8.3 Фискальная политика государства
Понятие фискальной политики. Дискреционная фискальная политика.
С государственным бюджетом связан такой инструмент макроэкономического регулирования, как фискальная политика. Под фискальной политикой понимают совокупность мер, предпринимаемых правительственными органами по изменению государственных расходов и налогообложения для достижения поставленных перед экономикой целей. Ее основными задачами являются обеспечение устойчивого экономического развития, увеличение занятости, снижение инфляции.
Фискальная политика в зависимости от механизмов ее реагирования на изменение экономической ситуации делится на дискреционную и автоматическую (политику встроенных стабилизаторов) фискальную политику.
Под дискреционной фискальной политикой понимают сознательное манипулирование правительством государственными расходами и налогами.
В периоды спадов производства правительство, стремясь поддержать совокупный спрос, увеличивает свои расходы, которые обладают эффектом мультипликатора. Мультипликатор государственных расходов показывает изменение чистого национального продукта в результате изменения расходов государства. Его можно определить как отношение первого ко второму. Действие мультипликатора приводит к тому, что прирост государственных расходов вызывает в несколько раз больший прирост реального чистого национального продукта.
Чтобы государственные расходы имели стимулирующее действие, они не должны финансироваться за счет налоговых поступлений. Увеличение налоговых ставок, наоборот, снизит стимулы к деловой активности, что приведет к сокращению объема чистого национального продукта. Поэтому рост государственных расходов, как правило, сопровождается бюджетным дефицитом.
В периоды подъема экономики, когда частные расходы достаточно велики, правительство уменьшает закупки товаров и услуг.
Таким образом, увеличивая свои расходы в период спада производства и сокращая их во время экономических подъемов, государство смягчает экономические кризисы, добивается более плавного роста объема национального производства.
Дискреционная фискальная политика предполагает также изменение налоговых ставок. Например, в период быстрого экономического подъема, чтобы обеспечить плавный и непрерывный рост, правительство может ввести новые налоги или повысить ставки действующих. Это приведет к сокращению доходов и совокупного спроса, а значит, и реального чистого национального продукта. Существует налоговый мультипликатор, который показывает изменение реального чистого национального продукта в результате изменения налоговых поступлений в бюджет, и определяется как их отношение.
Изменение налогов оказывает меньшее влияние на величину совокупных расходов, а, следовательно, и на объем чистого национального продукта, чем изменение государственных расходов. Это объясняется тем, что рост налогов частично компенсируется сокращением совокупных расходов, а частично — уменьшением сбережений, в то время как изменения государственных закупок влияют только на совокупные расходы. Поэтому мультипликатор налогов меньше мультипликатора государственных расходов. Увеличение или уменьшение налогов оказывает меньшее влияние на совокупные расходы, чем изменения государственных расходов.
На практике уровень государственных закупок, налогов может изменяться даже в случае, если правительство не принимает соответствующих решений. Это объясняется существованием встроенной стабильности, которая определяет автоматическую фискальную политику. Встроенная стабильность основана на тех механизмах, которые работают в режиме саморегулирования и автоматически реагируют на изменения состояния экономики. Их называют встроенными (автоматическими) стабилизаторами. К ним относят автоматические изменения налоговых поступлений и систему пособий по безработице и социальным выплатам.
Сумма налогов зависит от величины доходов населения и предприятий. В период спада производства доходы начнут уменьшаться, что автоматически сократит налоговые поступления в казну. Следовательно, увеличится доля доходов, остающаяся у населения и предприятий. Это позволит в определенной степени замедлить снижение совокупного спроса, что положительно скажется на развитии экономики. Такое же воздействие оказывает и прогрессивность налоговой системы. При росте ВНП увеличиваются доходы, но растут и ставки налогов. Это ведет к прогрессивному увеличению налоговых поступлений.
Система пособий по безработице и социальные выплаты также оказывают автоматическое антициклическое воздействие. Так, увеличение уровня занятости ведет к росту налогов, за счет которых финансируются пособия по безработице. При спаде производства увеличивается число безработных, что сокращает совокупный спрос. Однако одновременно растут и суммы выплат пособий по безработице. Это поддерживает потребление, замедляет падение спроса и, следовательно, противодействует нарастанию кризиса. В таком же автоматическом режиме функционируют и системы индексации доходов, социальных выплат. Существуют и другие формы встроенных стабилизаторов: программы помощи фермерам; сбережения корпораций, личные сбережения и т.д.
Из-за действия автоматических стабилизаторов изменилось развитие экономического цикла: спады производства стали менее глубокими и более короткими. Раньше это было невозможно, так как налоговые ставки были ниже, а пособия по безработице и социальные выплаты были незначительны.
В зависимости от цели проводится стимулирующая или сдерживающая фискальная политика. В периоды спада производства необходимо увеличивать государственные расходы, снижать налоги или делать и то и другое, иначе говоря, проводить стимулирующую фискальную политику. В случае инфляции реализуют сдерживающую фискальную политику, которая включает уменьшение правительственных расходов, увеличение налогов или сочетание того и другого.
Создается впечатление, что механизм фискальной политики прост, но это не так. Выработать правильную фискальную политику чрезвычайно трудно. Это объясняется тем, что, во-первых, в экономике действуют как параллельные, так и разнонаправленные факторы, которые трудно учесть. Во-вторых, для проведения в жизнь фискальной политики требуется время (год—полтора), а за этот период экономическая ситуация может резко измениться.
Денежно-кредитная политика: цели, инструменты, типы
Под денежно-кредитной политикой понимают совокупность мероприятий, предпринимаемых правительством в денежно-кредитной сфере с целью регулирования экономики. Она является частью общей макроэкономической политики. Основные конечные цели денежно-кредитной политики: устойчивые темпы роста национального производства, стабильные цены, высокий уровень занятости населения, равновесие платежного баланса. Из их совокупности можно выделить приоритетную цель денежно-кредитной политики — стабилизацию общего уровня цен.
Наряду с конечными выделяют промежуточные цели. Ими являются объем денежной массы и уровень процентных ставок.
Осуществляет денежно-кредитную политику центральный банк страны. Процесс денежно-кредитного регулирования можно разделить на два этапа. На первом этапе центральный банк воздействует на предложение денег, уровень процентных ставок, объем кредитов и т.д. На втором — изменения в данных факторах передаются в сферу производства, способствуя достижению конечных целей.
Инструменты денежно-кредитной политики. Эффективность денежно-кредитной политики в значительной мере зависит от выбора инструментов (методов) денежно-кредитного регулирования. Их можно разделить на общие и селективные. Общие воздействуют практически на все параметры денежно-кредитной сферы, влияют на рынок ссудного капитала в целом. Селективные методы направлены на регламентацию отдельных форм кредита, условий кредитования и т.д. Основными общими инструментами денежно-кредитной политики являются изменения учетной ставки и норм обязательных резервов, операции на открытом рынке. Это косвенные методы регулирования.
Изменение учетной ставки — старейший метод денежно-кредитного регулирования. В его основе лежит право центрального банка предоставлять ссуды тем коммерческим банкам, которые обладают прочным финансовым положением, но в силу определенных обстоятельств нуждаются в дополнительных средствах. За предоставленные средства центральный банк взимает с заемщика определенный процент. Норма такого процента называется учетной ставкой. Таким образом, учетная ставка — это «цена» дополнительных резервов, которые центральный банк предоставляет коммерческим. Центральный банк имеет право изменять ее, регулируя тем самым предложение денег в стране.
При понижении учетной ставки увеличивается спрос коммерческих банков на ссуды. Предоставляя их, центральный банк увеличивает на соответствующую сумму резервы коммерческих банков-заемщиков. Эти резервы являются избыточными, так как для поддержания таких ссуд, как правило, не требуется обязательных резервов. Поэтому взятые у центрального банка средства коммерческие банки могут полностью использовать для кредитования, увеличивая тем самым денежную массу.
При повышении учетной ставки происходит обратный процесс. Оно ведет к сокращению спроса на ссуды центрального банка, что замедляет темпы роста (или сокращает) предложение денег и повышает ставку ссудного процента.
Изменение норм обязательных резервов также позволяет центральному банку регулировать предложение денег. Это связано с тем, что норма обязательных резервов влияет на объем избыточных резервов, а значит, и на способность коммерческих банков создавать новые деньги путем кредитования.
Сущность операций на открытом рынке заключается в покупке и продаже центральным банком государственных ценных бумаг. Для применения этого инструмента необходимо наличие в стране развитого рынка ценных бумаг.
Покупая и продавая ценные бумаги, центральный банк воздействует на банковские резервы, процентную ставку и, следовательно, на предложение денег. При необходимости увеличить денежную массу он начинает покупать государственные бумаги у коммерческих банков и населения. Если ценные бумаги продают коммерческие банки, то центральный увеличивает резервы коммерческих банков на своих счетах на сумму покупок. Это позволяет им расширить выдачу ссуд и увеличить предложение денег.
Покупку государственных ценных бумаг у населения центральный банк оплачивает чеками. Население приносит чеки в коммерческие банки, где ему на соответствующую сумму открывают текущие счета, а коммерческие банки предъявляют их к оплате центральному. Он оплачивает их путем увеличения резервов коммерческих банков. Рост резервов расширяет возможности создания банками кредитных денег.
Если количество денег в стране необходимо сократить, центральный банк продает государственные ценные бумаги. Их покупку коммерческие банки оплачивают чеками на свои вклады в центральном банке. Последний учитывает чеки, уменьшая на сумму покупки резервные счета банков. Это ведет к сокращению кредитных операций и денежной массы.
Население, покупая ценные бумаги, выписывает чеки на коммерческие банки. Центральный банк учитывает эти чеки, уменьшая резервы коммерческих банков, находящиеся на его счетах, а следовательно, и предложение денег.
Операции на открытом рынке являются наиболее важным, оперативным средством воздействия центрального банка на денежно-кредитную сферу.
Наряду с косвенными инструментами могут применяться и административные методы регулирования денежной массы: прямое лимитирование кредитов, контроль по отдельным видам кредитов и т.д. Прямое лимитирование кредитов заключается в установлении верхнего предела кредитной эмиссии, ограничении размеров кредитования в тех или иных отраслях и т.д. Принцип лимитирования, как правило, используется одновременно с льготным кредитованием приоритетных секторов экономики.
К селективным методам денежно-кредитного регулирования относят контроль по отдельным видам кредитов (ипотечному, под залог биржевых ценных бумаг, по потребительским ссудам), установление предельных лимитов по учету векселей для отдельных банков и т.д. Следует подчеркнуть, что при реализации денежно-кредитной политики центральный банк использует одновременно совокупность инструментов.
Типы денежно-кредитной политики. Различают два основных типа денежно-кредитной политики, каждый из которых характеризуется определенными целями и набором инструментов регулирования. В условиях инфляции проводится политика «дорогих денег» (политика кредитной рестрикции). Она направлена на ужесточение условий и ограничение объема кредитных операций коммерческих банков, т.е. на сокращение предложения денег. Центральный банк, проводя рестрикционную политику, предпринимает следующие действия: продает государственные ценные бумаги на открытом рынке; увеличивает норму обязательных резервов; повышает учетную ставку. Если эти меры оказываются недостаточно эффективными, центральный банк использует административные ограничения: понижает потолок предоставляемых кредитов, лимитирует депозиты, сокращает объем потребительского кредита и т.д. Политика «дорогих денег» является основным методом антиинфляционного регулирования.
В периоды спада производства для стимулирования деловой активности проводится политика «дешевых денег» (экспансионистская денежно-кредитная политика). Она заключается в расширении масштабов кредитования, ослаблении контроля над приростом денежной массы, увеличении предложения денег.
Антиинфляционная политика
Для борьбы с инфляцией государство проводит антиинфляционную политику, т.е. комплекс взаимосвязанных мероприятий, которые предпринимаются правительством с целью стабилизации общего уровня цен. Поскольку окончательно избавиться от инфляции невозможно (рыночная экономика инфляционна по своей сути), задача антиинфляционного регулирования состоит в установлении контроля над инфляцией, снижении темпа роста цен до умеренного уровня. Поэтому антиинфляционная политика является постоянным элементом макрорегулирования.
Выбор наиболее эффективных методов борьбы с инфляцией возможен только тогда, когда определены ее основные причины.
Как известно, инфляция вызывается нарушениями равновесия между совокупным спросом и совокупным предложением. Нарушения равновесия могут быть вызваны либо ростом спроса, либо сокращением предложения. Обе причины могут существовать либо в отдельности, либо вместе. Соответственно комплекс антиинфляционных мер условно можно разбить на две группы. В одну можно отнести мероприятия, которые направлены на сокращение спроса, а в другую — те, которые способствуют развитию, совершенствованию производства.
Основной причиной чрезмерного спроса является наличие в экономике избыточной денежной массы, которая возникает в результате выпуска денег, не обеспеченных товарами и услугами. Поэтому важнейшим методом борьбы с инфляцией является рестрикционная денежно-кредитная политика, главная задача которой — ограничение прироста денежной массы в обращении. Следует подчеркнуть, что в условиях перехода к рыночной экономике невозможно бороться с инфляцией, используя только монетарные инструменты. Наряду с ними большое значение имеют прямые методы регулирования денежной массы, а также селективные инструменты денежно-кредитной политики.
Борьба с инфляцией требует осуществления бюджетной политики, направленной на сокращение бюджетного дефицита.
Во время инфляции, особенно когда она налагается на спад производства, в качестве антиинфляционной меры может применяться политика доходов. Она заключается в одновременном сдерживании роста цен и номинальной заработной платы. Как правило, правительство замораживает их или устанавливает верхние пределы роста. Такая политика помогает сдерживать рост совокупного спроса. Замораживание цен также позволяет преодолеть инфляционные ожидания населения, предпринимателей, которые раскручивают спираль инфляции.
В целях краткосрочного регулирования спроса могут применяться и такие меры, как стимулирование сбережений населения путем повышения процентов по вкладам; снижение ликвидности сбережений за счет повышения процентов по срочным вкладам, временного замораживания вкладов до востребования и др.
В условиях стагфляции невозможно обуздать рост цен, не добившись стабилизации, а затем и роста производства.
Снижение темпов инфляции невозможно без сокращения издержек производства, а значит, и повышения его эффективности. Рост цен на топливо, сырье, другие элементы себестоимости является фактором инфляции издержек. В условиях монополизированной экономики последняя усиливается тем, что предприятия-монополисты предпочитают увеличивать доходы не путем снижения издержек, а за счет установления высоких цен. Поэтому неотъемлемой частью антиинфляционной политики в условиях перехода к рыночной экономике должна стать демонополизация экономики, которая предполагает поощрение развития предпринимательства, разгосударствление и приватизацию собственности.
- Южно-российский гуманитарный институт
- Глава 1. Макроэкономика как наука.
- 1.2 Основные макроэкономические показатели
- 1.3 Эконометрика макроэкономических агрегатов
- Внп и «чистое экономическое благосостояние»
- Система национальных счетов
- Глава 2. Совокупный спрос, совокупное предложение План
- 2.1 Совокупный спрос
- 2.2 Совокупное предложение
- 2.3 Совокупное потребление, совокупное сбережение и их функции
- 2.4 Инвестиции. Мультипликатор инвестиций
- Глава 3. Экономическое равновесие План
- 3.1 Общее экономическое равновесие
- 3.2 Понятие равновесия и его виды
- 3.3 Определение равновесного состояния экономики: способы и их инструменты
- 3.4 Взгляды основных макроэкономических школ на равновесие
- Сравнительная характеристика взглядов кейнсианства и неоклассиков на условия общего экономического равновесия
- 3.5 Равновесие в открытой экономике
- 3.6 Равновесие в открытой экономике России
- Глава 4. Неравновесие, экономический цикл, безработица и инфляция План
- 4.1 Понятие неравновесия, его виды, структура и российские особенности
- 4.2 Динамика неравновесия и изменение макропоказателей
- 4.3 Виды циклов и их характеристика. Колебания в экономике и их причины
- 4.4 Модели экономического цикла в соответствии с методологией разных макроэкономических школ
- 4.5 Взаимосвязь инфляции и безработицы
- Глава 5. Экономический рост План
- 5.1 Типы, факторы и модели экономического роста
- Экономический рост и структура производства
- 5.2 Инвестиции и источники финансирования
- Ресурсы экономического роста
- Денежно-кредитная система
- Инфляция
- Валютный курс
- 5.3 Бюджетно-налоговая политика
- 5.4 Инновационный потенциал экономического роста
- 5.5 Государственная политика стимулирования экономического роста в трансформирующейся российской экономике
- Перспективы устойчивого экономического роста
- Глава 6. Деньги и их роль в экономической кредитно-денежной политике План
- 6.1 Деньги и понятие ликвидности. Предложение денег
- 6.2 Спрос на деньги. Предложение денег. Равновесие на денежном рынке
- 6.3 Банковская система и денежно-кредитная политика
- Центральный банк России
- Коммерческие банки
- Основные операции российских банков
- 6.4 Понятие, природа и причины инфляции
- Социально-экономические последствия инфляции
- Глава 7. Бюджетные отношения и основы бюджетной политики План
- 7.1 Понятие бюджета. Основные доходы и направления расходов государства.
- Доходы федерального бюджета (% к ввп)
- Экономическая структура расходов федерального бюджета
- 7.2 Основы теории налогов
- 7.3 Кривая Лаффера
- 7.4 Бюджетный дефицит
- 7.5 Бюджетно-налоговая политика
- Глава 8. Стабилизационная экономическая политика в закрытой экономике План
- 8.1 Экономическая политика: содержание, проблемы стабилизации
- 8.2 Выбор моделей макроэкономической политики
- 8.3 Фискальная политика государства
- Глава 9. Открытая экономика и ее макроэкономическая динамика План
- 9.1 Место национальных хозяйств в мировой экономике
- 9.2 Макроэкономическое равновесие в открытой экономике
- 9.3 Валютный курс. Паритет покупательной способности. Меры государственного воздействия
- 9.4 Нетарифные методы регулирования международной торговли
- Глава 10. Макроэкономические проблемы российской экономики План
- 10.1 Характеристика потенциала роста российской экономики
- Сумма прибыли и убытка крупных и средних организаций рф (до 1998 г. – млрд. Руб.), млн. Руб., 1996-2005 гг.
- Темпы изменения ввп России в 1997-2003 гг.16
- Общая потенциальная ценность запасов полезных ископаемых России20
- 10.2 Экономическая политика в условиях открытой экономики со значительным сырьевым сектором
- 10.3 К вопросу о глобализации и альтернативах для России
- Макроэкономика
- 2009 Оглавление
- Пояснительная записка
- Учебно-тематический план
- Программа курса «Макроэкономика»
- Тема 1. Макроэкономика как наука. Основные макроэкономические показатели и агрегаты. Эконометрика макроэкономических величин
- Вопросы и темы рефератов на семинарское занятие:
- Литература
- Тема 2. Совокупный спрос и совокупное предложение: взаимосвязь макроэкономических показателей и моделирование
- Вопросы и темы рефератов на семинарское занятие:
- Литература
- Тема 3. Экономическое равновесие
- Вопросы и темы рефератов на семинарское занятие:
- Литература
- Тема 4. Экономический цикл. Безработица и инфляция
- Вопросы и темы рефератов на семинарское занятие:
- Литература
- Тема 5. Экономический рост
- Вопросы и темы рефератов на семинарское занятие:
- Литература
- Тема 6. Деньги и их роль в экономике. Финансовый рынок. Инфляция
- Вопросы и темы рефератов на семинарское занятие:
- Литература
- Тема 7. Бюджетно-налоговые отношения. Государственный долг
- Вопросы и темы рефератов на семинарское занятие:
- Литература
- Тема 8. Стабилизационная экономическая политика в закрытой экономике
- Вопросы и темы рефератов на семинарское занятие:
- Литература
- Тема 9. Открытая экономика
- Вопросы и темы рефератов на семинарское занятие:
- Литература
- Тема 10. Макроэкономические проблемы российской экономики
- Вопросы и темы рефератов на семинарское занятие:
- Литература
- Задания для самостоятельной работы
- Тема 1. Задание 1. Основные макроэкономические тождества
- Тема 1. Задание 2. Интерпретация кругооборота потоков
- Тема 1. Задание 3. Расчет показателей снс
- Тема 1. Задание 4. Номинальные и реальный ввп. Индексы цен
- Тема 2. Задание 5. Спрос на труд и распределение совокупного дохода
- Тема 2. Задание 6. Предложение труда и аккордный налог на доход
- Тема 2. Задание 7. Предложение труда и «сверхурочные» работы
- Тема 3. Задание 8. Двухпериодная модель межвременного выбора
- Тема 3. Задание 9. Двухпериодная модель межвременного выбора
- Тема 4. Задание 10. Межвременной выбор и ограничения ликвидности
- Тема 6. Задание 14. Функции денег
- Тема 6. Задание 15. Скорость обращения денег
- Тема 6. Задание 16. Предложение денег: денежная масса и денежная база
- Тема 6. Задание 17. Предложение денег: денежная масса и денежная база
- Тема 6. Задание 18. Цена облигации
- Тема 6. Задание 19. Равновесие денежного рынка
- Тема 7. Задание 11. Бюджетный дефицит, ставка процента и счет текущих операций
- Тема 7. Задание 13. Бюджетное ограничение правительства и устойчивая фискальная политика
- Тема 8. Задание 12. Перераспределение доходов, сбережения и счет текущих операций
- 7. Принцип акселерации проявляется в том, что:
- 18. Укажите, какое определение темпа прироста ввп в данном году является правильным. Темп прироста ввп в течение данного года - это выраженное в процентах отношение:
- 19. Укажите, какие виды доходов относятся к доходам государственного бюджета:
- 20. Укажите, какие направления экономической политики государства входят в понятие «бюджетно-финансовая политика». Бюджетно-финансовая политика государства включает:
- 21. Укажите, какие направления экономической политики включает в себя политика экономической стабилизации. Проводимая государством политика экономической стабилизации направлена на то, чтобы:
- 22. Укажите, какое из перечисленных утверждений является правильным. Если происходит повышение налоговой ставки на прибыль, то поступления дохода в государственный бюджет:
- 23. Укажите, какое определение государственного долга является правильным. Государственный долг - это:
- 24. Государство является должником:
- 25. Укажите, в чем проявляется международное разделение труда. Международное разделение труда означает, что:
- 26. В приведенной ниже таблице представлены данные об объемах производства сукна и вина в двух странах - а и б (используется только один ресурс – труд):
- 27. Если между двумя странами, о которых шла речь в тесте 62, начнется взаимная торговля, то можно предположить, что страна б будет: