8.2 Выбор моделей макроэкономической политики
Проблемы осуществления стабилизационной политики. Активная и пассивная политика
Экономическая стабилизация и рост связаны со многими объективными трудностями практического характера. К их числу относятся:
а) временные лаги фискальной и монетарной политики;
б) несовершенство экономической информации;
в) изменчивость экономических ожиданий;
г) неоднозначность исторических аналогий.
Необходимо разъяснить различия между внутренним и внешним временным лагом. Внутренний лаг — промежуток времени между моментом экономического шока и моментом принятия ответных мер экономической политики. Такие внутренние лаги более характерны для фискальной политики: изменение курса денежно-кредитной политики осуществляется по решению Центрального Банка, тогда как меры бюджетно-налоговой политики предполагают длительное обсуждение в парламенте.
Внешний лаг — промежуток времени между моментом принятия какой-либо меры экономической политики и моментом появления результатов от этой меры. Такие внешние лаги характерны для денежно-кредитной политики в большей мере, чем для фискальной, так как денежно-кредитные инструменты воздействуют на совокупный спрос через определенный передаточный механизм..-,
Поскольку инвестиционные проекты планируются фирмами заблаговременно, то требуется время от 6 до 12 месяцев, чтобы, например, инвестиции в жилищное строительство отреагировали на изменение ставки процента. Производственные инвестиции имеют еще более продолжительный лаг.
Также обстоит дело и с чистым экспортом. В ответ на изменение денежной массы и процентной ставки, изменяется валютный курс, что, в свою очередь, приводит к изменению объемов экспорта и импорта и, соответственно, величины чистого экспорта. Если, например, в результате снижения валютного курса какие-либо товары относительно подешевели, а другие, наоборот, относительно подорожали, то потребители не переключаются немедленно на подешевевшие товары даже в том случае, когда они очень высокого качества — требуется известное время, чтобы покупатели обнаружили их преимущества, изменили свои предпочтения и т.д. Эластичность спроса на импортные товары окажется в этом случае одним из главных факторов, определяющих эффективность мер монетарной политики.
Разнородные и длительные временные лаги затрудняют использование мер бюджетно-налоговой и кредитно-денежной политики в целях стабилизации экономики. В промежуток времени между принятием той или иной меры и моментом получения эффекта от нее состояние экономики может измениться. Тогда активная политика может привести к дальнейшему стимулированию экономики, находящейся в состоянии «перегрева», или, наоборот, к усилению спада «остывающей» экономики. Поэтому активные попытки стабилизировать экономику могут привести к ее дестабилизации.
Необходимо подчеркнуть, что в среднем лаги фискальной и монетарной политики составляют 1—2 года. Если меры были приняты до начала циклического спада или во время спада, то пик воздействия может проявиться в противоположной фазе цикла (то есть в подъеме) и усилить амплитуду колебаний. Это усложняет проведение активной стабилизационной политики.
Важно акцентировать внимание на том, что автоматические стабилизаторы экономики частично разрешают эту проблему в индустриальных странах. Создание эффективных систем прогрессивного налогообложения и страхования занятости является первоочередной задачей для России и других переходных экономик, где объективные сложности стабилизационной политики сочетаются с отсутствием адекватных налоговых, кредитно-денежных и других механизмов макроэкономического управления.
Проведение стабилизационной политики также осложняется тем, что многие экономические события практически непредсказуемы. Эти сложности макроэкономического прогнозирования частично преодолеваются с помощью расширения и усложнения макроэкономических моделей, позволяющих предсказать динамику основных показателей экономического развития. Индекс опережающих индикаторов, объединяющий 11 блоков данных, обеспечивает необходимую информацию о возможных колебаниях экономики:
1. Средняя продолжительность рабочей недели. Сокращение длительности рабочей недели указывает на возможное сокращение в будущем объема ВВП.
2. Первичные заявки на получение страховки по безработице. Увеличение числа первичных требований на получение пособия связано с падающим уровнем занятости и выпуска.
3 .Новые заказы на поставку потребительских товаров. Сокращение числа таких заказов предшествует сокращению. ВВП.
4. Цены рынка акций. Снижение цен акций является отражением ожидаемого сокращения продаж корпораций и падения прибылей, а также вызывает сокращение потребительских расходов и делает выпуск новых акций менее привлекательным для фирм, что может вызвать падение ВВП.
5. Контракты и заказы на новые машины и оборудование. Сокращение объема заказов на производственное оборудование и другие инвестиционные товары означает сокращение в будущем объема ВВП.
6. Число лицензий на строительство жилья. Сокращение этого показателя предшествует сокращению инвестиций и ВВП.
7. Выполнение заказов на поставки материалов и ком/ыектующих изделий. Хотя это кажется несколько парадоксальным, но улучшение деятельности торговых предприятий по своевременной поставке покупателям материалов и комплектующих изделий свидетельствует о сокращении спроса со стороны сектора «бизнес» и о потенциально снижающемся ВВП.
8. Изменение портфеля заказов на товары длительного пользования. Сокращение объема портфеля заказов свидетельствует о сокращении совокупного спроса и последующем снижении ВВП.
9. Изменение цен на некоторые виды сырья. Снижение цен на сырье нередко предшествует падению объема ВВП.
10. Предложение денег. Сокращение предложения денег обычно ассоциируется с падением ВВП.
11. Индекс потребительских ожиданий. Падение доверия потребителей, характеризуемое этим индексом, предвещает сокращение потребительских расходов и ВВП.
Если на протяжении трех месяцев подряд идет сокращение или повышение этого средневзвешенного (или сводного) индекса из 11 компонент, то это означает, что экономика в целом будет развиваться в том же направлении.
Однако данный индекс не является безукоризненным барометром экономической конъюнктуры и не гарантирует от «ошибок» при проведении макроэкономической политики.
Выбор между активной и пассивной моделями макроэкономической политики осложняется также изменчивостью экономических ожиданий.
Определяя поведение потребителей, инвесторов и других экономических агентов, ожидания играют в экономике важнейшую роль. Главная проблема состоит в том, что, с одной стороны, от ожиданий во многом зависят результаты макроэкономического регулирования, но, с другой стороны, сами ожидания определяются мерами экономической политики.
Когда в политике правительства и ЦБ происходят изменения, то изменяются и ожидания экономических агентов, и их экономическое поведение. Для того, чтобы эффективно управлять экономикой, необходимо прогнозировать эти изменения, используя для расчетов достаточно сложные экономические модели. Уравнения моделей должны изменяться в соответствии с изменениями в политике.
Однако обратное воздействие политики на формирование ожиданий очень сложно формализовать и «просчитать». «Поэтому любые макроэкономические модели в известной мере несовершенны, и Р. Лукас критически оценивает их использование для оценки эффективности экономической политики. В связи с этим в современной экономической теории появился особый термин — «критика Лукаса». В самом общем виде его содержание сводится к тому, что традиционные методы анализа экономической политики не могут адекватно отразить влияние политических изменений на экономические ожидания.
Выбор между активной и пассивной экономической политикой зависит и от того, как оцениваются уроки истории. Мнение о стабилизационной политике во многом основывается на представлении о том, какую роль она сыграла в истории: стабилизирующую или дестабилизирующую. Этот подход (является особенно распространенным в переходных экономиках, в том числе и в России, где постоянно ведутся поиски исторических аналогий сегодняшней ситуации, и в этой связи обсуждаются опыт НЭПа, опыт реформ Столыпина и другие исторические прецеденты.
Важно подчеркнуть, что различные оценки исторических фактов нередко противоречат друг другу. История всегда допускает не одно, а множество толкований, так как выявить истинную причину макроэкономических колебаний нелегко. Поэтому обращение к истории не может окончательно разрешить вопрос о выборе модели стабилизационной политики.
Принципиально важным в теоретическом и практическом отношении является вывод о том, что рассмотренные сложности макроэкономического регулирования нередко являются объективной основой для выбора правительством и Центральным Банком преимущественно пассивных стратегий бюджетно-налоговой и кредитно-денежной политики как в индустриальных странах, так и в странах с переходной экономикой — и Россия здесь не является исключением.
Политика «твердого курса» и произвольная макроэкономическая политика
Выбор между активной и пассивной моделями макроэкономической политики не тождественен выбору между «политикой твердого курса» и «свободой действий». Последовательная макроэкономическая политика («политика твердого курса» или «игра по правилам») предполагает заблаговременный выбор мер, которые могут быть предприняты в той или иной ситуации и которые предопределяют практические шаги правительства и Центрального Банка. «Твердый курс» означает, что меры правительства и Центрального Банка по изменению госрасходов, налогов и денежной массы ограничиваются количественными рамками избранных целевых ориентиров, которые не могут быть изменены в соответствии с текущей экономической конъюнктурой. Поэтому свобода действий правительства и ЦБ оказывается ограниченной необходимостью соблюдения заранее объявленных «правил игры».
Непоследовательная макроэкономическая политика (политика «свободы действий» или «свободы инициативы») означает, что правительство и Центральный Банк дают оценку экономических проблем в каждом конкретном случае, по мере их возникновения, и в каждый данный момент дискреционно подбирают подходящий тип политики. Поэтому такую политику также называют дискреционной, хотя в данном случае содержание этого термина гораздо более широкое, чем в контексте дискреционной фискальной политики. «Свобода действий» означает отсутствие каких-либо количественных рамок, ограничивающих возможности правительства и ЦБ по изменению госрасходов, налогов и денежной массы.
При «твердых курсах» политики правительства и ЦБ снижаются риски принятия некомпетентных решений под давлением определенных социальных групп или «популярных» программ.
Политика «твердого курса» снижает влияние политического бизнес-цикла на динамику уровней занятости, выпуска и инфляции.
В лекции необходимо показать, что политические деятели, осуществляющие меры фискальной и монетарной политики, стараются сделать так, чтобы к моменту выборов сложились благоприятные в социальном смысле условия, которые обеспечили бы переизбрание лидеров данной партии на следующий срок. В этих целях можно сначала простимулировать увеличение занятости, а потом снизить инфляцию в результате более жесткой политики расходов, что обеспечит к моменту перевыборов относительно высокую занятость при относительно умеренной инфляции. Такого же результата можно добиться и с помощью противоположной комбинации мер — сначала провести жесткую антиинфляционную политику, сопровождающуюся ростом безработицы, а затем стимулирующую политику по увеличению занятости и доходов. Таким образом, маневрирование уровнями занятости и инфляции оказывается нацеленным не столько на обеспечение устойчивого экономического роста, сколько на обеспечение политической победы на очередных выборах. В итоге политический процесс сам по себе превращается в один из факторов циклических колебаний экономики.
- Южно-российский гуманитарный институт
- Глава 1. Макроэкономика как наука.
- 1.2 Основные макроэкономические показатели
- 1.3 Эконометрика макроэкономических агрегатов
- Внп и «чистое экономическое благосостояние»
- Система национальных счетов
- Глава 2. Совокупный спрос, совокупное предложение План
- 2.1 Совокупный спрос
- 2.2 Совокупное предложение
- 2.3 Совокупное потребление, совокупное сбережение и их функции
- 2.4 Инвестиции. Мультипликатор инвестиций
- Глава 3. Экономическое равновесие План
- 3.1 Общее экономическое равновесие
- 3.2 Понятие равновесия и его виды
- 3.3 Определение равновесного состояния экономики: способы и их инструменты
- 3.4 Взгляды основных макроэкономических школ на равновесие
- Сравнительная характеристика взглядов кейнсианства и неоклассиков на условия общего экономического равновесия
- 3.5 Равновесие в открытой экономике
- 3.6 Равновесие в открытой экономике России
- Глава 4. Неравновесие, экономический цикл, безработица и инфляция План
- 4.1 Понятие неравновесия, его виды, структура и российские особенности
- 4.2 Динамика неравновесия и изменение макропоказателей
- 4.3 Виды циклов и их характеристика. Колебания в экономике и их причины
- 4.4 Модели экономического цикла в соответствии с методологией разных макроэкономических школ
- 4.5 Взаимосвязь инфляции и безработицы
- Глава 5. Экономический рост План
- 5.1 Типы, факторы и модели экономического роста
- Экономический рост и структура производства
- 5.2 Инвестиции и источники финансирования
- Ресурсы экономического роста
- Денежно-кредитная система
- Инфляция
- Валютный курс
- 5.3 Бюджетно-налоговая политика
- 5.4 Инновационный потенциал экономического роста
- 5.5 Государственная политика стимулирования экономического роста в трансформирующейся российской экономике
- Перспективы устойчивого экономического роста
- Глава 6. Деньги и их роль в экономической кредитно-денежной политике План
- 6.1 Деньги и понятие ликвидности. Предложение денег
- 6.2 Спрос на деньги. Предложение денег. Равновесие на денежном рынке
- 6.3 Банковская система и денежно-кредитная политика
- Центральный банк России
- Коммерческие банки
- Основные операции российских банков
- 6.4 Понятие, природа и причины инфляции
- Социально-экономические последствия инфляции
- Глава 7. Бюджетные отношения и основы бюджетной политики План
- 7.1 Понятие бюджета. Основные доходы и направления расходов государства.
- Доходы федерального бюджета (% к ввп)
- Экономическая структура расходов федерального бюджета
- 7.2 Основы теории налогов
- 7.3 Кривая Лаффера
- 7.4 Бюджетный дефицит
- 7.5 Бюджетно-налоговая политика
- Глава 8. Стабилизационная экономическая политика в закрытой экономике План
- 8.1 Экономическая политика: содержание, проблемы стабилизации
- 8.2 Выбор моделей макроэкономической политики
- 8.3 Фискальная политика государства
- Глава 9. Открытая экономика и ее макроэкономическая динамика План
- 9.1 Место национальных хозяйств в мировой экономике
- 9.2 Макроэкономическое равновесие в открытой экономике
- 9.3 Валютный курс. Паритет покупательной способности. Меры государственного воздействия
- 9.4 Нетарифные методы регулирования международной торговли
- Глава 10. Макроэкономические проблемы российской экономики План
- 10.1 Характеристика потенциала роста российской экономики
- Сумма прибыли и убытка крупных и средних организаций рф (до 1998 г. – млрд. Руб.), млн. Руб., 1996-2005 гг.
- Темпы изменения ввп России в 1997-2003 гг.16
- Общая потенциальная ценность запасов полезных ископаемых России20
- 10.2 Экономическая политика в условиях открытой экономики со значительным сырьевым сектором
- 10.3 К вопросу о глобализации и альтернативах для России
- Макроэкономика
- 2009 Оглавление
- Пояснительная записка
- Учебно-тематический план
- Программа курса «Макроэкономика»
- Тема 1. Макроэкономика как наука. Основные макроэкономические показатели и агрегаты. Эконометрика макроэкономических величин
- Вопросы и темы рефератов на семинарское занятие:
- Литература
- Тема 2. Совокупный спрос и совокупное предложение: взаимосвязь макроэкономических показателей и моделирование
- Вопросы и темы рефератов на семинарское занятие:
- Литература
- Тема 3. Экономическое равновесие
- Вопросы и темы рефератов на семинарское занятие:
- Литература
- Тема 4. Экономический цикл. Безработица и инфляция
- Вопросы и темы рефератов на семинарское занятие:
- Литература
- Тема 5. Экономический рост
- Вопросы и темы рефератов на семинарское занятие:
- Литература
- Тема 6. Деньги и их роль в экономике. Финансовый рынок. Инфляция
- Вопросы и темы рефератов на семинарское занятие:
- Литература
- Тема 7. Бюджетно-налоговые отношения. Государственный долг
- Вопросы и темы рефератов на семинарское занятие:
- Литература
- Тема 8. Стабилизационная экономическая политика в закрытой экономике
- Вопросы и темы рефератов на семинарское занятие:
- Литература
- Тема 9. Открытая экономика
- Вопросы и темы рефератов на семинарское занятие:
- Литература
- Тема 10. Макроэкономические проблемы российской экономики
- Вопросы и темы рефератов на семинарское занятие:
- Литература
- Задания для самостоятельной работы
- Тема 1. Задание 1. Основные макроэкономические тождества
- Тема 1. Задание 2. Интерпретация кругооборота потоков
- Тема 1. Задание 3. Расчет показателей снс
- Тема 1. Задание 4. Номинальные и реальный ввп. Индексы цен
- Тема 2. Задание 5. Спрос на труд и распределение совокупного дохода
- Тема 2. Задание 6. Предложение труда и аккордный налог на доход
- Тема 2. Задание 7. Предложение труда и «сверхурочные» работы
- Тема 3. Задание 8. Двухпериодная модель межвременного выбора
- Тема 3. Задание 9. Двухпериодная модель межвременного выбора
- Тема 4. Задание 10. Межвременной выбор и ограничения ликвидности
- Тема 6. Задание 14. Функции денег
- Тема 6. Задание 15. Скорость обращения денег
- Тема 6. Задание 16. Предложение денег: денежная масса и денежная база
- Тема 6. Задание 17. Предложение денег: денежная масса и денежная база
- Тема 6. Задание 18. Цена облигации
- Тема 6. Задание 19. Равновесие денежного рынка
- Тема 7. Задание 11. Бюджетный дефицит, ставка процента и счет текущих операций
- Тема 7. Задание 13. Бюджетное ограничение правительства и устойчивая фискальная политика
- Тема 8. Задание 12. Перераспределение доходов, сбережения и счет текущих операций
- 7. Принцип акселерации проявляется в том, что:
- 18. Укажите, какое определение темпа прироста ввп в данном году является правильным. Темп прироста ввп в течение данного года - это выраженное в процентах отношение:
- 19. Укажите, какие виды доходов относятся к доходам государственного бюджета:
- 20. Укажите, какие направления экономической политики государства входят в понятие «бюджетно-финансовая политика». Бюджетно-финансовая политика государства включает:
- 21. Укажите, какие направления экономической политики включает в себя политика экономической стабилизации. Проводимая государством политика экономической стабилизации направлена на то, чтобы:
- 22. Укажите, какое из перечисленных утверждений является правильным. Если происходит повышение налоговой ставки на прибыль, то поступления дохода в государственный бюджет:
- 23. Укажите, какое определение государственного долга является правильным. Государственный долг - это:
- 24. Государство является должником:
- 25. Укажите, в чем проявляется международное разделение труда. Международное разделение труда означает, что:
- 26. В приведенной ниже таблице представлены данные об объемах производства сукна и вина в двух странах - а и б (используется только один ресурс – труд):
- 27. Если между двумя странами, о которых шла речь в тесте 62, начнется взаимная торговля, то можно предположить, что страна б будет: