочные, эффекты. Когда создание какой-или продукции приводит к загрязнению окружающей среды, то, как правило, требуются дополнительные издержки. При этом на цене продукта, которая повлекла за собой подобные побочные эффекты, это сумеет и не сказаться.Внешние, либо побочные, эффекты можно регулировать, делая упор на прямой контроль страны. Экономическая практика выявила в XIX в. И подтвердила в XX в., Что есть ситуации, так называемые фиаско рынка, когда рыночная координация не обеспечивает эффективного использования ресурсов. Поэтому правительство вынужденно вмешиваться и корректировать те «несовершенства», которые присущи рыночному механизму.