logo
Экономика / экон / Макроэкономика_Белоусов В

2.1 Совокупный спрос

Основная задача при осуществлении государственного мак­роэкономического регулирования — макроэкономическая ста­билизация, т.е. достижение такого состояния, при котором от­сутствуют как сильные спады, так и сильные «перегревы», бу­мы макроэкономической конъюнктуры.

В экономической теории идею макроэкономической ста­бильности принято показывать на различных моделях макро­экономического равновесия. Одной из самых распространен­ных является модель «Совокупный спрос — совокупное пред­ложение» — (aggregate demand — aggregate supply — «AD-AS»).

Внешне кривая совокупного спроса (рис. 12.1) выглядит так же, как и кривая рыночного спроса в микроэкономике. Одна­ко между этими кривыми много различий.

Во-первых, совокупный спрос — это более сложная, агреги­рованная категория. Напомним уравнение совокупного спроса:

AD = С + I + G + NX

Во-вторых, если в случае рыночного спроса по осям отклады­вались показатели количества и цены, то для совокупного спроса это будут показатели реального объема производства и уровня цен соответственно. Реальный объем производства обознача­ется английской буквой Y (yield) и измеряется одним из сово­купных количественных показателей, а уровень цен — англий­ской буквой Р (price) и измеряется одним из ценовых индексов.

В-третьих, при объяснении отрицательного наклона кри­вой рыночного спроса оперируют понятиями «эффект дохода» и «эффект замены». Для кривой совокупного спроса они не ис­пользуются.

Отрицательный наклон кривой совокупного предложения объясняется действием трех макроэкономических эффектов:

Эффект процентной ставки заключается в том, что при росте уровня цен и неизменности прочих условий (денежная масса постоянна) процентная ставка растет, что вызывает со­кращение инвестиций и потребительского спроса на товары длительного пользования, а следовательно, и сокращение со­вокупного спроса.

Эффект реального богатства заключается в том, что при росте уровня цен богатство, представленное в виде финансо­вых активов, обесценивается, и это приводит к сокращению совокупного спроса.

Эффект импортных закупок заключается в том, что при росте уровня цен и прочих равных условиях (неизменном ва­лютном курсе, неизменных ценах в других странах) отечест­венные товары становятся относительно дорогими на мировом рынке, а импортные товары – относительно дешевыми, и спрос на отечественные товары сокращается.

Изменение уровня цен вызывает движение по кривой сово­купного спроса. Но есть другие факторы (неценового характе­ра), которые вызывают смещение самого графика совокупного спроса вправо (увеличение совокупного спроса) или влево (снижение совокупного спроса).

Основными факторами, вызывающими эти смещения, яв­ляются:

Смещение кривой из положения AD в положение AD – это увеличение совокупного спроса, из положения AD в поло­жение AD1 – сокращение совокупного спроса. Эти смещения также называют шоками совокупного спроса.

Общепринято в современной экономической науке, что совокупный спрос – это суммарный спрос на все товары и услуги в экономике в какое-то определенное время. Однако ряд представителей мейнстрима предлагают свои варианты, уточняя то или иное положение. В учебной литературе, построенной на базе Экономикса, совокупный спрос идентифицируется как объем производ­ства товаров, который потребители готовы коллективно приобрести при суще­ствующем уровне цен1. В закрытой экономике (для упрощения анализа) «сово­купный спрос может быть определен как совокупное количество товаров и ус­луг, спрос на которые предъявляется отечественными резидентами при конкретном уровне цен»2. Аналогичное определение дают Самуэльсон П. и Нордхаус В.: «Совокупный спрос (AD) – это общее или суммарное количество про­дукции, которое может быть куплено при данном уровне цен и прочих равных условиях. Совокупный спрос представляет собой желаемую величину расходов на потребление, частные внутренние инвестиции, государственные закупки то­варов и услуг и чистый экспорт во всех секторах экономики»3. К. Макконнелл и С. Брю совокупный спрос представляют моделью, отображенной в виде кривой, которая показывает различные объемы товаров и услуг, то есть реальный объем национального производства, который потребители, предприятия и правитель­ство готовы купить при любом возможном уровне цен4. В отечественной учеб­ной литературе, характеризующейся традиционно присущей российской эко­номической школе фундаментальностью экономического анализа, совокупный спрос трактуется как сумма «всех расходов на конечные товары и услуги, про­изведенные в экономике. Он отражает связь между объемом совокупного вы­пуска, на который предъявлен спрос экономическими агентами, и общим уров­нем цен в экономике»5. Ростовская экономическая школа также представляет совокупный спрос суммой всех расходов на конечные товары и услуги, произ­веденные в экономике6.

В кейнсианской модели совокупный спрос определяется как сумма рас­ходов на потребление, капиталовложения, государственных расходов и чистый экспорт. Совокупный потребительский спрос, являясь конечным результатом всех индивидуальных актов спроса, подчиняется тем же экономическим зако­нам, что и микроспрос: с ростом уровня цен, реальная покупательная способ­ность денег снижается, население будет меньше приобретать товаров по срав­нению с объемом покупок при прежнем уровне цен. И наоборот, если цена сни­зится, то увеличится и покупательная способность денег. Следовательно, воз­растет объем осуществляемых населением покупок, и в результате увеличится и совокупный потребительский спрос.

Кейнсианство в 50-70г.г. XX столетия становится основой государствен­ной экономической политики большинства развитых стран. В работе «Общая теория процента, занятости и денег» Дж.Кейнсом рассматривается реализация совокупного продукта при хроническом отставании спроса от предложения. Он подвергает критике классический подход в раскрытии условий равновесия. Принципиально новым явился и макроанализ личного спроса во времени и дифференцированный анализ реальных экономических величин. Дж.Кейнсом рассматривается система макросвязей между потребительским спросом, с од­ной стороны, личными доходами и сбережениями, с другой. Все его гипотезы основываются на показателях изучения повседневной жизни и выведения об­щих закономерностей в поведении людей. Кейнсианская теория предполагает, что свободный рынок не всегда может поддерживать такой уровень совокупно­го спроса, который обеспечивал бы полную занятость, поэтому в такие момен­ты государство должно стремиться стимулировать совокупный спрос.

Дж.Кейнс, вслед за неоклассиками признает, что долгосрочное экономи­ческое равновесие достигается при совпадении совокупного спроса и совокуп­ного дохода. Однако он добавляет и уточняет, что краткосрочное рыночное равновесие между совокупным спросом и совокупным предложением возмож­но не только в условиях полной занятости. Кроме того, в любой экономической системе, в условиях неполной занятости существует тенденция недопотребле­ния7. В качестве основы экономического развития он определяет психологиче­ские, субъективные оценки людей. Основной психологический закон Дж.Кейнса заключен в том, что при росте дохода люди склонны увеличивать свое потребление в меньшей степени, чем рост дохода; при уменьшении дохода потребительские расходы сократятся в меньшем размере, чем доход, то есть рост дохода создает предпосылки начала дестабилизации личных расходов и инвестиций в совокупном спросе. Дж.Кейнс утверждает, экономический спад -это неизбежное явление в функционировании «психологического закона» в ус­ловиях свободной конкуренции. Такая позиция кардинально отличается от неоклассических воззрений. Относительное недопотребление тормозит рост общественного продукта и, таким образом, возникают предпосылки стагнации развитой рыночной экономики.

Отсутствие сбалансированности во взаимодействии хозяйственных структур в современной экономике обнаруживает потребность экономического анализа потребительского спроса, согласно которому изменение спроса проис­ходит параллельно развитию функциональных зависимостей между государст­вом и экономической жизнью общества. При этом существенную роль в фор­мировании новых концепций совокупного спроса играет переосмысление про­блем качества жизни населения в их взаимосвязи с экономическим ростом. Стержневой идеей современных теорий становится трактовка роли человека не как ресурса, а как цели экономического роста. Изменения в объеме спроса про­исходят уже в большей степени в результате воздействия неценных факторов на поведение потребителей, следовательно, появляется необходимость по­строения матриц спроса с новыми параметрами. В этой связи обращает на себя внимание концепция расширения «возможностей выбора человека» А.Сена8. Учет вкусов, моды, национальных особенностей - именно эти факторы являют­ся неотъемлемой частью современных программ и прогнозов макроэкономиче­ского развития страны.