5.5 Государственная политика стимулирования экономического роста в трансформирующейся российской экономике
Государство играет значительную роль в регулировании экономического роста и следует рассмотреть какие меры государственного регулирования могут стимулировать этот процесс.
Кейнсианцы рассматривают экономический рост преимущественно с точки зрения факторов спроса. Обычно они объясняют низкие темпы роста неадекватным уровнем совокупных расходов, которые не обеспечивают необходимого прироста ВНП. Поэтому они проповедуют низкие ставки процента (политику «дешевых денег») как средство стимулирования капиталовложений. При необходимости финансово-бюджетная политика может использоваться для ограничения правительственных расходов и потребления, с тем, чтобы высокий уровень капиталовложений не приводил к инфляции.
В противоположность кейнсианцам, сторонники «экономики предложения» делают упор на факторы, повышающие производственный потенциал экономической системы. В частности, они призывают к снижению налогов как к средству, стимулирующему сбережения и капиталовложения, поощряющему трудовые усилия и предпринимательский риск. Например, снижение или отмена налога на доход от процентов приведет к увеличению отдачи от сбережений. Аналогичным образом, если облагать подоходным налогом суммы, идущие на выплаты по процентам, это приведет к ограничению потребления и стимулированию сбережений. Некоторые экономисты выступают за введение единого налога на потребление в качестве полной или частичной замены личного подоходного налога. Смысл этого предложения состоит в ограничении потребления и стимулировании сбережений. В отношении капиталовложений эти экономисты обычно предлагают уменьшить или отменить налог на прибыли корпораций, в частности предоставить значительные налоговые льготы на инвестиции. Было бы правомерно сказать, что кейнсианцы уделяют больше внимания краткосрочным целям, а именно поддержанию высокого уровня реального ВНП, воздействия на совокупные расходы. В отличие от них, сторонники «экономики предложения» отдают предпочтения долгосрочным перспективам, делая упор на факторы, обеспечивающие рост общественного продукта при полной занятости и полной загрузке производственных мощностей.
Экономисты разных теоретических направлений рекомендуют и другие возможные методы стимулирования экономического роста. Например, некоторые ученые пропагандируют индустриальную политику, посредством которой правительство взяло бы на себя прямую активную роль в формировании структуры промышленности для поощрения экономического роста. Правительство могло бы принять меры, ускоряющие развитие высокопроизводительных отраслей и способствующие перемещению ресурсов из низко производительных отраслей. Правительство также могло бы увеличить свои расходы на фундаментальные исследования и разработки, стимулируя технический прогресс. Рост расходов на образования также может способствовать повышению качества рабочей силы и росту производительности труда.
При всей многочисленности и сложности возможных методов стимулирования экономического роста большинство экономистов едины в том, что увеличение темпов экономического роста является весьма непростой задачей, – капиталоемкость и склонность к сбережениям нелегко поддаются мерам регулирования.
В целях стимулирования экономического роста, государство использует методы бюджетно-налоговой (снижая налоги и увеличивая государственные расходы) и денежно-кредитной политики (увеличивая денежную массу и снижая процентные ставки), то есть осуществляет политику управления спросом.10
Кроме того, государство осуществляет политику управления предложением, стимулируя рост производственного потенциала экономики. Эта политика включает:
меры по уменьшению налогообложения для увеличения доли работающих в общей численности населения;
финансовое стимулирование инвестиций в здания и оборудование, а также инвестиций в технологию, изобретение новых изделий и инновации;
меры по образованию и переподготовке кадров для увеличения числа работников требуемых квалификаций;
стимулирование конкуренции в финансовом секторе для повышения эффективности рынков капитала;
приватизацию и сокращение государственного контроля над промышленностью для поддержания эффективности промышленного производства;
содействие региональной политике, стимулируя мобильность рабочей силы;
снижение налоговых ставок и реформирование системы пособий по социальному обеспечению для создания стимулов к интенсивному труду;
обуздание власти профсоюзов для увеличения гибкости рынков труда.
Увеличению производственного потенциала экономики способствует также проводимая государством промышленная политика: государство берет на себя прямую активную роль в формировании структуры промышленности для поощрения экономического роста. Эта политика включает меры, ускоряющие развитие высокопроизводительных отраслей и способствующие перемещению ресурсов из низкопроизводительных в высокопроизводительные отрасли. Государство берет на себя расходы на фундаментальные исследования, стимулируя научно-технический прогресс. И, наконец, государство увеличивает расходы на образование, повышая качество рабочей силы и рост производительности труда.
Главные риски устойчивого развития страны в среднесрочной перспективе связаны с внешнеэкономическими факторами. Обычно принято видеть основной источник нестабильности в возможном падении цен на нефть и другие товары экспорта. Однако сохранение благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры в настоящих условиях представляет даже большую опасность, поскольку сохранение высокой цены на нефть усиливает популистские настроения, требующие расширения бюджетной экспансии за счет нефтедолларов.
- Южно-российский гуманитарный институт
- Глава 1. Макроэкономика как наука.
- 1.2 Основные макроэкономические показатели
- 1.3 Эконометрика макроэкономических агрегатов
- Внп и «чистое экономическое благосостояние»
- Система национальных счетов
- Глава 2. Совокупный спрос, совокупное предложение План
- 2.1 Совокупный спрос
- 2.2 Совокупное предложение
- 2.3 Совокупное потребление, совокупное сбережение и их функции
- 2.4 Инвестиции. Мультипликатор инвестиций
- Глава 3. Экономическое равновесие План
- 3.1 Общее экономическое равновесие
- 3.2 Понятие равновесия и его виды
- 3.3 Определение равновесного состояния экономики: способы и их инструменты
- 3.4 Взгляды основных макроэкономических школ на равновесие
- Сравнительная характеристика взглядов кейнсианства и неоклассиков на условия общего экономического равновесия
- 3.5 Равновесие в открытой экономике
- 3.6 Равновесие в открытой экономике России
- Глава 4. Неравновесие, экономический цикл, безработица и инфляция План
- 4.1 Понятие неравновесия, его виды, структура и российские особенности
- 4.2 Динамика неравновесия и изменение макропоказателей
- 4.3 Виды циклов и их характеристика. Колебания в экономике и их причины
- 4.4 Модели экономического цикла в соответствии с методологией разных макроэкономических школ
- 4.5 Взаимосвязь инфляции и безработицы
- Глава 5. Экономический рост План
- 5.1 Типы, факторы и модели экономического роста
- Экономический рост и структура производства
- 5.2 Инвестиции и источники финансирования
- Ресурсы экономического роста
- Денежно-кредитная система
- Инфляция
- Валютный курс
- 5.3 Бюджетно-налоговая политика
- 5.4 Инновационный потенциал экономического роста
- 5.5 Государственная политика стимулирования экономического роста в трансформирующейся российской экономике
- Перспективы устойчивого экономического роста
- Глава 6. Деньги и их роль в экономической кредитно-денежной политике План
- 6.1 Деньги и понятие ликвидности. Предложение денег
- 6.2 Спрос на деньги. Предложение денег. Равновесие на денежном рынке
- 6.3 Банковская система и денежно-кредитная политика
- Центральный банк России
- Коммерческие банки
- Основные операции российских банков
- 6.4 Понятие, природа и причины инфляции
- Социально-экономические последствия инфляции
- Глава 7. Бюджетные отношения и основы бюджетной политики План
- 7.1 Понятие бюджета. Основные доходы и направления расходов государства.
- Доходы федерального бюджета (% к ввп)
- Экономическая структура расходов федерального бюджета
- 7.2 Основы теории налогов
- 7.3 Кривая Лаффера
- 7.4 Бюджетный дефицит
- 7.5 Бюджетно-налоговая политика
- Глава 8. Стабилизационная экономическая политика в закрытой экономике План
- 8.1 Экономическая политика: содержание, проблемы стабилизации
- 8.2 Выбор моделей макроэкономической политики
- 8.3 Фискальная политика государства
- Глава 9. Открытая экономика и ее макроэкономическая динамика План
- 9.1 Место национальных хозяйств в мировой экономике
- 9.2 Макроэкономическое равновесие в открытой экономике
- 9.3 Валютный курс. Паритет покупательной способности. Меры государственного воздействия
- 9.4 Нетарифные методы регулирования международной торговли
- Глава 10. Макроэкономические проблемы российской экономики План
- 10.1 Характеристика потенциала роста российской экономики
- Сумма прибыли и убытка крупных и средних организаций рф (до 1998 г. – млрд. Руб.), млн. Руб., 1996-2005 гг.
- Темпы изменения ввп России в 1997-2003 гг.16
- Общая потенциальная ценность запасов полезных ископаемых России20
- 10.2 Экономическая политика в условиях открытой экономики со значительным сырьевым сектором
- 10.3 К вопросу о глобализации и альтернативах для России
- Макроэкономика
- 2009 Оглавление
- Пояснительная записка
- Учебно-тематический план
- Программа курса «Макроэкономика»
- Тема 1. Макроэкономика как наука. Основные макроэкономические показатели и агрегаты. Эконометрика макроэкономических величин
- Вопросы и темы рефератов на семинарское занятие:
- Литература
- Тема 2. Совокупный спрос и совокупное предложение: взаимосвязь макроэкономических показателей и моделирование
- Вопросы и темы рефератов на семинарское занятие:
- Литература
- Тема 3. Экономическое равновесие
- Вопросы и темы рефератов на семинарское занятие:
- Литература
- Тема 4. Экономический цикл. Безработица и инфляция
- Вопросы и темы рефератов на семинарское занятие:
- Литература
- Тема 5. Экономический рост
- Вопросы и темы рефератов на семинарское занятие:
- Литература
- Тема 6. Деньги и их роль в экономике. Финансовый рынок. Инфляция
- Вопросы и темы рефератов на семинарское занятие:
- Литература
- Тема 7. Бюджетно-налоговые отношения. Государственный долг
- Вопросы и темы рефератов на семинарское занятие:
- Литература
- Тема 8. Стабилизационная экономическая политика в закрытой экономике
- Вопросы и темы рефератов на семинарское занятие:
- Литература
- Тема 9. Открытая экономика
- Вопросы и темы рефератов на семинарское занятие:
- Литература
- Тема 10. Макроэкономические проблемы российской экономики
- Вопросы и темы рефератов на семинарское занятие:
- Литература
- Задания для самостоятельной работы
- Тема 1. Задание 1. Основные макроэкономические тождества
- Тема 1. Задание 2. Интерпретация кругооборота потоков
- Тема 1. Задание 3. Расчет показателей снс
- Тема 1. Задание 4. Номинальные и реальный ввп. Индексы цен
- Тема 2. Задание 5. Спрос на труд и распределение совокупного дохода
- Тема 2. Задание 6. Предложение труда и аккордный налог на доход
- Тема 2. Задание 7. Предложение труда и «сверхурочные» работы
- Тема 3. Задание 8. Двухпериодная модель межвременного выбора
- Тема 3. Задание 9. Двухпериодная модель межвременного выбора
- Тема 4. Задание 10. Межвременной выбор и ограничения ликвидности
- Тема 6. Задание 14. Функции денег
- Тема 6. Задание 15. Скорость обращения денег
- Тема 6. Задание 16. Предложение денег: денежная масса и денежная база
- Тема 6. Задание 17. Предложение денег: денежная масса и денежная база
- Тема 6. Задание 18. Цена облигации
- Тема 6. Задание 19. Равновесие денежного рынка
- Тема 7. Задание 11. Бюджетный дефицит, ставка процента и счет текущих операций
- Тема 7. Задание 13. Бюджетное ограничение правительства и устойчивая фискальная политика
- Тема 8. Задание 12. Перераспределение доходов, сбережения и счет текущих операций
- 7. Принцип акселерации проявляется в том, что:
- 18. Укажите, какое определение темпа прироста ввп в данном году является правильным. Темп прироста ввп в течение данного года - это выраженное в процентах отношение:
- 19. Укажите, какие виды доходов относятся к доходам государственного бюджета:
- 20. Укажите, какие направления экономической политики государства входят в понятие «бюджетно-финансовая политика». Бюджетно-финансовая политика государства включает:
- 21. Укажите, какие направления экономической политики включает в себя политика экономической стабилизации. Проводимая государством политика экономической стабилизации направлена на то, чтобы:
- 22. Укажите, какое из перечисленных утверждений является правильным. Если происходит повышение налоговой ставки на прибыль, то поступления дохода в государственный бюджет:
- 23. Укажите, какое определение государственного долга является правильным. Государственный долг - это:
- 24. Государство является должником:
- 25. Укажите, в чем проявляется международное разделение труда. Международное разделение труда означает, что:
- 26. В приведенной ниже таблице представлены данные об объемах производства сукна и вина в двух странах - а и б (используется только один ресурс – труд):
- 27. Если между двумя странами, о которых шла речь в тесте 62, начнется взаимная торговля, то можно предположить, что страна б будет: