Глава 1. Макроэкономика как наука.
Основные макроэкономические показатели.
Эконометрика макроэкономических агрегатов
План
1.1. Содержание предмета и методы макроэкономических исследований
1.2 Основные макроэкономические показатели
1.3 Эконометрика макроэкономических агрегатов
1.1 Содержание предмета и методы макроэкономических исследований
В широком смысле макроэкономика представляет собой совокупность экономических факторов, процессов и явлений, функционирующих на региональном, национальном (государственном) и международном уровнях.
Следует различать реальную макроэкономику и макроэкономику как отрасль экономической научной теории.
Реальная макроэкономика — это совокупность конкретных экономических явлений и процессов, результаты которых выражаются в совокупных показателях объема производства, доходов, занятости и уровня инфляции, имеющих место в региональной, национальной и мировой экономике.
Макроэкономика как теория представляет особый раздел экономической науки, исследующий содержание реальных макроэкономических явлений и процессов с целью определения их сущности, закономерностей проявления и взаимозависимости для выработки направлений экономической политики органами власти (управления) соответствующего уровня: государственного, регионального и международного.
Являясь самостоятельным разделом, макроэкономика находится в тесном единстве и взаимообусловленности с другим разделом экономической теории — микроэкономикой. Более того, деление экономики на микро- и макроуровни весьма условно, поскольку оба раздела на самом деле являются лишь составными частями единого целого — экономической теории.
Центральное место в макроэкономической теории занимает исследование на региональном, национальном и международном уровнях: совокупного спроса и предложения; экономической стабилизации и экономического роста; инфляции и методов борьбы с ней; безработицы и ее преодоления; перераспределения доходов и других экономических проблем.
Особая роль в макроэкономике принадлежит вопросу о месте и роли государства в экономической жизни общества, т.е. участии государства в экономике, в перераспределении материальных благ и управлении экономическими процессами.
Объектом макроэкономического анализа является как каждый сектор экономики (реальный, бюджетный, денежный и внешнеэкономический) в отдельности, так и их совокупность.
Макроэкономика анализирует состояние экономики определенного уровня с помощью набора показателей, основными среди которых являются: валовой национальный продукт, национальный и личный доходы, общий уровень цен, темп экономического роста, уровень инфляции и занятости, показатели бюджета, платежного баланса и др.
Основой макроэкономических исследований является система научных методов, которые условно делятся на две группы: общенаучные (универсальные) и специфические методы.
К первой группе относится диалектический метод, предполагающий изучение макроэкономического явления в его движении и развитии, с учетом заложенных в нем противоречий и взаимозависимостей. К методам этой группы относятся также: дедуктивный (с его помощью результат устанавливается на основе фактов) и индуктивный (здесь результат получается на базе анализа частных логических умозаключений) методы; метод научных абстракций, предполагающий глубокий анализ только одной или нескольких частей явления без учета других его составляющих; метод анализа и синтеза.
К специфическим методам макроэкономических исследований относятся: метод графического рисунка, математические методы и прогнозирование. Каждый из них используется при составлении макроэкономической модели. Такая модель есть математический или графический образ определенной экономической системы или ее отдельного звена, на основе которого устанавливаются результаты конкретных экономических взаимозависимостей.
Прогнозирование представляет собой научное предвидение результатов и их последствий, планируемых на перспективу мероприятий, связанных с экономической жизнью общества.
Особое место в макроэкономике занимает экономический эксперимент. С его помощью проверяется на практике эффективность той модели или отдельного процесса, конечные результаты которого не представляется возможным точно спрогнозировать. Использование экономического эксперимента требует тщательного обоснования и жесткого контроля за его проведением. Любой экономический эксперимент не должен кардинально влиять на всю систему сложившихся в обществе экономических связей и моделей. Как правило, он должен быть связан лишь с отдельной сферой деятельности или областью экономики.
Как специальный раздел экономической теории макроэкономика сформировалась в 30-е годы XX в. Ее основоположником принято считать английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса (1883—1946 гг.). Он разработал макроэкономические методы исследования взаимосвязей между национальным доходом, сбережениями и накоплением, концепцию совокупного спроса и предложения. Кейнсу принадлежит заслуга выдвижения и обоснования идеи управления государством макроэкономическими процессами.
Наряду с Д.М. Кейнсом в формировании макроэкономики как науки принимали активное участие как отдельные экономисты, так и целые научные школы и направления на протяжении всего времени существования экономической науки. Это представители меркантилизма, физиократы, основоположники классической политической экономии, представители школы марксизма и др. В становлении макроэкономики видную роль сыграли такие фигуры, как Ф. Кене, Ж. Б. Сей, А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс, Д. Кларк, К. Менгер, А. Маршалл, Л. Вальрас, В. Парето, С. Кузнец, А. Оукен, В. Ойкен и др. Каждый из них открыл и развил определенные фрагменты макроэкономической теории. Труды этих ученых послужили фундаментом для создания целостной макроэкономической науки.
Дальнейшее развитие (после Кейнса) макроэкономика получила в трудах представителей современных экономических школ и научных направлений. Выдающимися макроэкономистами второй половины XX в. являются П. Самуэльсон, М. Фишер, Д. Гелбрейт, В. Леонтьев, Р. Солоу, Д. Сакс и др.
Идеи Кейнса и его последователей были основополагающими и эффективными на практике вплоть до начала 70-х годов XX в. За это время в экономической жизни большинства стран мира, где исповедовали рыночную модель хозяйствования, произошли существенные изменения. Под влиянием НТР здесь значительно возросли масштабы производства, изменилась экономическая структура, усилились тенденции глобализации и социализации экономики. Общим следствием всех этих обстоятельств стал очередной экономический кризис 70-х годов, охвативший мистически все страны мира. Именно это обстоятельство и послужило объективной причиной для ревизии кейнсианской теории (ее критика и предсказание несостоятельности имело место и ранее) и поиска путей и форм, адекватных современному уровню экономического развития. На этой волне стали получать признание такие научные течения, как пост-кейнсианство, неолиберализм, неоинституционализм и др.
Каждое из этих направлений предлагало собственные специфические рецепты повышения эффективности экономики, спектр которых настоящее время необычайно широк: от абсолютизации рынка как единого эффективного средства, регулирования экономики до усиления вмешательства государства в управление экономическими процессами.
На первый взгляд, кажется, что существование в экономической науке множества направлений и школ свидетельствует о наличии в современной экономической теории кардинальных противоречий и даже хаоса. Однако это не так. Большой разброс концепций и рецептов объясняется двумя главными обстоятельствами. Во-первых, крайне неоднозначным уровнем экономического, социального, культурного и политического развития стран, даже использующих одну и ту же экономическую модель. Во-вторых, в современных условиях, когда обстоятельства, в том числе и экономике, меняются с неведомой ранее быстротой, существует реальная необходимость реформирования экономической политики, что, как правило, требует внедрения новой, отвечающей духу этой политики, экономической концепции.
Смена курсов и экономических концепций в современных условиях становится ординарным и в определенной степени закономерным явлением. Так, если большинство стран запада в 70-80-е годы реформировало собственность, приватизируя значительную ее часть, то в конце 80-х — начале 90-х годов в них усилился процесс укрепления позиций государства в экономике, что также потребовало смены концепций. На самом конце XX в, в этих странах вновь возобладал курс на приоритет частной собственности и, как следствие, повышенный интерес правительств к новым теориям денежного обращения. Отсюда становится понятным решение комитета по Нобелевским премиям по экономике о присуждении премии за 1999 г. профессору Колумбийского университета (СЩА) Роберту Манделлу — специалисту по глобальному денежному обращению.
Таким образом, очевидно, что множественность направлений в макроэкономической науке — обстоятельство не случайное и порождается требованием реальной действительности, которая имеет множество специфических особенностей и, как никогда ранее, динамична.
Любая макроэкономическая концепция имеет целью стать концептуальной основой (научной доктриной) для достижения определенной цепи и проведения региональными, государственными и международными институтами управления конкретной экономической политики.
Макроэкономические цели и макроэкономическая политика
Одной из центральных задач макроэкономики является обоснование выбора целей экономического развития и определение рациональных направлений (моделей), способов и подходов для их достижения. Исследования в этой области служат теоретической основой для выработки экономической политики.
Следует различать конечную, долгосрочную и краткосрочную цели.
Конечная цель, или экономическая стратегия, любой экономической системы заключается в стремлении обеспечения наиболее благоприятных условий жизнедеятельности членов общества на основе экономического роста.
Реализация экономической стратегии требует выбора определенной социально-экономической модели развития общества. Среди моделей такого уровня в современном мире известны: административно-командная модель и модель реальной экономики с ее наиболее распространенной модификацией — моделью социально ориентированной рыночной экономики. При этом задачей макроэкономики является научное обоснование и идеологическая поддержка целесообразности той или иной модели.
Долгосрочные макроэкономические цели связаны с реализацией основной концепций модели. Краткосрочные или промежуточные щели устанавливаются для реализации основной цели на каждый данный момент, на каждом определенном этапе.
Если выбор путей достижения долгосрочных и краткосрочных макроэкономических целей является прерогативой общества в целом органов государственной власти, в частности, то обязанность науки — макроэкономики состоит в поиске и научном обосновании наиболее рациональных подходов и способов для достижения поставленных целей. Иначе говоря, задачей макроэкономики как науки является создание научной концепции по реализации экономической политики как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде.
В конце ХХ в. основной целью макроэкономики в нашей стране явился поиск мер по выходу экономики из состояния кризиса и обеспечению ее стабилизации. В связи с этим возникает необходимость решения ряда конкретных задач (целей), важнейшими среди которых являются:
принятие мер по оживлению и развитию реального сектора экономики;
нормализация работы рыночного механизма;
оздоровление финансово-банковской и налоговой систем;
обеспечение стабильного функционирования системы жизнеобеспечения.
Конкретизация форм и способов реализации макроэкономических задач и целей осуществления экономической политики.
Макроэкономическая политика представляет собой систему мер и способов по регулированию экономики, используемых государством, на основе определенной экономической доктрины для достижения конкретных экономических цепей.
Формально экономическая политика государства, находит выражение в правительственных социально-экономических программах на определенный период. Примером тому служит «Программа стабилизации экономики и финансов», принятая в 1998 г. Правительством РФ и Центральным банком, и другие аналогичные программы.
Для достижения макроэкономических целей, а, следовательно, и реализации макроэкономической политики, государство располагает набором инструментов, которыми являются бюджетная, налоговая, кредитная, денежная и валютная системы страны. С помощью этих инструментов государство реализует определенный экономический курс.
В условиях рыночной экономической модели используются два основных типа макроэкономической политики: монетарный и фискальный.
Монетарная экономическая политика базируется на доктрине, в основе которой лежит идея об ограничении регулирующего влияния государства на экономические процессы. Функцию регулятора экономики эта доктрина отводит рынку, а основным средством регулирования здесь являются деньги.
Фискальная экономическая политика предполагает регулирование экономики прежде всего за счет воздействия на нее силы инструментов государственной власти. Главным средством для этого служат налоговая и бюджетная системы страны.
В реальной жизни использование исключительно одного типа экономической политики маловероятно, Как правило, применяются оба типа, однако приоритет при этом отдается одному из них.
Выбор того или иного типа экономической политики зависит не только от задач (целей), стоящих перед экономикой на данный момент и перспективу. Он связан и с подходами, определяющими экономическую политику. Так, к современной экономической политике России возможны два основных подхода.
Первый подход состоит в попытке приспособить экономическую политику к реально существующей организации хозяйственной системы. Для этого экономическая политика должна обеспечить расширение применения системы взаимозачетов, ограничение денежного обращения за счет развития натурального товарообмена, регулирование экономики не на основе развитой законодательной системы, а главным образом с помощью оперативных директив, сообразуясь при этом только с требованиями конкретной ситуации.
Второй подход к выбору типа экономической политики исходит из понимания объективной необходимости глубинных преобразований в организации всего хозяйственного механизма, создания полноценной рыночной системы, обеспечивающей стабильное развитие национальной экономики.
Предпочтение тому или иному типу экономической политики, как и осуществление любой экономической акции на макроуровне, должно основываться на результатах расчетов эффективности и последствий использования каждого варианта. Средством для получения таких результатов служит экономическая модель.
Экономическая модель представляет собой описание (графическое или математическое) ситуации в экономике в целом, ее отдельном секторе или части, которая возникает вследствие реализации того или иного типа экономической политики или отдельной экономической акции.
Макроэкономическая модель позволяет прогнозировать результаты реализации того или иного варианта экономической политики и выбрать наиболее предпочтительный из них.
Макроэкономическая теория должна содействовать реализации экономических целей общества. Важнейшими из них выступают:
экономический рост. Обеспечение потребностей каждого члена общества посредством большего количества и лучшего качества товаров и услуг, т.е. более высокий уровень жизни;
полная занятость населения в соответствии с его желаниями и потребностями общества;
экономическая эффективность. Получение максимальной отдачи при минимуме издержек от имеющихся ограниченных производственных ресурсов;
стабильный уровень цен. Обеспечение оптимальной динамики цен, т.е. избегание инфляции и дефляции;
экономическая свобода. Управляющие предприятия ми, рабочие и потребители должны обладать в своей экономической деятельности высокой степенью свободы;
справедливое распределение доходов. Ни одна группа граждан не должна пребывать в крайней нищете, когда другие группы купаются в роскоши;
экономическая обеспеченность. Следует обеспечить существование хронических больных, нетрудоспособных, престарелых или других иждивенцев;
торговый баланс. Участие во всемирном хозяйстве, поддержание эффективного торгового и финансового балансов в международных экономических отношениях;
обеспечение эффективной экологической защиты общества.
Таким образом, экономическая теория может быть определена как наука, изучающая оптимизацию производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг на основе эффективного использования ограниченных ресурсов, обусловленные экономическими отношениями и закономерностями, с целью максимального удовлетворения материальных потребностей человека.
Как и любая наука, экономическая теория имеет свою методологию. Общепризнано, что конкретная методология зависит от специфики конкретного объекта исследования. Эти способы и приемы познания используются как в естественных, так и в общественных науках, но формы к границы их применения зависят от предмета науки и ее характера.
Вместе с тем во всех отраслях, если мы хотим получить истинные знания, исследователь и преподаватель должен применять диалектический метод. Следует отметить, что он должен выступать в качестве базисного принципа обоснования и определения предмета экономической теории. Диалектический метод имеет дело не с предметом как угасшим, застывшим процессом, а с собственно процессом. Так как всякое определение является остановкой движения в какой-то точке, пункте, то оно неполное, одностороннее. Предмет экономической теории, рассматриваемый как процесс, может получить множество определений в различных точках своего движения. И такие определения, как мы видели, действительно существуют. Спорить об их истинности по крайней мере безуспешно, так как каждое из них отражает различи ступени движения предмета и метода экономической теории. В этом случае важно представить эти разрозненные определения как систему, отражающую объективное развитие предмета. И поскольку в соответствии с диалектическим методом познание развивающегося предмета начинается с самых простых определений, постольку мы с каждым последующим определением уточняем его и конкретизируем.
Форм и способов научного познания много: статистические наблюдения объекта, обработка полученного материала посредством синтеза и анализа, индукции и дедукции, системного подхода, разработка гипотез и их проверка, разработка моделей в логических и математических формах и т.д.
В экономической теории огромное значение имеет метод научной абстракции. Абстрагирование означает освобождение наших представлений о предмете исследования от частного, случайного, преходящего, единичного и выделение в них прочного, устойчивого, типичного. Лишь при таком подходе возможно выявить сущность достаточно высокого порядка и не только дать более или менее точное описание объекта, но и сформулировать категории и законы науки, выражающие эти сущности и по возможности придать им строгую математическую форму. Так, например, движение цен выглядит как хаотический, непредсказуемый процесс. В то же время анализ показывает, что динамика цен определяется вполне определенными факторами: спросом и предложением и т.д.
Однако процесс познания не завершается. Далее начинается движение от общего к частному, от абстрактного к конкретному, если в результате абстрагирования создаются условия для формулирования экономических законов, как категорий, выражающих прочные повторяющиеся, устойчивые связи внутри объекта и его взаимодействии с другими.
Здесь необходимо сказать несколько слов о терминологии, поскольку существуют различные позиции в определении тех или иных понятий. Согласно одной из них такие понятия, как «законы», «принципы», «теории», «модели», означают одно и то же, а именно обобщения или констатацию закономерностей в экономическом поведении индивидов и институтов. Термин «экономический закон», по их мнению, несколько вводит в заблуждение, так как он предполагает высокую степень точности, всеобщности его применения и даже нравственной справедливости. Принципы и теории – это содержательные обобщения, основанные на анализе фактов, но в свою очередь и факты служат постоянной проверкой правильности уже установленных принципов. Факты, т.е. реальное поведение индивидов и институтов, в процессе производства, обмена, распределения и потребления товаров и услуг со временем изменяются. Поэтому необходимо сверять существующие принципы и теории с изменяющейся экономической средой. Вследствие этого экономические принципы часто формулируются в виде средних данных или статистических вероятностей. Наряду с этим в экономической теории в построении обобщений используется допущение «при прочих равных условиях», т.е. допускается, что все другие переменные, за исключением тех, которые они в данный момент рассматривают, остаются неизменными. Такой метод упрощает процесс анализа путем вычленения исследуемой связи. (См. об этом более подробно: Макконнелл К., Брю С. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. Т.1. С. 21–22. )
В изучении экономического поведения экономисты могут продвигаться как от теории к фактам, так и от фактов к теории. В более строгом изложении это означает, что они применяют и дедуктивный и индуктивный методы. Под индукцией мы подразумеваем «выкристаллизование», или выведение, общих положений, принципов из фактов.
Сторонники другой позиции утверждают, что существуют «общецивили-зационные законы» развития, вкладывая в понятие «цивилизация» обозначение развитой формы общественного бытия людей – «гражданского общества» в отличие от примитивных и грубых форм организации общества, таких как дикость, варварство, рабство, крепостничество, абсолютная монархия. Каждому этапу развития производительных сил соответствует собственный механизм саморегуляции, разрешающий противоречия каждого этапа, тем самым обеспечивающий саморазвитие всей экономической ситемы. Двигателем саморазвития, внутренним импульсом мотивационных механизмов является интерес человека. Это – первый «общецивилизационный закон» развития. Вторым выступает изменение форм труда и производства по мере развития производства. В основе развития этих форм лежат изменения в материальных условиях труда и появлении новых потребностей в новых видах труда или изменении их прежних форм. Третьим законом выступает рост производительности труда. Четвертый закон – это преемственность общечеловеческих механизмов производственной, экономической, политической жизни общества, и заключается он в том, что каждая новая форма общественного устройства возникает на фундаменте прежнего общества. И пятый – развитие демократических форм организации общественной жизни как органической системы с усложняющейся структурой, требующей открытости.
Наряду с этим нельзя не учитывать и еще один методологический принцип: конкретно-исторический характер теоретических представлений. Ибо общественная эволюция, появление новых форм и процессов требует и новых подходов к их оценке, новых выводов, формирует новые структуры противоречий и механизмы их разрешения и саморазвития.
Здесь исследование начинается с накопления фактов, которые затем систематизируются и анализируются таким образом, чтобы можно было вывести обобщение или принцип. Индукция идет от фактов к теории, от частного к общему. Наряду с этим экономисты часто начинают решение своей задачи, идя от уровня теории до ее опровержения с помощью фактов. Это уже дедуктивный, или гипотетический, метод. Дедукция и индукция представляют собой не противоречащие друг другу, а взаимодополняющие методы исследования. Сформулированные дедуктивным методом гипотезы служат экономисту ориентирами при сборе и систематизации эмпирических данных. В свою очередь известное представление о фактах, о реальном мире является предпосылкой для формулирования весьма содержательных гипотез.
Научное познание общественных процессов и систем требует опоры на принцип единства логического и исторического. Он основан на том, что общество на любой ступени развития представляет собой целостной организм, в котором все компоненты находятся в определенной взаимосвязи. Причем эта логическая взаимосвязь отражает, воспроизводит в сжатом виде исторический процесс возникновения и становления данной системы. Исторически вначале возникают ее более общие, простые черты. Сложные же, более конкретные свойства образуются на последующих этапах общественного развития.
Конечно, история – сложный и многообразный процесс. Она не свободна от случайных ситуаций, зигзагов, отступлений и забегания вперед, но в принципе это закономерный процесс развития и смены экономических систем. Отсюда проистекает взаимосвязь познания структуры данных систем и истории их развития. Изучение истории помогает понять логику предмета, а знание внутреннего строения общества придает историческому исследованию научный характер. В итоге можно сделать вывод о том, что логический метод исследования является не чем иным, как тем же историческим методом, только освобожденным от исторической формы и случайностей исторического процесса.
Наиболее сложной задачей является моделирование экономических систем. С целью практического использования экономической теории требуется разработка экономико-математических моделей. Математическое моделирование в экономике – весьма сложный процесс. Это связано с неразработанностью ряда областей математики, огромным объемом информации, которую надо получить и обработать в относительно короткие сроки. Вместе с тем не следует забывать, что экономика – это многомерные системы, в которых ее параметры, условия функционирования и характеристики состояния представлены случайными величинами и связаны нерегулярными зависимостями. Следовательно, характеристика состояния модели определяется не однозначно, а через законы распределения их вероятностей.
В экономической теории существует целое направление, представители которого придают особое значение математическим методам исследования экономических процессов и систем. Среди них классики – М. Вальрас, В. Парею. У. Джевонс. Особого внимания заслуживает Дж. Нейман – математик, физик и кибернетик, который в содружестве с экономистом Пристонского университета О. Маргенштерном опубликовал в 1944 г. широко известную работу "Теория игр и экономическое поведение", где исследованы многие проблемы экономического роста с позиций теории игр. Теория игр сделала попытку с математической точностью описать некоторые нерешенные проблемы экономического поведения. Основной посылкой теории является идея о том, что индивидуум стремится максимизировать выигрыш и минимизировать проигрыш, как в игре в шахматы. Согласно теории исход сделки зависит не только от того, чего хочет достичь один игрок, но и от намерений других игроков.
- Южно-российский гуманитарный институт
- Глава 1. Макроэкономика как наука.
- 1.2 Основные макроэкономические показатели
- 1.3 Эконометрика макроэкономических агрегатов
- Внп и «чистое экономическое благосостояние»
- Система национальных счетов
- Глава 2. Совокупный спрос, совокупное предложение План
- 2.1 Совокупный спрос
- 2.2 Совокупное предложение
- 2.3 Совокупное потребление, совокупное сбережение и их функции
- 2.4 Инвестиции. Мультипликатор инвестиций
- Глава 3. Экономическое равновесие План
- 3.1 Общее экономическое равновесие
- 3.2 Понятие равновесия и его виды
- 3.3 Определение равновесного состояния экономики: способы и их инструменты
- 3.4 Взгляды основных макроэкономических школ на равновесие
- Сравнительная характеристика взглядов кейнсианства и неоклассиков на условия общего экономического равновесия
- 3.5 Равновесие в открытой экономике
- 3.6 Равновесие в открытой экономике России
- Глава 4. Неравновесие, экономический цикл, безработица и инфляция План
- 4.1 Понятие неравновесия, его виды, структура и российские особенности
- 4.2 Динамика неравновесия и изменение макропоказателей
- 4.3 Виды циклов и их характеристика. Колебания в экономике и их причины
- 4.4 Модели экономического цикла в соответствии с методологией разных макроэкономических школ
- 4.5 Взаимосвязь инфляции и безработицы
- Глава 5. Экономический рост План
- 5.1 Типы, факторы и модели экономического роста
- Экономический рост и структура производства
- 5.2 Инвестиции и источники финансирования
- Ресурсы экономического роста
- Денежно-кредитная система
- Инфляция
- Валютный курс
- 5.3 Бюджетно-налоговая политика
- 5.4 Инновационный потенциал экономического роста
- 5.5 Государственная политика стимулирования экономического роста в трансформирующейся российской экономике
- Перспективы устойчивого экономического роста
- Глава 6. Деньги и их роль в экономической кредитно-денежной политике План
- 6.1 Деньги и понятие ликвидности. Предложение денег
- 6.2 Спрос на деньги. Предложение денег. Равновесие на денежном рынке
- 6.3 Банковская система и денежно-кредитная политика
- Центральный банк России
- Коммерческие банки
- Основные операции российских банков
- 6.4 Понятие, природа и причины инфляции
- Социально-экономические последствия инфляции
- Глава 7. Бюджетные отношения и основы бюджетной политики План
- 7.1 Понятие бюджета. Основные доходы и направления расходов государства.
- Доходы федерального бюджета (% к ввп)
- Экономическая структура расходов федерального бюджета
- 7.2 Основы теории налогов
- 7.3 Кривая Лаффера
- 7.4 Бюджетный дефицит
- 7.5 Бюджетно-налоговая политика
- Глава 8. Стабилизационная экономическая политика в закрытой экономике План
- 8.1 Экономическая политика: содержание, проблемы стабилизации
- 8.2 Выбор моделей макроэкономической политики
- 8.3 Фискальная политика государства
- Глава 9. Открытая экономика и ее макроэкономическая динамика План
- 9.1 Место национальных хозяйств в мировой экономике
- 9.2 Макроэкономическое равновесие в открытой экономике
- 9.3 Валютный курс. Паритет покупательной способности. Меры государственного воздействия
- 9.4 Нетарифные методы регулирования международной торговли
- Глава 10. Макроэкономические проблемы российской экономики План
- 10.1 Характеристика потенциала роста российской экономики
- Сумма прибыли и убытка крупных и средних организаций рф (до 1998 г. – млрд. Руб.), млн. Руб., 1996-2005 гг.
- Темпы изменения ввп России в 1997-2003 гг.16
- Общая потенциальная ценность запасов полезных ископаемых России20
- 10.2 Экономическая политика в условиях открытой экономики со значительным сырьевым сектором
- 10.3 К вопросу о глобализации и альтернативах для России
- Макроэкономика
- 2009 Оглавление
- Пояснительная записка
- Учебно-тематический план
- Программа курса «Макроэкономика»
- Тема 1. Макроэкономика как наука. Основные макроэкономические показатели и агрегаты. Эконометрика макроэкономических величин
- Вопросы и темы рефератов на семинарское занятие:
- Литература
- Тема 2. Совокупный спрос и совокупное предложение: взаимосвязь макроэкономических показателей и моделирование
- Вопросы и темы рефератов на семинарское занятие:
- Литература
- Тема 3. Экономическое равновесие
- Вопросы и темы рефератов на семинарское занятие:
- Литература
- Тема 4. Экономический цикл. Безработица и инфляция
- Вопросы и темы рефератов на семинарское занятие:
- Литература
- Тема 5. Экономический рост
- Вопросы и темы рефератов на семинарское занятие:
- Литература
- Тема 6. Деньги и их роль в экономике. Финансовый рынок. Инфляция
- Вопросы и темы рефератов на семинарское занятие:
- Литература
- Тема 7. Бюджетно-налоговые отношения. Государственный долг
- Вопросы и темы рефератов на семинарское занятие:
- Литература
- Тема 8. Стабилизационная экономическая политика в закрытой экономике
- Вопросы и темы рефератов на семинарское занятие:
- Литература
- Тема 9. Открытая экономика
- Вопросы и темы рефератов на семинарское занятие:
- Литература
- Тема 10. Макроэкономические проблемы российской экономики
- Вопросы и темы рефератов на семинарское занятие:
- Литература
- Задания для самостоятельной работы
- Тема 1. Задание 1. Основные макроэкономические тождества
- Тема 1. Задание 2. Интерпретация кругооборота потоков
- Тема 1. Задание 3. Расчет показателей снс
- Тема 1. Задание 4. Номинальные и реальный ввп. Индексы цен
- Тема 2. Задание 5. Спрос на труд и распределение совокупного дохода
- Тема 2. Задание 6. Предложение труда и аккордный налог на доход
- Тема 2. Задание 7. Предложение труда и «сверхурочные» работы
- Тема 3. Задание 8. Двухпериодная модель межвременного выбора
- Тема 3. Задание 9. Двухпериодная модель межвременного выбора
- Тема 4. Задание 10. Межвременной выбор и ограничения ликвидности
- Тема 6. Задание 14. Функции денег
- Тема 6. Задание 15. Скорость обращения денег
- Тема 6. Задание 16. Предложение денег: денежная масса и денежная база
- Тема 6. Задание 17. Предложение денег: денежная масса и денежная база
- Тема 6. Задание 18. Цена облигации
- Тема 6. Задание 19. Равновесие денежного рынка
- Тема 7. Задание 11. Бюджетный дефицит, ставка процента и счет текущих операций
- Тема 7. Задание 13. Бюджетное ограничение правительства и устойчивая фискальная политика
- Тема 8. Задание 12. Перераспределение доходов, сбережения и счет текущих операций
- 7. Принцип акселерации проявляется в том, что:
- 18. Укажите, какое определение темпа прироста ввп в данном году является правильным. Темп прироста ввп в течение данного года - это выраженное в процентах отношение:
- 19. Укажите, какие виды доходов относятся к доходам государственного бюджета:
- 20. Укажите, какие направления экономической политики государства входят в понятие «бюджетно-финансовая политика». Бюджетно-финансовая политика государства включает:
- 21. Укажите, какие направления экономической политики включает в себя политика экономической стабилизации. Проводимая государством политика экономической стабилизации направлена на то, чтобы:
- 22. Укажите, какое из перечисленных утверждений является правильным. Если происходит повышение налоговой ставки на прибыль, то поступления дохода в государственный бюджет:
- 23. Укажите, какое определение государственного долга является правильным. Государственный долг - это:
- 24. Государство является должником:
- 25. Укажите, в чем проявляется международное разделение труда. Международное разделение труда означает, что:
- 26. В приведенной ниже таблице представлены данные об объемах производства сукна и вина в двух странах - а и б (используется только один ресурс – труд):
- 27. Если между двумя странами, о которых шла речь в тесте 62, начнется взаимная торговля, то можно предположить, что страна б будет: