logo search
Экономика / экон / Макроэкономика_Белоусов В

7.2 Основы теории налогов

Экономическая теория ищет принципы оптимального налогообложения со времен появления налогов. Четыре важ­нейших принципа были сформулированы еще А.Смитом.

  1. Плательщики должны участвовать в содержании правительства соответственно доходам, какими они пользуются под его покровительством и защитой.

  2. Налог должен быть точно определен (срок уплаты, способ и сумма платежа).

  3. Вид налога, способ платежа и срок уплаты должны быть удобны плательщику.

  4. Каждый налог должен удержать из кармана народа как можно меньше сверх того, что он приносит казначейству (налоговая система и служба должны быть по возможности дешевой).

Дж.С.Миль считал, что налоги должны способствовать установлению принципа социальной справедливости. На основе этих принципов к настоящему времени сформули­ровались две концепции налогообложения. Первая — на­логоплательщики должны уплачивать налоги пропорцио­нально тем выгодам, которые они получают от государства, вторая — налоги должны зависеть от размеров получаемо­го дохода. Совершенно справедливо, что налоги в большем размере должны платить те, кто получил больше выгоды от государства, но в ряде случаев определить величину этой выгоды невозможно (сколько доходов получает каж­дый плательщик от расходов государства на оборону управление и др.). Кроме того, следуя этой концепции, самые большие платежи пришлось бы платить малоиму­щим, инвалидам, безработным.

Во второй концепции уязвимым является вопрос о границе (пределе) дохода, за который надо брать более высокий налог. На практике используются обе концепции, но применяются они разными государствами, исходя из социально-экономической политики в целом. Другими сло­вами, в каждом государстве существует своя налоговая система — совокупность налогов, установленных законо­дательной властью и взимаемых исполнительными органа­ми, а также методы и принципы построения налогов.

Налоговая система включает различные виды налогов, в основу классификации которых положены разные признаки.

В зависимости от объекта обложения, взаимоотношений плательщика и государства налоги подразделяются на пря­мые и косвенные. Прямые налоги устанавливаются непосред­ственно на доход и имущество. К косвенным налогам отно­сятся налоги на товары и услуги, включенные в их цену и тариф. В отдельный вид относят взносы на социальное страхование, поскольку это целевой налог. Каждый из них подразделяется на определенные виды.

В зависимости от органов взимания различают государ­ственные и местные налоги. Государственные взимаются, как правило, центральным правительством и направляют­ся в государственный (федеральный) бюджет. Это подо­ходный налог, налог на прибыль корпораций, таможенные пошлины и т.д. Вместе с тем в ФРГ подоходный налог с заработной платы собирается правительством земель и его определенный процент передается федерации.

Местные налоги взимаются местными органами управ­ления соответствующей территории и поступают в местные бюджеты (сюда же включаются и налоги членов федерации — областей, земель и т.д.). Это, как правило, индивиду­альные акцизы, поимущественный налог.

С появлением межрегиональных организаций появился и межгосударственный налог, например на импортную сельскохозяйственную продукцию (средства поступают в бюджет ЕС).

По направлению налоги подразделяются на общие и специальные. Общие обезличиваются и поступают в общую казну государства и направляются на общегосударствен­ные мероприятия. Специальные (целевые) в соответствии с назначением взыскиваются с определенных плателыциков (например, на прибыль нефтяных компаний) или направляются на определенные цели (отчисления на соци­альное страхование).

В целом налоговая структура многих развитых стран такова: около 37 % составляют налоги на доходы и при­быль, более 30 % —косвенные налоги, около 22 % (в ФРГ, Франции, Италии более 30 %) — взносы в фонд социаль­ного страхования.

Для регулирования налоговых отношений государство разрабатывает налоговое право. Налоговое право — сово­купность юридических норм, определяющих виды налогов в данном государстве и порядок их взимания. Каждый налог содержит следующие элементы: субъект, объект, источник, единицу обложения, налоговую ставку (квоту), налоговый оклад, льготы.

Субъект налога — это налогоплательщик, физическое или юридическое лицо, которое по закону обязано уплачи­вать налог.

Объект налога — предмет, подлежащий обложению: доход, товары, имущество.

Источник налога — доход субъекта: заработная плата, прибыль, рента, процент, из которых уплачивается налог. Например, в налоге на прибыль корпораций он совпадает с объектом обложения.

Единица обложения — это единица измерения объекта (рубли, гектары и т.д.).

Налоговая ставка — величина налога на единицу измерения объекта, выраженная в процентах. Она называ­ется квотой.

Налоговый оклад — сумма налога, уплачиваемая с одного объекта данным субъектом.

Налоговые льготы — полное или частичное освобож­дение субъекта от налогообложения, прежде всего это необлагаемый минимум.

В зависимости от системы построения налогов различают твердые и долевые ставки. Твердые устанавливаются в абсо­лютных суммах на единицу обложения, долевые выражаются в определенных долях объекта и, установленные в процен­тах, носят название процентных. Они могут быть пропорци­ональными, прогрессивными и регрессивными. Первые дей­ствуют в едином проценте к объекту, вторые возрастают в соответствии со шкалой. Кроме того, различают простую прогрессию, когда возросшая ставка применяется ко всему объекту обложения, и сложную — объект обложения делится на части, к каждой из которых применяется своя ставка. Сложная прогрессия выгодна плательщику с большими до­ходами. Регрессивный налог — это такой налог, средняя ставка которого понижается по мере роста доходов.

Различаются и способы взимания налогов: 1) кадастро­вый; 2) изъятие налога до получения дохода владельцем; 3) изъятие налога после получения дохода владельцем (по декларациям).

Первый способ, кадастровый, предполагает использо­вание реестра, содержащего перечень типичных объектов (доходы, земли), классифицируемых по внешним призна­кам, и устанавливает среднюю доходность объекта (при поземельном налоге — количество земли; голов скота, удаленность от рынков; при подомовом — характер по­стройки, количество окон, дверей, труб и т.д.; при промыс­ловом — численность рабочих станков и др.). Этим спо­собом изымаются в основном прямые реальные налоги.

Вторым способом взимаются налоги на заработную плату, на наследство и т.д.

Третий способ предусматривает предъявление налого­плательщиком в налоговые органы декларации, т.е. офи­циального заявления о получаемых доходах.

Кратко охарактеризуем основные виды налогов. В пря­мых налогах большую долю составляют личные. Личные налоги — это налоги на доход или имущество физических и юридических лиц, взимаемые у источника дохода или по декларации. Его разновидностью выступает подоходный налог с населения. Объектом обложения является доход плательщика (рабочего, служащего, предпринимателя). Исторически сложились две формы построения подоход­ного налога: шедулярная, появившаяся в Великобритании, и глобальная, возникшая в Пруссии.

Шедулярная означает деление дохода на части (шедулы) в зависимости от источника дохода (дивиденды, рента, жа­лованье) и обложение каждой из них отдельно. При глобаль­ной форме налог взимается с общей суммы дохода. Подоход­ным налогом облагается чистый доход, т.е. валовой, умень­шенный на сумму разрешаемых законом вычетов и налого­вых льгот. Это прежде всего необлагаемый минимум, семей­ные скидки на иждивенцев и скидки на детей, взносы в фонд социального страхования и т.д. (в США по закону от 1986 г. взносы в пенсионные фонды облагаются налогом).

Подоходный налог с населения, как правило, прогрес­сивный или регрессивный. Поэтому различают предельную (наивысшую) и среднюю налоговые ставки. По предельной ставке облагается определенная часть дохода (как прави­ло, в сумме от X до У или свыше X).

Средняя ставка — общий налог, поделенный на вели­чину налогооблагаемого дохода. Законодательством 1986 г. США предусмотрена ставка налога, равная 15 %, на годовой доход ниже 29 750 дол. в год и 28 % — свыше этой суммы; кроме того, производится индексация налогов с целью недопущения перехода дохода в более высокооблагаемую группу, если доход вырос в связи с инфляцией (за счет индексации доходов).

Налог на прибыль корпораций предусматривает обложе­ние чистой прибыли, т.е. за вычетом необлагаемой части. В США в настоящее время ставка составляет 34 %, в нашей республике — 30 % для предприятий всех форм собственнос­ти. Та часть прибыли корпораций, которая распределяется по дивидендам, облагается налогом дважды. Вместе с тем существуют и налоговые кредиты-вычеты, которые произво­дятся не из валового дохода корпораций, а из начисленного налога. Это инвестиционный кредит, т.е. скидка, равная определенной доле новых капиталовложений; кредит по налогам за рубежом, т.е. налоговая льгота в виде разницы между суммой налога, уплаченной за рубежом, и налогом, который необходимо уплатить в стране нахождения компа­нии. Применяется и отсрочка уплаты налога. Эти льготы носят, как правило, региональный и селективный характер.

Существуют также различные косвенные налоги, среди которых наибольшее распространение получили акцизы, в том числе и налог на добавленную стоимость; фискальные монопольные налоги и таможенные пошлины. В отличие от прямых косвенные налоги не зависят от доходов плательщика. Объектом выступают в основном товары народного потребления, билеты зрелищных и транспортных предприятий, денежный оборот парикмахерских, бань, химчисток и т.д. Ставки косвенных налогов могут быть твердые (на единицу измерения товаров) и процентные (в доле к цене товара). Акцизами обычно называются косвенный налог на товары и услуги частных предприятий. Иногда акцизами облагаются, и импортные товары сверх таможенных пошлин, если такому налогообложению подвергаются внутренние товары (здесь они выполняют протекционную роль).