logo
Экономика / экон / Макроэкономика_Белоусов В

8.2 Выбор моделей макроэкономической политики

Проблемы осуществления стабилизационной политики. Активная и пассивная политика

Экономическая ста­билизация и рост связаны со многими объективными труд­ностями практического характера. К их числу относятся:

а) временные лаги фискальной и монетарной политики;

б) несовершенство экономической информации;

в) изменчивость экономических ожиданий;

г) неоднозначность исторических аналогий.

Необходимо разъяснить различия между внутренним и внешним временным лагом. Внутренний лаг — промежу­ток времени между моментом экономического шока и мо­ментом принятия ответных мер экономической политики. Такие внутренние лаги более характерны для фискальной политики: изменение курса денежно-кредитной политики осуществляется по решению Центрального Банка, тогда как меры бюджетно-налоговой политики предполагают длительное обсуждение в парламенте.

Внешний лаг — промежуток времени между моментом принятия какой-либо меры экономической политики и мо­ментом появления результатов от этой меры. Такие внешние лаги характерны для денежно-кредитной политики в боль­шей мере, чем для фискальной, так как денежно-кредит­ные инструменты воздействуют на совокупный спрос че­рез определенный передаточный механизм..-,

Поскольку ин­вестиционные проекты планируются фирмами заблаго­временно, то требуется время от 6 до 12 месяцев, чтобы, например, инвестиции в жилищное строительство отреа­гировали на изменение ставки процента. Производствен­ные инвестиции имеют еще более продолжительный лаг.

Также обстоит дело и с чистым экспортом. В ответ на изменение денежной массы и процентной ставки, изменя­ется валютный курс, что, в свою очередь, приводит к изме­нению объемов экспорта и импорта и, соответственно, ве­личины чистого экспорта. Если, например, в результате снижения валютного курса какие-либо товары относитель­но подешевели, а другие, наоборот, относительно подоро­жали, то потребители не переключаются немедленно на по­дешевевшие товары даже в том случае, когда они очень высокого качества — требуется известное время, чтобы по­купатели обнаружили их преимущества, изменили свои пред­почтения и т.д. Эластичность спроса на импортные товары окажется в этом случае одним из главных факторов, опре­деляющих эффективность мер монетарной политики.

Разнородные и длитель­ные временные лаги затрудняют использование мер бюд­жетно-налоговой и кредитно-денежной политики в целях стабилизации экономики. В промежуток времени между принятием той или иной меры и моментом получения эффекта от нее состояние экономики может измениться. Тогда активная политика может привести к дальнейшему стимулированию экономики, находящейся в состоянии «перегрева», или, наоборот, к усилению спада «остываю­щей» экономики. Поэтому активные попытки стабилизи­ровать экономику могут привести к ее дестабилизации.

Необходимо подчеркнуть, что в среднем лаги фискаль­ной и монетарной политики составляют 1—2 года. Если меры были приняты до начала циклического спада или во время спада, то пик воздействия может проявиться в про­тивоположной фазе цикла (то есть в подъеме) и усилить амплитуду колебаний. Это усложняет проведение активной стабилизационной политики.

Важно акцентировать внимание на том, что автомати­ческие стабилизаторы экономики частично разрешают эту проблему в индустриальных странах. Создание эффектив­ных систем прогрессивного налогообложения и страхова­ния занятости является первоочередной задачей для Рос­сии и других переходных экономик, где объективные сложности стабилизационной политики сочетаются с от­сутствием адекватных налоговых, кредитно-денежных и других механизмов макроэкономического управления.

Проведение стабилизационной политики также осложняется тем, что многие экономические события практически непредсказуемы. Эти сложности макроэкономического прогнозирования частично преодолеваются с помощью расширения и усложнения макроэкономических моделей, позволяющих предсказать динамику основных показателей экономического развития. Индекс опережающих индикаторов, объединяющий 11 блоков данных, обеспечивает необходимую информацию о возможных колебаниях экономики:

1. Средняя продолжительность рабочей недели. Сокраще­ние длительности рабочей недели указывает на возможное сокращение в будущем объема ВВП.

2. Первичные заявки на получение страховки по безработице. Увеличение числа первичных требований на получение пособия связано с падающим уровнем занятости и выпуска.

3 .Новые заказы на поставку потребительских товаров. Сокращение числа таких заказов предшествует сокращению. ВВП.

4. Цены рынка акций. Снижение цен акций является отражением ожидаемого сокращения продаж корпораций и падения прибылей, а также вызывает сокращение потребительских расходов и делает выпуск новых акций менее привлекательным для фирм, что может вызвать падение ВВП.

5. Контракты и заказы на новые машины и оборудование. Сокращение объема заказов на производственное оборудование и другие инвестиционные товары означает сокращение в будущем объема ВВП.

6. Число лицензий на строительство жилья. Сокращение этого показателя предшествует сокращению инвестиций и ВВП.

7. Выполнение заказов на поставки материалов и ком/ыектующих изделий. Хотя это кажется несколько парадоксальным, но улучшение деятельности торговых предприятий по своевременной поставке покупателям материалов и комплектующих изделий свидетельствует о сокращении спроса со стороны сектора «бизнес» и о потенциально снижающемся ВВП.

8. Изменение портфеля заказов на товары длительного пользования. Сокращение объема портфеля заказов свидетельствует о сокращении совокупного спроса и последующем снижении ВВП.

9. Изменение цен на некоторые виды сырья. Снижение цен на сырье нередко предшествует падению объема ВВП.

10. Предложение денег. Сокращение предложения денег обычно ассоциируется с падением ВВП.

11. Индекс потребительских ожиданий. Падение дове­рия потребителей, характеризуемое этим индексом, пред­вещает сокращение потребительских расходов и ВВП.

Если на протяжении трех месяцев подряд идет сокраще­ние или повышение этого средневзвешенного (или сводно­го) индекса из 11 компонент, то это означает, что эконо­мика в целом будет развиваться в том же направлении.

Однако данный индекс не являет­ся безукоризненным барометром экономической конъюнк­туры и не гарантирует от «ошибок» при проведении макро­экономической политики.

Выбор между активной и пассивной моделями макроэкономической политики осложняется также изменчивостью экономических ожиданий.

Определяя поведение потребителей, инвесторов и других экономических агентов, ожидания играют в экономике важнейшую роль. Главная проблема состоит в том, что, с одной стороны, от ожиданий во многом зависят результаты макроэкономического регулирования, но, с другой стороны, сами ожидания определяются мерами экономической политики.

Когда в политике прави­тельства и ЦБ происходят изменения, то изменяются и ожидания экономических агентов, и их экономическое по­ведение. Для того, чтобы эффективно управлять экономи­кой, необходимо прогнозировать эти изменения, используя для расчетов достаточно сложные экономические модели. Уравнения моделей должны изменяться в соответ­ствии с изменениями в политике.

Однако обратное воздействие политики на формирова­ние ожиданий очень сложно формализовать и «просчитать». «Поэтому любые макроэкономические модели в известной мере несовершенны, и Р. Лукас критически оценивает их использование для оценки эффективности экономической политики. В связи с этим в современной экономической теории появился особый термин — «критика Лукаса». В самом общем виде его содержание сводится к тому, что традиционные методы анализа экономической политики не могут адекватно отразить влияние политических изменений на экономические ожидания.

Выбор между активной и пассивной экономической политикой зависит и от того, как оцениваются уроки истории. Мнение о ста­билизационной политике во многом основывается на пред­ставлении о том, какую роль она сыграла в истории: ста­билизирующую или дестабилизирующую. Этот подход (является особенно распространенным в переходных эко­номиках, в том числе и в России, где постоянно ведутся поиски исторических аналогий сегодняшней ситуации, и в этой связи обсуждаются опыт НЭПа, опыт реформ Сто­лыпина и другие исторические прецеденты.

Важно подчеркнуть, что различные оценки историчес­ких фактов нередко противоречат друг другу. История все­гда допускает не одно, а множество толкований, так как выявить истинную причину макроэкономических колеба­ний нелегко. Поэтому обращение к истории не может окон­чательно разрешить вопрос о выборе модели стабилизационной политики.

Принципиально важным в теоретическом и практичес­ком отношении является вывод о том, что рассмотренные сложности макроэкономического регулирования нередко являются объективной основой для выбора правительством и Центральным Банком преимущественно пассивных стратегий бюджетно-налоговой и кредитно-денежной политики как в индустриальных странах, так и в странах с переходной экономикой — и Россия здесь не является исключением.

Политика «твердого курса» и произвольная макроэкономическая политика

Выбор между активной и пассивной моделями макроэкономичес­кой политики не тождественен выбору между «политикой твердого курса» и «свободой действий». Последовательная макроэкономическая политика («политика твердого курса» или «игра по правилам») предполагает заблаговременный выбор мер, которые могут быть предприняты в той или иной ситу­ации и которые предопределяют практические шаги прави­тельства и Центрального Банка. «Твердый курс» означает, что меры правительства и Центрального Банка по измене­нию госрасходов, налогов и денежной массы ограничива­ются количественными рамками избранных целевых ориен­тиров, которые не могут быть изменены в соответствии с текущей экономической конъюнктурой. Поэтому свобода дей­ствий правительства и ЦБ оказывается ограниченной необ­ходимостью соблюдения заранее объявленных «правил игры».

Непоследовательная макроэкономическая политика (политика «свободы действий» или «свободы инициативы») означает, что правительство и Центральный Банк дают оценку экономических проблем в каждом конкретном случае, по мере их возникновения, и в каждый данный момент дискреционно подбирают подходящий тип политики. Поэтому такую политику также называют дискреционной, хотя в данном случае содержание этого термина гораздо более широкое, чем в контексте дискреционной фискальной политики. «Свобода действий» означает отсутствие каких-либо количественных рамок, ограничивающих возможности правительства и ЦБ по изменению госрасходов, налогов и денежной массы.

При «твердых кур­сах» политики правительства и ЦБ снижаются риски при­нятия некомпетентных решений под давлением определен­ных социальных групп или «популярных» программ.

Политика «твердого курса» снижает влияние поли­тического бизнес-цикла на динамику уровней занятости, выпуска и инфляции.

В лекции необходимо показать, что политические деяте­ли, осуществляющие меры фискальной и монетарной по­литики, стараются сделать так, чтобы к моменту выборов сложились благоприятные в социальном смысле условия, которые обеспечили бы переизбрание лидеров данной партии на следующий срок. В этих целях можно сначала простиму­лировать увеличение занятости, а потом снизить инфляцию в результате более жесткой политики расходов, что обеспе­чит к моменту перевыборов относительно высокую заня­тость при относительно умеренной инфляции. Такого же результата можно добиться и с помощью противоположной комбинации мер — сначала провести жесткую антиинфля­ционную политику, сопровождающуюся ростом безработи­цы, а затем стимулирующую политику по увеличению за­нятости и доходов. Таким образом, маневрирование уровнями занятости и инфляции оказывается нацеленным не столько на обеспечение устойчивого экономического роста, сколько на обеспечение политической победы на очередных выборах. В итоге политический процесс сам по себе превращается в один из факторов циклических колебаний экономики.