1. Способ цепной подстановки
Используется во всех типах детерминированных факторных моделей: аддитивных, мультипликативных, кратных и смешанных.
Подстановкой называется замена базисной величины (плановой или фактической за прошлые периоды) каждого факторного показателя в составе результативного на фактическую в отчетном периоде. В результате такой замены рассчитывается один или несколько условных результативных показателей, называемых еще подстановками. Данный условный показатель сравнивается с плановым (базовым) или другим условным результативным показателем. Результат сравнения показывает величину влияния измененного фактора, так как остальные должны быть взяты неизменными.
Следует знать правила применения данного приема.
1. Определяется результативный и факторные показатели.
2. Создается исходная и развитая модель факторной системы. Определяется ее тип.
3. Факторные показатели классифицируются на количественные и качественные, главные и второстепенные.
4. Определяется общее количество используемых для расчета результативных показателей. Оно равно количеству факторов .
5. Определяется количество условных результативных показателей. Оно равно количеству факторов .
6. При расчете условных результативных показателей в начале заменяются количественные факторы, а потом качественные. Если имеется несколько количественных или качественных факторов, то сначала заменяются главные, а затем второстепенные, зависящие от них.
7.Для правильного определения направления влияния фактора (+,–) надо из результативного показателя, в котором рассчитываемый фактор взят при фактических условиях, вычесть результативный показатель, в котором он взят при плановых условиях.
Рассмотрим алгоритмы и последовательность расчетов для различных типов модели.
Обозначим: результативный показатель – ; факторные показатели: а,b,c; из них: а – главный количественный; b – количественный, зависящий от а; c – качественный.
Исходная мультипликативная модель: .
Поскольку надо рассчитать влияние 3‑х факторов, используются 4 результативных показателя, из них 2 условных.
Плановый результативный показатель
или ;
Первый условный результативный показатель (первая подстановка):
или ;
Второй условный результативный показатель (вторая подстановка):
или ;
Фактический результативный показатель:
или .
Общее (абсолютное) отклонение результативного показателя
или
.
Общее (абсолютное) отклонение результативного показателя за счет изменения факторов a, b, c.
или ;
или ;
или .
Алгебраическая сумма влияния факторов должна быть равна общему приросту результативного показателя или . Отсутствие такого равенства свидетельствует о допущенных ошибках в расчетах.
Кратные модели: ;
; ;
; ;
; ;
.
Cмешанные модели: ; ;
; | ; |
; | ; |
; | ; |
; | ; |
; | ; |
; | ; |
; ; | ; . |
Аналогичным образом рассчитывают влияние факторов и по другим моделям смешанного типа.
- 1. Предмет, объект и содержание экономического анализа. Цель и задачи. Информационная база экономического анализа.
- 2. Классификация видов экономического анализа, как база обоснованности и принятия управленческих решений. История и перспективы развития экономического анализа
- 3. Сущность комплексного экономического анализа. Виды. Отличие и взаимосвязь финансового и управленческого анализа.
- 4. Способы измерения влияния факторов в детерминированном факторном анализе. Сущность элиминирования факторов
- 1. Способ цепной подстановки
- 2. Индексный метод
- 3. Способ абсолютных разниц
- 4. Способ относительных разниц
- 5. Способ пропорционального деления или долевого участия
- 6. Интегральный способ
- 7. Способ логарифмирования
- 5. Анализ в системе маркетинга. Этапы маркетингового исследования. Стратегии ценообразования.
- 6. Функционально-стоимостной анализ. Экономико-математическое моделирование как способ изучения и оценки хозяйственной деятельности
- 7. Анализ производства и реализации продукции. Валовая и товарная продукция.
- 8. Анализ ассортимента и структуры и качества произведенной продукции.
- 9. Анализ ритмичности производства. Анализ выполнения договорных обязательств и реализации продукции.
- 10. Анализ технико-организационного уровня производства. Анализ технической оснащенности производства, возрастного состава основных фондов
- 11. Анализ использования производственных фондов предприятия.
- 12. Анализ трудовых ресурсов предприятия. Основные задачи.
- 13. Анализ использования рабочего времени, производительности труда, эффективности трудозатрат.
- 14. Анализ показателей трудовых ресурсов и расходов на оплату труда.
- 15. Анализ материальных ресурсов предприятия. Повышение эффективности использования материалов.
- 16. Показатели затрат и себестоимости продукции, методика их расчета.
- 17. Анализ себестоимости продукции. Особенности анализа прямых, постоянных и переменных затрат. Основные направления анализа себестоимости продукции.
- 18. Прибыль как показатель эффекта хозяйственной деятельности. Формирование и расчет показателей прибыли.
- 19. Факторный анализ прибыли от реализации продукции.
- 20. Маржинальный анализ. Экономический расчет порога рентабельности продаж и запаса финансовой прочности.
- 21. Показатели рентабельности и методы их расчета.
- Где оСсрг – среднегодовая стоимость основных средств.
- 22. Сущность и факторы финансового состояния предприятия. Анализ состава, структуры и динамики источников формирования имущества предприятия.
- 23. Оценка структуры собственного и заемного капитала. Порядок расчета чистых активов и методика их анализа.
- Раздел III пассивной части баланса «Капитал и резервы» объединяет собственные источники организации и состоит из статей:
- Раздел IV «Долгосрочные обязательства» содержит статьи:
- Раздел V «Краткосрочные обязательства» состоит из статей:
- 24. Показатели оценки прибыльности хозяйственной деятельности и эффективности управления производством.
- 25. Анализ деловой активности предприятия. Анализ дебиторской и кредиторской задолженности.
- 26. Анализ и оценка платежеспособности организации.
- Коэффициент абсолютной ликвидности:
- Коэффициент срочной ликвидности:
- Коэффициент текущей ликвидности:
- 27. Основные показатели оценки финансовой устойчивости организации
- 28. Диагностика кризисного состояния предприятия. Основные критерии оценки и показатели.
- 29. Бизнес-план и роль анализа в разработке основных показателей становления и развития бизнеса.
- 30. Гибкая и жесткая смета расходов. Анализ выполнения бюджета по жесткой и гибкой смете расходов.