logo
Экономика / экон / Макроэкономика_Белоусов В

7.1 Понятие бюджета. Основные доходы и направления расходов государства.

Государственный бюджет является звеном финансовой системы. Бюджет (англ. budget — сумка) — это роспись денежных доходов и расходов государства, территориаль­ных образований, домохозяйств и т.д.

В эпоху феодализма сводного финансового плана госу­дарства не существовало. Для каждого расхода изыскивал­ся и закреплялся отдельный доход. В результате буржуаз­ных революций глава государства утратил право бескон­трольно распоряжаться финансами. Ежегодное утвержде­ние бюджета впервые было применено в Великобритании, которая первой встала на путь развития капитализма. С тех пор практически соблюдались важнейшие принципы построения бюджета: единство, полнота, правдивость, гласность. Принцип единства означает сосредоточение в госбюджете всех производимых расходов и получаемых доходов, государство должно иметь лишь один бюджет. Это обеспечивает установление более эффективного кон­троля за финансами со стороны законодательных органов,

Требование единства дополняется принципом полноты, что предполагает учет по каждой статье всех затрат и поступлений (не сальдо).

Принцип правдивости и реальности направлен против фальсификации бюджетных росписей, на соблюдение ут­вержденных статей расходов.

Принцип гласности обязывает правительства публико­вать бюджет, его основные расходы и источники доходов.

С появлением различных внебюджетных и специаль­ных фондов принципы полноты и единства бюджета пол­ностью не выдерживаются. Кроме того, отдельные государ­ственные предприятия показывают в своих отчетах лишь итоговые финансовые результаты.

Сущность бюджета каждой страны определяется при­родой и функциями государства. Через госбюджеты рас­пределяется от 20 до 60 % национального дохода. Исполь­зуя финансовое программирование, развитые государства через бюджет воздействуют на структурную перестройку государства, научно-техническую политику, норму накоп­ления, самообеспечение энергетическими ресурсами, эф­фективность внешнеэкономических связей, объем валового национального продукта.

В целом государственный бюджет выполняет следую­щие основные функции:

  1. перераспределяет национальный доход;

  2. стабилизирует процесс общественного воспроизвод­ства;

  3. осуществляет государственную социальную политику.

Структура государственного бюджета каждой страны отражает характер административной системы. Так, в США федеральный бюджет построен по принципу «полно­го» бюджета и состоит из двух частей: собственно прави­тельственный и доверительные (траст) фонды. Доходы правительственного бюджета формируются в основном за счет налогов на прибыль корпораций, подоходного налога с населения, акцизов, таможенных пошлин.

В целом государственные расходы США подразделя­ются на два основных вида: правительственные закупки (федерального правительства и правительства штатов и местных органов власти) и трансферты.

В составе расходов — военные, экономические, внеш­неэкономические, социальные расходы, выплата процен­тов по федеральному долгу, расходы на управление. Их подразделяют на три основные сферы: 1) защита доходов; 2) национальная оборона; 3) выплата процентов по госу­дарственному долгу.

Доверительные фонды носят целевой характер: содер­жание федеральных автострад, аэропортов, электростан ций, социальное страхование и пенсионное обеспечение, пособия по безработице. Фонды социального страхования в частном секторе образуются за счет взносов предприни­мателей и работающих, а для госслужащих — из собствен­ных отчислений и взносов федерального правительства. Четко распределены доходы и расходы федерального пра­вительства, штатов и муниципалитетов, система же в целом носит название фискального федерализма. Бюджет и со­стоит из федерального бюджета, бюджета штатов, муници­пальных бюджетов и внебюджетных фондов.

В Великобритании госбюджет состоит из обычного бюджета и национального фонда займов. За счет первого финансируются текущие затраты государства на экономи­ческие, социальные цели, оборону, субсидии местным ор­ганам власти, на управление и утверждаются правительст­вом ежегодно. Национальный фонд займов не рассматри­вается парламентом. Это выплаты по государственному долгу, взносы в бюджет ЕСС, расходы на содержание королевы и двора, жалованье генеральному прокурору.

Во Франции центральный бюджет состоит из общего (государственного), присоединенных бюджетов различ­ных государственных организаций и специальных счетов казначейства (например, инвестиционно-дорожный, наци­онально-спортивный и т.д.). В Японии наряду с централь­ным бюджетом существует инвестиционный счет и более 50 специальных счетов.

В нашей стране бюджетное устройство базировалось на принципе демократического централизма. Традиционно Государственный бюджет состоял из союзного бюджета, бюджетов союзных республик (включая местные) и бюд­жета государственного социального страхования. Большая доля поступлений централизовалась в союзном бюджете, а затем распределялась между республиками и ведомствами. В Республике Беларусь Госбюджет включает бюджет рес­публики и местные бюджеты (областей, районов, городов, сельских советов).

Составление и исполнение бюджета предполагает со­блюдение определенных правил игры. Прежде всего уста­навливается бюджетный год, период, в течение которого существует данный бюджет. Он равняется 12 месяцам, но начинается в разное время: в Великобритании, Японии, Канаде с 1 апреля, в Швеции и Норвегии — с 1 июля, в США — с 1 октября, в других странах, как правило, совпадает с календарным годом.

Обязательной является и бюджетная классификация. Для расходов это министерская (ведомственная); предмет­ная (например, просвещение по видам — школы, высшие учебные заведения и т.д.); экономическая и смешанная. Экономическая подразделяет расходы по их целевому на­значению: на капиталовложения, зарплату, субсидии, до­тации и т.д. Смешанная распределяет расходы по минис­терствам, а в них — по предметам.

Наряду е классическими системами классификации расходов в бюджетной практике появляются и новые. Наибольшее распространение получили целевая и по функ­циональным признакам. Целевая классификация предпо­лагает разбивку расходов в соответствии с общенациональ­ными, политическими, экономическими и социальными целями или программами. Такое деление шире, чем по ведомственному признаку. Классификация по функцио­нальным признакам отражает концепцию финансов как инструмента политики правительства и производится в соответствии с основными функциями государства. Так, это социальные расходы, обеспечение занятости, здравоо­хранение, транспорт и связь, оборона. Они в свою очередь делятся по категориям затрат: зарплата, текущие расходы, оборудование и др.

Доходы бюджета в большинстве стран подразделяются по источникам: поступления от налогов и сборов, от госу­дарственных предприятий и имуществ, от займов и т.д. Затем они подразделяются по видам. Например, в Вели­кобритании — подоходный налог, налог на прибыль кор­пораций, налог с наследства и дарений, на добавленную стоимость, таможенные пошлины и др.

Доходы от государственных предприятий и имуществ, как правило, отражаются в сметах различных ведомств.

Существуют и другие виды классификации доходов, например юридическая, финансовая. Юридическая под­разделяет доходы по способу их получения — использует­ся сила государственной власти или нет. В первом случае это налоги и штрафы, во втором — плата за услуги и добровольные взносы. Финансовая классификация исхо­дит из деления доходов на безвозвратные, или постоянные (налоги), и временные (займы).

Поскольку госбюджет является основным звеном фи­нансовой системы, управление финансами государства, охватывая общую финансовую политику, координацию финансовых ресурсов, финансовое планирование, разработку законодательства, включает одновременно составле­ние и исполнение бюджета, налоговую политику, выпуск займов, управление государственным долгом.

Так, во всех странах государственный бюджет, отчет об его исполнении, налоговая политика утверждаются парла­ментом. В США, например, предельный размер государст­венного долга, рост бюджета на очередной год устанавливает конгресс. Само управление финансами может быть разделено между несколькими ведомствами. В США оно возложено на министерство финансов (казначейство) и административно-бюджетное управление. Последнее осуществляет прогнози­рование, управление, координирование правительственных программ и их финансирование, составляет федеральный бюджет, финансовые программы, осуществляет оперативный контроль за управлением бюджетом в общефедеральном масштабе. Для выполнения этих видов работ существуют отделы бюджетных смет, оценок и отраслевые.

В Великобритании вопросами разработки, составления и исполнения госбюджета, налоговой политики, финансо­во-экономического прогнозирования ведает казначейство. На него же возложен и контроль за расходованием финан­совых средств государственными предприятиями. Отдель­ными вопросами руководят управление таможенных пош­лин и акцизов и управление внутренних доходов. Управ­лением государственным долгом занимается Банк Англии. В ФРГ федеральное министерство финансов разрабатыва­ет основные положения финансовой, налоговой политики, составляет проект бюджета, контролирует его исполнение, занимается распределением ресурсов между звеньями бюд­жетной системы. Ему подчиняются федеральное ведомство по финансам, ведающее налоговыми вопросами: налоговой проверкой предприятий, налогообложением иностранных инвестиций, проблемами устранения двойного налогообло­жения, а также федеральное управление государственным долгом. Во Франции управление финансами осуществляет министерство экономики, финансов и бюджета.

Доходы бюджета, его расходы и объем национального продукта взаимообусловлены. Чем больше объем нацио­нального продукта и национального дохода, тем больше при прочих равных условиях доходы бюджета, а значит, больше возможности государства с помощью расходов денежных ресурсов воздействовать на состояние экономи­ки: внешнеэкономические связи, объем валового нацио­нального продукта и т.д. Эту возможность применения финансовой политики для решения важнейших народно­хозяйственных проблем широко используют развитые го­сударства. В свою очередь важнейшими составными частя­ми финансовой политики являются налоговая система и расходы государства (закупки и трансферты).

Представление о бюджете РФ дает таблица 7.1 и 7.2.

Таблица 7.1.