logo
Экономика / экон / Макроэкономика_Белоусов В

8.3 Фискальная политика государства

Понятие фискальной политики. Дискреционная фискальная политика.

С государственным бюджетом связан такой инструмент макроэкономического регулирования, как фискальная политика. Под фискальной политикой понимают совокупность мер, предпринимаемых правитель­ственными органами по изменению государственных рас­ходов и налогообложения для достижения поставленных перед экономикой целей. Ее основными задачами являются обеспечение устойчивого экономического развития, увели­чение занятости, снижение инфляции.

Фискальная политика в зависимости от механизмов ее реагирования на изменение экономической ситуации делит­ся на дискреционную и автоматическую (политику встро­енных стабилизаторов) фискальную политику.

Под дискреционной фискальной политикой понимают сознательное манипулирование правительством государст­венными расходами и налогами.

В периоды спадов производства правительство, стре­мясь поддержать совокупный спрос, увеличивает свои расходы, которые обладают эффектом мультипликатора. Мультипликатор государственных расходов показывает изменение чистого национального продукта в результате изменения расходов государства. Его можно определить как отношение первого ко второму. Действие мультипли­катора приводит к тому, что прирост государственных расходов вызывает в несколько раз больший прирост реального чистого национального продукта.

Чтобы государственные расходы имели стимулирую­щее действие, они не должны финансироваться за счет налоговых поступлений. Увеличение налоговых ставок, наоборот, снизит стимулы к деловой активности, что при­ведет к сокращению объема чистого национального про­дукта. Поэтому рост государственных расходов, как пра­вило, сопровождается бюджетным дефицитом.

В периоды подъема экономики, когда частные расходы достаточно велики, правительство уменьшает закупки то­варов и услуг.

Таким образом, увеличивая свои расходы в период спада производства и сокращая их во время экономических подъемов, государство смягчает экономические кризисы, добивается более плавного роста объема национального производства.

Дискреционная фискальная политика предполагает также изменение налоговых ставок. Например, в период быстрого экономического подъема, чтобы обеспечить плав­ный и непрерывный рост, правительство может ввести новые налоги или повысить ставки действующих. Это приведет к сокращению доходов и совокупного спроса, а значит, и реального чистого национального продукта. Существует на­логовый мультипликатор, который показывает изменение реального чистого национального продукта в результате изменения налоговых поступлений в бюджет, и определяется как их отношение.

Изменение налогов оказывает меньшее влияние на ве­личину совокупных расходов, а, следовательно, и на объем чистого национального продукта, чем изменение государ­ственных расходов. Это объясняется тем, что рост налогов частично компенсируется сокращением совокупных расхо­дов, а частично — уменьшением сбережений, в то время как изменения государственных закупок влияют только на совокупные расходы. Поэтому мультипликатор налогов меньше мультипликатора государственных расходов. Увеличение или уменьшение налогов оказывает меньшее вли­яние на совокупные расходы, чем изменения государствен­ных расходов.

На практике уровень государственных закупок, нало­гов может изменяться даже в случае, если правительство не принимает соответствующих решений. Это объясняется существованием встроенной стабильности, которая опре­деляет автоматическую фискальную политику. Встроен­ная стабильность основана на тех механизмах, которые работают в режиме саморегулирования и автоматически реагируют на изменения состояния экономики. Их назы­вают встроенными (автоматическими) стабилизаторами. К ним относят автоматические изменения налоговых поступ­лений и систему пособий по безработице и социальным выплатам.

Сумма налогов зависит от величины доходов населения и предприятий. В период спада производства доходы начнут уменьшаться, что автоматически сократит налого­вые поступления в казну. Следовательно, увеличится доля доходов, остающаяся у населения и предприятий. Это позволит в определенной степени замедлить снижение совокупного спроса, что положительно скажется на разви­тии экономики. Такое же воздействие оказывает и прогрес­сивность налоговой системы. При росте ВНП увеличива­ются доходы, но растут и ставки налогов. Это ведет к прогрессивному увеличению налоговых поступлений.

Система пособий по безработице и социальные выплаты также оказывают автоматическое антициклическое воздей­ствие. Так, увеличение уровня занятости ведет к росту налогов, за счет которых финансируются пособия по без­работице. При спаде производства увеличивается число безработных, что сокращает совокупный спрос. Однако одновременно растут и суммы выплат пособий по безрабо­тице. Это поддерживает потребление, замедляет падение спроса и, следовательно, противодействует нарастанию кризиса. В таком же автоматическом режиме функциони­руют и системы индексации доходов, социальных выплат. Существуют и другие формы встроенных стабилизаторов: программы помощи фермерам; сбережения корпораций, личные сбережения и т.д.

Из-за действия автоматических стабилизаторов измени­лось развитие экономического цикла: спады производства стали менее глубокими и более короткими. Раньше это было невозможно, так как налоговые ставки были ниже, а пособия по безработице и социальные выплаты были не­значительны.

В зависимости от цели проводится стимулирующая или сдерживающая фискальная политика. В периоды спада производства необходимо увеличивать государственные расходы, снижать налоги или делать и то и другое, иначе говоря, проводить стимулирующую фискальную полити­ку. В случае инфляции реализуют сдерживающую фис­кальную политику, которая включает уменьшение прави­тельственных расходов, увеличение налогов или сочетание того и другого.

Создается впечатление, что механизм фискальной политики прост, но это не так. Выработать правильную фискальную политику чрезвычайно трудно. Это объясняется тем, что, во-первых, в экономике действуют как параллельные, так и разнонаправленные факторы, которые трудно учесть. Во-вторых, для проведения в жизнь фискальной политики требуется время (год—полтора), а за этот период экономическая ситуация может резко измениться.

Денежно-кредитная политика: цели, инструменты, типы

Под денеж­но-кредитной политикой понимают совокупность меро­приятий, предпринимаемых правительством в денежно-кредитной сфере с целью регулирования экономики. Она является частью общей макроэкономической политики. Основные конечные цели денежно-кредитной политики: устойчивые темпы роста национального производства, ста­бильные цены, высокий уровень занятости населения, рав­новесие платежного баланса. Из их совокупности можно выделить приоритетную цель денежно-кредитной полити­ки — стабилизацию общего уровня цен.

Наряду с конечными выделяют промежуточные цели. Ими являются объем денежной массы и уровень процент­ных ставок.

Осуществляет денежно-кредитную политику централь­ный банк страны. Процесс денежно-кредитного регулирова­ния можно разделить на два этапа. На первом этапе цент­ральный банк воздействует на предложение денег, уровень процентных ставок, объем кредитов и т.д. На втором — изменения в данных факторах передаются в сферу производ­ства, способствуя достижению конечных целей.

Инструменты денежно-кредитной политики. Эффек­тивность денежно-кредитной политики в значительной мере зависит от выбора инструментов (методов) денежно-кредитного регулирования. Их можно разделить на общие и селективные. Общие воздействуют практически на все параметры денежно-кредитной сферы, влияют на рынок ссудного капитала в целом. Селективные методы направ­лены на регламентацию отдельных форм кредита, условий кредитования и т.д. Основными общими инструментами денежно-кредитной политики являются изменения учетной ставки и норм обязательных резервов, операции на откры­том рынке. Это косвенные методы регулирования.

Изменение учетной ставки — старейший метод денеж­но-кредитного регулирования. В его основе лежит право центрального банка предоставлять ссуды тем коммерчес­ким банкам, которые обладают прочным финансовым по­ложением, но в силу определенных обстоятельств нужда­ются в дополнительных средствах. За предоставленные средства центральный банк взимает с заемщика определен­ный процент. Норма такого процента называется учетной ставкой. Таким образом, учетная ставка — это «цена» дополнительных резервов, которые центральный банк предоставляет коммерческим. Центральный банк имеет право изменять ее, регулируя тем самым предложение денег в стране.

При понижении учетной ставки увеличивается спрос коммерческих банков на ссуды. Предоставляя их, центральный банк увеличивает на соответствующую сумму резервы коммерческих банков-заемщиков. Эти резервы являются избыточными, так как для поддержания таких ссуд, как правило, не требуется обязательных резервов. Поэтому взятые у центрального банка средства коммерческие банки могут полностью использовать для кредитования, увеличивая тем самым денежную массу.

При повышении учетной ставки происходит обратный процесс. Оно ведет к сокращению спроса на ссуды цент­рального банка, что замедляет темпы роста (или сокраща­ет) предложение денег и повышает ставку ссудного про­цента.

Изменение норм обязательных резервов также позво­ляет центральному банку регулировать предложение денег. Это связано с тем, что норма обязательных резервов влияет на объем избыточных резервов, а значит, и на способность коммерческих банков создавать новые деньги путем креди­тования.

Сущность операций на открытом рынке заключается в покупке и продаже центральным банком государствен­ных ценных бумаг. Для применения этого инструмента необходимо наличие в стране развитого рынка ценных бумаг.

Покупая и продавая ценные бумаги, центральный банк воздействует на банковские резервы, процентную ставку и, следовательно, на предложение денег. При необходимости увеличить денежную массу он начинает покупать государ­ственные бумаги у коммерческих банков и населения. Если ценные бумаги продают коммерческие банки, то централь­ный увеличивает резервы коммерческих банков на своих счетах на сумму покупок. Это позволяет им расширить выдачу ссуд и увеличить предложение денег.

Покупку государственных ценных бумаг у населения центральный банк оплачивает чеками. Население приносит чеки в коммерческие банки, где ему на соответствующую сумму открывают текущие счета, а коммерческие банки предъявляют их к оплате центральному. Он оплачивает их путем увеличения резервов коммерческих банков. Рост резервов расширяет возможности создания банками кре­дитных денег.

Если количество денег в стране необходимо сократить, центральный банк продает государственные ценные бума­ги. Их покупку коммерческие банки оплачивают чеками на свои вклады в центральном банке. Последний учитывает чеки, уменьшая на сумму покупки резервные счета банков. Это ведет к сокращению кредитных операций и денежной массы.

Население, покупая ценные бумаги, выписывает чеки на коммерческие банки. Центральный банк учитывает эти чеки, уменьшая резервы коммерческих банков, находящие­ся на его счетах, а следовательно, и предложение денег.

Операции на открытом рынке являются наиболее важ­ным, оперативным средством воздействия центрального банка на денежно-кредитную сферу.

Наряду с косвенными инструментами могут применять­ся и административные методы регулирования денежной массы: прямое лимитирование кредитов, контроль по от­дельным видам кредитов и т.д. Прямое лимитирование кредитов заключается в установлении верхнего предела кредитной эмиссии, ограничении размеров кредитования в тех или иных отраслях и т.д. Принцип лимитирования, как правило, используется одновременно с льготным кредито­ванием приоритетных секторов экономики.

К селективным методам денежно-кредитного регулиро­вания относят контроль по отдельным видам кредитов (ипотечному, под залог биржевых ценных бумаг, по потре­бительским ссудам), установление предельных лимитов по учету векселей для отдельных банков и т.д. Следует под­черкнуть, что при реализации денежно-кредитной полити­ки центральный банк использует одновременно совокуп­ность инструментов.

Типы денежно-кредитной политики. Различают два основных типа денежно-кредитной политики, каждый из которых характеризуется определенными целями и набо­ром инструментов регулирования. В условиях инфляции проводится политика «дорогих денег» (политика кредитной рестрикции). Она направлена на ужесточение условий и ограничение объема кредитных операций коммерческих банков, т.е. на сокращение предложения денег. Централь­ный банк, проводя рестрикционную политику, предприни­мает следующие действия: продает государственные цен­ные бумаги на открытом рынке; увеличивает норму обяза­тельных резервов; повышает учетную ставку. Если эти меры оказываются недостаточно эффективными, централь­ный банк использует административные ограничения: по­нижает потолок предоставляемых кредитов, лимитирует депозиты, сокращает объем потребительского кредита и т.д. Политика «дорогих денег» является основным методом антиинфляционного регулирования.

В периоды спада производства для стимулирования деловой активности проводится политика «дешевых денег» (экспансионистская денежно-кредитная политика). Она заключается в расширении масштабов кредитования, ос­лаблении контроля над приростом денежной массы, увели­чении предложения денег.

Антиинфляционная политика

Для борьбы с инфляцией государство проводит антиинфляционную политику, т.е. комплекс взаимосвязанных мероприятий, которые предпринимаются правительством с целью стабилизации общего уровня цен. Поскольку окончательно избавиться от инфляции невозможно (рыночная экономика инфляционна по своей сути), задача антиинфляционного регулирования состоит в установлении контроля над инфляцией, снижении темпа роста цен до умеренного уровня. Поэтому антиинфляционная политика является постоянным элементом макрорегулирования.

Выбор наиболее эффективных методов борьбы с инфляцией возможен только тогда, когда определены ее основные причины.

Как известно, инфляция вызывается нарушениями равновесия между совокупным спросом и совокупным предложением. Нарушения равновесия могут быть вызваны либо ростом спроса, либо сокращением предложения. Обе причины могут существовать либо в отдельности, либо вместе. Соответственно комплекс антиинфляционных мер условно можно разбить на две группы. В одну можно отнести мероприятия, которые направлены на сокращение спроса, а в другую — те, которые способствуют развитию, совершенствованию производства.

Основной причиной чрезмерного спроса является наличие в экономике избыточной денежной массы, которая возникает в результате выпуска денег, не обеспеченных товарами и услугами. Поэтому важнейшим методом борьбы с инфляцией является рестрикционная денежно-кредитная политика, главная задача которой — ограничение прироста денежной массы в обращении. Следует подчеркнуть, что в условиях перехода к рыночной экономике невозможно бороться с инфляцией, используя только монетарные инструменты. Наряду с ними большое значение имеют прямые методы регулирования денежной массы, а также селективные инструменты денежно-кредитной политики.

Борьба с инфляцией требует осуществления бюджетной политики, направленной на сокращение бюджетного дефицита.

Во время инфляции, особенно когда она налагается на спад производства, в качестве антиинфляционной меры может применяться политика доходов. Она заключается в одновременном сдерживании роста цен и номинальной заработной платы. Как правило, правительство замораживает их или устанавливает верхние пределы роста. Такая политика помогает сдерживать рост совокупного спроса. Замораживание цен также позволяет преодолеть инфляционные ожидания населения, предпринимателей, которые раскручивают спираль инфляции.

В целях краткосрочного регулирования спроса могут применяться и такие меры, как стимулирование сбережений населения путем повышения процентов по вкладам; снижение ликвидности сбережений за счет повышения процентов по срочным вкладам, временного замораживания вкладов до востребования и др.

В условиях стагфляции невозможно обуздать рост цен, не добившись стабилизации, а затем и роста производства.

Снижение темпов инфляции невозможно без сокращения издержек производства, а значит, и повышения его эффективности. Рост цен на топливо, сырье, другие элементы себестоимости является фактором инфляции издержек. В условиях монополизированной экономики последняя усиливается тем, что предприятия-монополисты предпочитают увеличивать доходы не путем снижения издержек, а за счет установления высоких цен. Поэтому неотъемлемой частью антиинфляционной политики в условиях перехода к рыночной экономике должна стать демонополизация экономики, которая предполагает поощрение развития предпринимательства, разгосударствление и приватизацию собственности.