7.4 Бюджетный дефицит
Фискальная политика базируется на двух основных выводах экономической науки.
Во-первых, рост государственных расходов увеличивает совокупный спрос и. следовательно, ведет к расширению объема выпуска продукции и уровня занятости. Во-вторых, увеличение суммы налогов сокращает личный располагаемый доход домашних хозяйств и. следовательно, приводит к сокращению расходов, объема выпуска продукции и занятости.
Фискальная политика может как благотворно, так и достаточно болезненно воздействовать на стабильность национальной экономики. Если правительство использует меры фискальной и/или денежной политики, пытаясь приблизить объем выпуска продукции к его потенциальному уровню и поддержать стабильность цен, это называется политикой стабилизации.
Политика стабилизации представляет собой действия правительства по контролю над экономической ситуацией с целью максимально приблизить объем ВНП к его потенциальному уровню и поддержать низкие и стабильные темпы инфляции. Целью политики экономического роста является увеличение фактических объемов ВНП. Политика ограничения деловой активности, напротив, направлена на чменьшение реального объема ВНП по сравнению с его потенциальным уровнем.11 Бюджет — это подробное описание расходов, а также финансовых планов отдельных людей, компаний или правительства. Бюджетный дефицит — это превышение размера государственных расходов над величиной бюджетных поступлений. Когда правительство имеет дефицит бюджета, то его расходы больше его доходов.
Каково же влияние величины и динамики бюджетного дефицита на развитие всей экономики в целом и отдельных ее показателей в частности? Для начала отмечу, что бюджетный дефицит нуждается в финансировании, и. как правило, это финансирование проводится при помощи заимствований, как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Несомненно, иногда правительства прибегают и к прочим методам финансирования, среди которых наиболее губительным для экономики в целом является инфляционное финансирование.
Чистые налоги
Для начала кратко рассмотрим теоретический механизм функционирования фискальной политики, а конкретно - как налоги, трансферты и государственные закупки влияют на экономическую ситуацию в стране.
В качестве модели возьмем классическую математическую модель, в которой ВНП (Y) = расходам на потребление ( С )+ расходам на инвестиции (I) + государственные закупки (G).12 Для простоты пока что опустим в данном уравнении слагаемое чистого экспорта.
Можно сказать, что государственные расходы состоят из государственных закупок (спрос правительства на товары и услуги), а так же из трансфертов (платежей, осуществляемых без соответствующего предоставления их получателями каких-либо товаров или услуг). В идеальной ситуации величина налогов, составляющая доходы бюджета, должна равняться государственным расходам, то есть величине государственных закупок плюс трансферты. Но поскольку трансферты представляют собой лишь перераспределительные отношения, то есть в конечном итоге доходы частного (в противоположность государственному) сектора в размере трансфертов возвращаются частному же сектору, следует использовать такое понятие, как чистые налоги. Чистые налоги13 - это сумма, которую частный сектор уплачивает правительству после учета f величины всех трансфертов, получаемых им от правительства. В данном случае нас интересует совокупный доход, а трансферты на его размер не влияют.
Последствия изменения величин расходов и доходов бюджета
Как же повлияют на экономическую ситуацию увеличение налогов и увеличение правительственных расходов? Очевидно, что рост объема государственных закупок увеличивает равновесный уровень выпуска продукции. причем прирост этот равен величине государственных закупок, умноженной на величину мультипликатора. Налогообложение в свою очередь сокращает размер потребительских боходов и соответственно расходов. Так как мультипликатор равен 1/(1- Предельная склонность к потреблению), то совокупный спрос при увеличении налогов уменьшится на величину, равную произведению предельной склонности к потреблению и суммы сокращения располагаемого дохода. Таким образом мы получаем знаменитый эффект действия мультипликатора сбалансированного бюджета Мультипликатор сбалансированного бюджета14 устанавливает, что прирост правительственных расходов, сопровождаемый равным по величине приростом налогов, имеет своим результатом увеличение выпуска продукции. То есть сбережения, являющиеся главным источником финансирования увеличения расходов правительства через механизм внутреннего госдолга, пускаются в оборот и тем самым увеличивают совокупный спрос.
Стратегии фискальной политики
Как уже было отмечено, величина валовых расходов в экономике полной занятости не всегда совпадает с объемом произведенной в экономике полной занятости продукции (товаров и услуг). Если валовые расходы меньше объема выпущенной в стране продукции, то возникает так называемый «рецессионный разрыв» (recessionary gap). Такая ситуация возникает из-за существования «предельной склонности к сбережению» - определенную часть своих доходов люди тратят на сбережения, и именно они. сбережения, и являются источником финансирования увеличения государственных затрат.
Итак, у государства есть 2 варианта - либо срочно увеличивать объем выпускаемой продукции, либо срочно увеличивать валовые расходы. Именно последнее и достигается при помощи увеличения государственных расходов. А так как государственные закупки эффективнее государственных трансфертов15 именно первое и должно применяться. Таким образом, увеличение государственных расходов уравновешивает потери величины валовых расходов, вызванных сбережениями, налогами или импортом.
Может сложиться и обратная ситуация возникновение «инфляционного разрыва» (inflationary gap) - когда валовые расходы экономики полной занятости превышают ватовой объем выпускаемой продукции экономики полной занятости. Для недопущения инфляции государству приходится уменьшить валовые расходы как раз на величину этого инфляционного разрыва. Это можно проделать несколькими способами. Можно уменьшить государственные расходы (трансферты или затраты на товары и услуги), или потребительские затраты при помощи увеличения налогов. Однако надо помнить, что увеличение налогов на рубль приведет к уменьшению расходов меньше, чем на рубль.
Дефицит
Обычно сбалансированный бюджет является лишь предвыборным девизом, а не реалией нашей жизни. Превышение расходов над доходами называется бюджетным дефицитом. В идеальной ситуации бюджетный дефицит равен величине государственных закупок товаров и услуг минус чистые налоги.
Возникает вопрос - является ли дисбаланс бюджета таким уж большим злом? С точки зрения кейнсианцев, бюджетный дефицит или избыток являются обычными последствиями проведения фискальной политики, и ничем более. Обоснованность каждого данного дефицита или избытка зависит от необходимости регулирования величины государственных вливаний в величину валовых расходов экономики. С точки зрения кейнсианцев сбалансированный бюджет имеет право на существование лишь тогда, когда экономика находится в равновесии в состоянии полной занятости, причем величина слагаемых, увеличивающих валовые расходы экономики полной занятости, равна величине слагаемых, уменьшающих валовые расходы экономики полной занятости. Если же хотя бы одно из вышеуказанных условий не выполнено, несбалансированность бюджета будет обоснованна. Тем не менее, в мировой практике случаев наличия бюджетного избытка намного меньше, чем случаев наличия бюджетного дефицита.
Автоматические стабилизаторы
Казалось бы, что может быть проще - сократить расходную часть бюджета, если доходная недостаточна, и дело с концом. Однако в реальной жизни расходную часть сокращать не только достаточно сложно, но и иногда нельзя. Например, нельзя с экономической точки зрения сокращать расходы на страхование, капитальную амортизацию; с политической точки зрения - на социальные нужды, на вооружения и т.п. Лишь малая часть расходов бюджета зависит от решений, принятых именно в этом году. Большая же их часть необходима для выполнения утвержденных ранее программ, как-то помощь инвалидам, участникам войн, разнообразных федеральных программ. Кроме того, хотя существование защищенных статей расходов бюджета и сокращает возможности варьирования фискальной политики, эти расходы часто являются стабилизаторами экономического положения в стране. Возьмем, к примеру, пособие по безработице. Расходы по этой статье увеличиваются как раз тогда, когда совокупных расходов в экономике не хватает для обеспечения занятости всех имеющихся ресурсов в полном объеме. Люди, получающие эти трансферты, начинают больше тратить, увеличивая тем самым совокупные расходы экономики. С другой стороны, такие автоматические стабилизаторы имеются и в доходной части бюджета. В частности подоходный налог так же приносит когда больше, когда меньше доходов в бюджет в зависимости от величины совокупных расходов и доходов. Когда доходы и. соответственно, расходы идут вверх, подоходный налог сдерживает рост покупательной способности населения, предотвращая тем самым дополнительные предпосылки к возникновению инфляции. Таким образом автоматические стабилизаторы (правительственные доходы или расходы, автоматически изменяющиеся в противоположную изменениям в национальном доходе сторону, например пособия по безработице или подоходный налог) сглаживают флуктуации кривой совокупных расходов и доходов, предотвращая излишне резкие и слабо контролируемые изменения величин макроэкономических показателей.
Таким образом, можно сказать, что величина расходов, а, следовательно, и величина сальдо сбалансированного бюджет, зафиксировано примерно на определенном уровне. Отсюда можно сделать вывод, что при пропорциональной системе налогообложения величина бюджетного дефицита прежде всего зависит от уровня доходов.
Дефицит полной занятости
Для изучение эффективности фискальной политики реальный дефицит делится на циклическую и структурную составляющие. Циклическая составляющая отражает изменения, вызванные фазой экономического цикла, как-то изменения в налоговых поступлениях и государственных трансфертах. Структурный дефицит отражает влияние фискальной политики. Вместо сравнения реальных расходов и доходов бюджета, при вычисления структурного дефицита сравниваются расходы и доходы бюджета в условиях полной занятости. (Структурный дефицит иногда называют дефицитом полной занятости).
Известно, что уровень государственных расходов и ставка налогообложения могут оказывать влияние на уровень совокупного спроса, и. следовательно, на величину ВНП. Возросший объем государственных закупок товаров и услуг увеличивает уровень доходов и тем самым увеличивается общая сумма налогов, получаемых правительством. Возникает вопрос: может ли прирост государственных расходов, вместо увеличения бюджетного дефицита, привести к его сокращению?
На основе вышесказанного можно утверждать, что сбережения + чистые налоги = правительственным закупкам + инвестициям, или, сбережения - инвестиции = бюджетный дефицит. Кстати этой формулой иллюстрируется так называемый эффект замещения государственными обязательствами обязательств реального сектора, то есть за счет финансирования госбюджета недофинансируется реальный сектор.
Итак, если будет происходить дефицитное увеличение правительственных закупок, то, хотя при этом и будет увеличиваться уровень доходов, а следовательно и налоговые поступления, валовой доход бюджета не сможет возрасти настолько, чтобы в конце концов привести к сокращению дефицита.
Дефицит, внутренний и внешний долга.
Сейчас идет много споров об отрицательных и положительных чертах дефицита с точки зрения роста внутреннего и внешнего долга. Однако можно выделить следующие 2 доминирующие позиции.
Первая основывается на незнании экономики и поверхностном здравом смысле. Наличие долга приводит обывателя в ужас, абсолютный рост долга воспринимается как знак грядущей катастрофы.
Вторая же основывается на детальном анализе всех за и против. Вот основные положения второй позиции.
Итак, национальный государственный долг строится из бюджетных дефицитов. Для покрытия дефицита государство прибегает к заимствованиям как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Национальный долг, с одной стороны, является пассивом для государства и активом держателей гособлигаций (ценных бумаг государственного заимствования). Таким образом стоимость в результате госзаимствований не теряется. И все же, кто несет или будет нести бремя долга, созданного хронически несбалансированными бюджетами? Каковы же отрицательные последствия наличия госдолга?
Во-первых, необходимость обслуживания долга ограничивает возможности правительства балансировать теку ищи бюджет или тратить средства, направляемые на обслуживание долга на другие нужды. Хотя с другой стороны, большая часть процесса обслуживания долга (внутреннего) является лишь формой перераспределения, когда средства налогоплательщиков переходят владельцам государственных ценных бумаг.
Во-вторых, хотя обслуживание долга не имеет сколь-нибудь существенной альтернативной стоимости, эффект замещения (вытеснения) существенно влияет на будущее. За счет финансирования дефицита на финансовом рынке остаются недофинансированными какие-то проекты частного сектора, снижаются инвестиции. Именно здесь то и проявляется высокая альтернативная стоимость как самих заимствований, так и всего процесса обслуживания долга в целом.
Надо заметить, что долг, вызванный необходимостью финансирования трансфертов, не налагает ни на кого реального прямого бремени.
В-третьих, существует проблема соотношения величины государственного сектора и частного. Вследствие увеличенных расходов государства растет государственный сектор, а вследствие эффекта вытеснения сокращается частный сектор. Если же повышенные государственные расходы, кроме того, не сопряжены с повышенными государственными инвестициями, то из-за сокращения инвестиций пострадают буду щие поколения.
Наиболее тягостным для будущих поколений является внешний долг, ибо его выплата не будет лишь перераспределением доходов между гражданами государства. С другой стороны, внешнее финансирование позволяет стране расширить государственный сектор без урезания частного сектора.
- Южно-российский гуманитарный институт
- Глава 1. Макроэкономика как наука.
- 1.2 Основные макроэкономические показатели
- 1.3 Эконометрика макроэкономических агрегатов
- Внп и «чистое экономическое благосостояние»
- Система национальных счетов
- Глава 2. Совокупный спрос, совокупное предложение План
- 2.1 Совокупный спрос
- 2.2 Совокупное предложение
- 2.3 Совокупное потребление, совокупное сбережение и их функции
- 2.4 Инвестиции. Мультипликатор инвестиций
- Глава 3. Экономическое равновесие План
- 3.1 Общее экономическое равновесие
- 3.2 Понятие равновесия и его виды
- 3.3 Определение равновесного состояния экономики: способы и их инструменты
- 3.4 Взгляды основных макроэкономических школ на равновесие
- Сравнительная характеристика взглядов кейнсианства и неоклассиков на условия общего экономического равновесия
- 3.5 Равновесие в открытой экономике
- 3.6 Равновесие в открытой экономике России
- Глава 4. Неравновесие, экономический цикл, безработица и инфляция План
- 4.1 Понятие неравновесия, его виды, структура и российские особенности
- 4.2 Динамика неравновесия и изменение макропоказателей
- 4.3 Виды циклов и их характеристика. Колебания в экономике и их причины
- 4.4 Модели экономического цикла в соответствии с методологией разных макроэкономических школ
- 4.5 Взаимосвязь инфляции и безработицы
- Глава 5. Экономический рост План
- 5.1 Типы, факторы и модели экономического роста
- Экономический рост и структура производства
- 5.2 Инвестиции и источники финансирования
- Ресурсы экономического роста
- Денежно-кредитная система
- Инфляция
- Валютный курс
- 5.3 Бюджетно-налоговая политика
- 5.4 Инновационный потенциал экономического роста
- 5.5 Государственная политика стимулирования экономического роста в трансформирующейся российской экономике
- Перспективы устойчивого экономического роста
- Глава 6. Деньги и их роль в экономической кредитно-денежной политике План
- 6.1 Деньги и понятие ликвидности. Предложение денег
- 6.2 Спрос на деньги. Предложение денег. Равновесие на денежном рынке
- 6.3 Банковская система и денежно-кредитная политика
- Центральный банк России
- Коммерческие банки
- Основные операции российских банков
- 6.4 Понятие, природа и причины инфляции
- Социально-экономические последствия инфляции
- Глава 7. Бюджетные отношения и основы бюджетной политики План
- 7.1 Понятие бюджета. Основные доходы и направления расходов государства.
- Доходы федерального бюджета (% к ввп)
- Экономическая структура расходов федерального бюджета
- 7.2 Основы теории налогов
- 7.3 Кривая Лаффера
- 7.4 Бюджетный дефицит
- 7.5 Бюджетно-налоговая политика
- Глава 8. Стабилизационная экономическая политика в закрытой экономике План
- 8.1 Экономическая политика: содержание, проблемы стабилизации
- 8.2 Выбор моделей макроэкономической политики
- 8.3 Фискальная политика государства
- Глава 9. Открытая экономика и ее макроэкономическая динамика План
- 9.1 Место национальных хозяйств в мировой экономике
- 9.2 Макроэкономическое равновесие в открытой экономике
- 9.3 Валютный курс. Паритет покупательной способности. Меры государственного воздействия
- 9.4 Нетарифные методы регулирования международной торговли
- Глава 10. Макроэкономические проблемы российской экономики План
- 10.1 Характеристика потенциала роста российской экономики
- Сумма прибыли и убытка крупных и средних организаций рф (до 1998 г. – млрд. Руб.), млн. Руб., 1996-2005 гг.
- Темпы изменения ввп России в 1997-2003 гг.16
- Общая потенциальная ценность запасов полезных ископаемых России20
- 10.2 Экономическая политика в условиях открытой экономики со значительным сырьевым сектором
- 10.3 К вопросу о глобализации и альтернативах для России
- Макроэкономика
- 2009 Оглавление
- Пояснительная записка
- Учебно-тематический план
- Программа курса «Макроэкономика»
- Тема 1. Макроэкономика как наука. Основные макроэкономические показатели и агрегаты. Эконометрика макроэкономических величин
- Вопросы и темы рефератов на семинарское занятие:
- Литература
- Тема 2. Совокупный спрос и совокупное предложение: взаимосвязь макроэкономических показателей и моделирование
- Вопросы и темы рефератов на семинарское занятие:
- Литература
- Тема 3. Экономическое равновесие
- Вопросы и темы рефератов на семинарское занятие:
- Литература
- Тема 4. Экономический цикл. Безработица и инфляция
- Вопросы и темы рефератов на семинарское занятие:
- Литература
- Тема 5. Экономический рост
- Вопросы и темы рефератов на семинарское занятие:
- Литература
- Тема 6. Деньги и их роль в экономике. Финансовый рынок. Инфляция
- Вопросы и темы рефератов на семинарское занятие:
- Литература
- Тема 7. Бюджетно-налоговые отношения. Государственный долг
- Вопросы и темы рефератов на семинарское занятие:
- Литература
- Тема 8. Стабилизационная экономическая политика в закрытой экономике
- Вопросы и темы рефератов на семинарское занятие:
- Литература
- Тема 9. Открытая экономика
- Вопросы и темы рефератов на семинарское занятие:
- Литература
- Тема 10. Макроэкономические проблемы российской экономики
- Вопросы и темы рефератов на семинарское занятие:
- Литература
- Задания для самостоятельной работы
- Тема 1. Задание 1. Основные макроэкономические тождества
- Тема 1. Задание 2. Интерпретация кругооборота потоков
- Тема 1. Задание 3. Расчет показателей снс
- Тема 1. Задание 4. Номинальные и реальный ввп. Индексы цен
- Тема 2. Задание 5. Спрос на труд и распределение совокупного дохода
- Тема 2. Задание 6. Предложение труда и аккордный налог на доход
- Тема 2. Задание 7. Предложение труда и «сверхурочные» работы
- Тема 3. Задание 8. Двухпериодная модель межвременного выбора
- Тема 3. Задание 9. Двухпериодная модель межвременного выбора
- Тема 4. Задание 10. Межвременной выбор и ограничения ликвидности
- Тема 6. Задание 14. Функции денег
- Тема 6. Задание 15. Скорость обращения денег
- Тема 6. Задание 16. Предложение денег: денежная масса и денежная база
- Тема 6. Задание 17. Предложение денег: денежная масса и денежная база
- Тема 6. Задание 18. Цена облигации
- Тема 6. Задание 19. Равновесие денежного рынка
- Тема 7. Задание 11. Бюджетный дефицит, ставка процента и счет текущих операций
- Тема 7. Задание 13. Бюджетное ограничение правительства и устойчивая фискальная политика
- Тема 8. Задание 12. Перераспределение доходов, сбережения и счет текущих операций
- 7. Принцип акселерации проявляется в том, что:
- 18. Укажите, какое определение темпа прироста ввп в данном году является правильным. Темп прироста ввп в течение данного года - это выраженное в процентах отношение:
- 19. Укажите, какие виды доходов относятся к доходам государственного бюджета:
- 20. Укажите, какие направления экономической политики государства входят в понятие «бюджетно-финансовая политика». Бюджетно-финансовая политика государства включает:
- 21. Укажите, какие направления экономической политики включает в себя политика экономической стабилизации. Проводимая государством политика экономической стабилизации направлена на то, чтобы:
- 22. Укажите, какое из перечисленных утверждений является правильным. Если происходит повышение налоговой ставки на прибыль, то поступления дохода в государственный бюджет:
- 23. Укажите, какое определение государственного долга является правильным. Государственный долг - это:
- 24. Государство является должником:
- 25. Укажите, в чем проявляется международное разделение труда. Международное разделение труда означает, что:
- 26. В приведенной ниже таблице представлены данные об объемах производства сукна и вина в двух странах - а и б (используется только один ресурс – труд):
- 27. Если между двумя странами, о которых шла речь в тесте 62, начнется взаимная торговля, то можно предположить, что страна б будет: