11.2. Построение современной логистической системы в стране
По мере продвижения процесса глобализации человеческий потенциал любого общества становится важнейшим ресурсом, который не имеет никаких способов замещения. Вложения в человека становятся не необходимыми издержками, а самыми эффективными инвестициями. В странах с нехваткой природных ресурсов инвестиции в человеческий потенциал являются особенно важными с точки зрения политического и экономического развития этих государств и, как следствие, их общего развития. Логистика является одним из видов деятельности, которая при минимальных ресурсах дает странам с выгодным географическим положением значительные доходы.
За рубежом логистика давно стала практическим инструментом бизнеса. С логистическими системами связано получение 20-30% валового национального продукта ведущих промышленно развитых стран. Как показывает зарубежный опыт, сокращение на 1% логических издержек эквивалентно увеличению объема продаж фирмы на 10%, поэтому, по нашему мнению, для Беларуси формирование и развитие логистических производственных, торговых, транспортных и информационных систем имеет чрезвычайную важность, так как позволит ускорить интеграцию нашей страны в мировое экономическое и информационное пространство. При этом можно будет осуществлять эффективное взаимодействие разрабатываемых отечественных макрологических систем с международными логическими программами и проектами - такими, например, как программа ООН TradePoints, программа стран Балтийского региона TEDIM, ряд программ и проектов TACIS, программа Европейской комиссии по транспорту и логистике «Северный путь» и т.д.
Логистические транспортные центры начали создаваться еще в начале 80-х годов прошлого века. К примеру, в Европе создана Система европейских интермодальных (смешанных) перевозок, в Польше ее оператором выступает компания «Polkombi», учредителями которой являются Польские железные дороги, Польское балтийское пароходство, Польские океанические линии, порт Щецин. Литва уже приступила к созданию 2 транспортно- логистических центров, в последние годы в Украине и России также активно ведутся работы по внедрению логистических технологий смешанных перевозок. В этой связи, по нашему мнению, Республика Беларусь имеет реальный шанс стать одним из ведущих центрально-европейских государств в этой отрасли, если грамотно использует преимущество своего месторасположения, а также создаст эффектную сеть транспортного логистического сервиса международного уровня и станет участником логистической системы Европы. Нам представляется также важной работа по формированию региональных логистических центров в местах пересечения транспортных путей и недалеко от крупных потребителей или производителей товаров и услуг, какими являются сегодня в Беларуси свободные экономические зоны.
Региональные логистические центры обычно называют «мультимедийными грузовыми терминалами». В отличие от логистических центров фирм это обычно крупные хорошо оснащенные предприятия, предназначенные для оказания логистических услуг другим фирмам на коммерческой основе. Такие логистические центры обычно специализируются на массовой переработке грузов и оказании сопутствующих услуг, при этом за счет массовости операций себестоимость их деятельности получается невысокой, следовательно, и тарифы на них вполне приемлемы для потребителей логистических услуг. Региональные логистические центры более перспективны, чем центры отдельных фирм, через них проходят большие объемы информации и осуществляется управление ею, оптимизация информационных потоков дает больший (нежели в отдельных фирмах) экономический эффект. Значительное внимание уделяется здесь работе по защите конфиденциальной информации от утечки при размещении ее в едином информационно-аналитическом центре. При этом субъекты хозяйствования, полностью ориентирующиеся на использование услуг региональных логистических центров, обычно сохраняют и свои достаточно небольшие информационно-логистические подразделения, которые используются в основном для оперативной связи с региональными логистическими центрами и анализа получаемой от них информации и постановки новых задач.
В странах СНГ до сих пор во многом сохраняется восприятие логистики как экзотического термина. Однако уже существенный спрос на специалистов в области логистики показывает для предприятий Республики Беларусь ближайшую зону правильного развития внутренних организационных структур, где обязательно должно быть отведено место не просто функции логистики, а подразделению логистики.
Логистическая система в общем определении имеет своей целью обеспечение доставки товаров и продуктов производства в нужном количестве, в нужное время, в требуемое место с минимальным уровнем издержек.
Миссией логистики является качественное удовлетворение спроса клиентуры на товар при наименьших затратах, связанных с функцией планирования системы: транспорт - склад - запасы. Проектирование, создание, структурирование и развитие современной логистической системы на предприятии для максимально эффективной организации движения материальных и информационных ресурсов является одной из важных целей и задач менеджмента.
Логистическая концепция организации производства включает в себя следующие основные положения:
- отказ от избыточных запасов;
- отказ от завышенного времени на выполнение основных и транспортно-складских операций;
- отказ от изготовления серий деталей, на которые нет заказа покупателей;
- устранение простоев оборудования;
- обязательное устранение брака;
- устранение нерациональных внутрипроизводственных перевозок;
- превращение поставщиков из противостоящей стороны в доброжелательных партнеров.
В отличие от производственной логистики традиционная концепция организации производства предполагает:
- не останавливать основное оборудование и поддерживать во что бы то ни стало высокий коэффициент его использования;
- изготавливать продукцию как можно более крупными партиями;
- иметь максимально большой запас материальных ресурсов.
Задачи производственной логистики отражают организацию управления материальными и информационными потоками как внутри логистической системы, так и в рамках процесса производства.
В свою очередь, логистическая система включает в себя следующие элементы:
- транспортировка;
- складирование и хранение;
- погрузочно-разгрузочные операции;
- упаковка и маркировка;
- управление производственными запасами;
- документальное оформление перемещаемых товаров.
Логистическая система является абсолютно интегрированной в системы финансов, менеджмента, производства, снабжения и сбыта, а также маркетинга на компании. Эффективные логистические решения, реализуемые квалифицированным персоналом, позволяют в должной степени заботиться о конкурентных преимуществах компании - в области ценового лидерства, качественного отличия от конкурентов.
Благодаря использованию логистики экономится время, снижаются расходы на приобретение, доставку, хранение, переработку, распределение, реализацию и техническое обслуживание товаров.
Логистика помогает работать без складов, т.е. реализовать концепцию производства с нулевым запасом. Принцип «точно вовремя», или «точно в срок» («Just in time») предъявляет высокие требования к работе транспорта, так как сырье, материалы, комплектующие изделия, полуфабрикаты и т.д. должны пройти соответствующий контроль качества и иметься в необходимом количестве, в нужном месте, в нужное время (точность на автоматизированных предприятиях с компьютерной системой управления исчисляется в долях секунды).
Наиболее полно принцип «ЛТ» воплотился в системе «Канбан» и в других тянущих системах, а также в системах, являющихся комбинацией тянущих и толкающих. Все они функционируют на основе метода быстрого реагирования. Система «Канбан» - тянущая система организации производства и снабжения, позволяющая реализовать принцип «точно вовремя». Разработана и впервые в мире реализована фирмой «Тойота» (Япония). В основе организации производства фирмы «Тойота» лежит годовой план производства и сбыта автомобилей, на базе которого составляются месячные и оперативные планы среднесуточного выпуска на каждом участке. Последние планы основаны на прогнозировании покупательского спроса (период упреждения -1 и 3 мес). Суточные графики производства составляются только для главного сборочного конвейера. Для цехов и участков, обслуживающих главный конвейер, графики производства не составляются (им устанавливаются лишь ориентировочные месячные объемы производства). В этом -одно из важнейших отличий «Kanban» от системы МРП, в которой каждый участок и цех получают централизованно подготовленный график производства.
При работе по системе «Kanban» производство постоянно находится в состоянии настройки, идет его юстировка под изменение рыночной конъюнктуры. Система «Kanban» предполагает специфический подход к выбору и оцениванию поставщиков, основанный на работе с узким кругом поставщиков, отбираемых по их способности гарантировать поставку «точно вовремя» комплектующих изделий высокого качества. При этом количество поставщиков сокращается в два и более раз, а с оставшимися поставщиками устанавливаются длительные хозяйственные связи. Головная фирма оказывает поставщикам помощь, направленную, в первую очередь на повышение качества поставляемой ими продукции. Внедрение системы «Kanban» предполагает также применение системы всестороннего управления качеством, автономного контроля качества продукции, комплексной системы обеспечения высококачественной работы оборудования, распространение кружков качества. Многие российские и западные специалисты считают, что высокая конкурентоспособность японской промышленной продукции, в первую очередь, обусловлена применением идей и методов системы «Kanban». Система используется также такими известными фирмами, как «Дженерал моторс» (США), «Рено» (Франция) и др. Анализ опыта ряда фирм Западной Европы, внедривших систему «Kanban», показывает, что она дает возможность уменьшить запасы производственные на 50 %, запасы товарные - на 8 % при значительном ускорении оборачиваемости оборотных средств и повышении качества продукции. Внедрение «Kanban» за пределами Японии, однако, может наталкиваться на серьезные трудности, начиная от более низкой дисциплины поставок и кончая территориальной разобщенностью поставщиков и потребителей. По этим причинам большинство фирм используют отдельные элементы системы «Kanban», часто в комбинации с распространенными на Западе системами - МРП, МРП-2 и др.
Для развития рыночных отношений в РБ становятся актуальными процессы интеграции маркетинга и логистики, которые образуют взаимодействия двух концепций руководства. Взаимодействие маркетинга как концепции управления, ориентированной на рынок, и логистики - как концепции управления, ориентированной на поток, создает возможности повышения материальной и информационной полезности ценности продукта, оцениваемых покупателем или клиентом. Такая интеграция создает основы для выделения в общей структуре логистики так называемой маркетинговой логистики, которая обеспечивает клиента широкими возможностями распоряжаться продукцией. Назрела необходимость ввести в научный и практический обиход понятие «маркетинговое или таргетинговое управление на основе логистики».
Задачи, возникающие в логистических целях, постоянно усложняются, и для их решения широко используется на сегодняшний день математический аппарат теории запасов, теории вероятностей, теории массового обслуживания и других теорий, а также методы линейного программирования, имитационного моделирования, оптимизации и т.д.
Большое влияние на развитие производственных логических систем в Республике Беларусь оказывают такие факторы, как реструктуризация и углубление специализации в экономике. Среди предпосылок организационно-экономического плана, влияющих на формирование производственных логических систем в Республике Беларусь, необходимо выделить приватизацию, способствующую, с одной стороны, усилению конкуренции, с другой - развитию интеграционных процессов организационных структур бизнеса, увеличению количества и изменению отношений между производителями продукции (услуг) и посредниками в бизнесе. Для формирования глобальных логистических систем необходима сбалансированная структурная политика, широкое участие в международном разделении труда при условии защиты отечественных производителей от интервенции импортных товаров, усиление индикативного управления внешнеэкономической деятельностью, рациональная лицензионная и сертификационная деятельность, таможенная, тарифная и налоговая политика.
Для Республики Беларусь формирование и развитие производственных, торговых, транспортных и информационных логистических систем имеет первостепенное значение, так как позволит ускорить интеграцию нашей страны в мировое экономическое и информационное пространство.
Между тем в последние 20 лет развивающаяся практика планирования и управления требует нового осмысления приоритетов и ориентиров самого процесса управления, ломает сложившуюся практику организации производства. Усиливающееся конкурентное давление на развитых рынках требует повышенного внимания производителей к качеству продукции, использованию новых материалов и технологий, гибкости и скорости реакции на изменения окружающей среды, индивидуализации предложения товаров и услуг.
Основой стратегического управления становится акцент на достижение устойчивого конкурентного преимущества, которое поддерживается и развивается благодаря интегрированному взаимодействию самостоятельных бизнес - единиц. На первый план выходит управление процессами, а не отдельными функциями, что, в свою очередь, ставит задачу формирования коллективного конкурентного преимущества перед всеми участниками рыночного взаимодействия.
Диверсификация и специализация производства привели к тому, что каждое предприятие стало выпускать небольшой ассортимент продукции, которая часто являлась полуфабрикатом для других предприятий и производств.
В мире приоритетным направлением становится развитие сетевой организации бизнеса, в основе которой лежит рассмотрение фирмы не как автономного хозяйственного звена, а как субъекта хозяйственных связей партнера в сети (системе) взаимодействующих на рынке организаций.
Начали проявляться и углубляться кооперативные связи предприятий. При этом каждое из предприятий достигает необходимых размеров концентрации производства. Кооперация производства- это установление длительных производственных связей между предприятиями, каждое из которых сосредоточивается на производстве отдельных частей единого изделия.
Мировой опыт показывает, что кооперация труда и производства-объективный исторический процесс, который присущ всем способам производства, странам с любым социально-экономическим строем. В кооперации производства объединяются, материализуются передовые идеи, достижения в отраслях фундаментальной науки, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах (НИОКР), производственных, конструкторских, управленческих и информационных технологиях.
Кооперация в современном мире становится воспроизводственной базой социально-экономического и научно-технического прогресса стран мира, сердцевиной мирохозяйственных процессов, региональной экономической интеграции, транснационализации (производства, НИОКР, информационно-финансовой сферы и т.п.), международного промышленного сотрудничества, глобализации мировой экономики. Эта форма взаимодействия стала ускорителем структурной перестройки промышленности, ее отраслевых и межведомственных комплексов на новой технологической основе, в том числе на основе широкого применения электронных и информационных технологий.
Республика Беларусь пока не включена в ряды мировых производителей, но данные процессы идут. Необходимо реструкгуризи-ровагь крупные и средние производственные предприятия, которых на начало 2003 в года в республике насчитывалось около 1900, что вызовет увеличение потока производственной кооперации в десятки раз как внутри страны, так и межгосударственном пространстве.
Должны быть созданы логистические центры, которые могли бы обеспечить эффективность внутриреспубликанского и межгосударственного товарообмена, сфокусировать товарно-материальные потоки.
При этом будут решены следующие задачи:
- стирание границ между областными и республиканскими административно-территориальными образованиями;
- повышение эффективности производственной кооперации;
- предоставление органам власти достоверной информации и прогнозов о внутриреспубликанских и транзитных грузопотоках и участниках транспортно-логистической деятельности для принятия эффективных управленческих решений;
- проведение единой инвестиционной и экономической политики в области транспортно-логистического сервиса, развитие инфраструктуры транспортной системы республики;
- рациональное государственное регулирование рынка транспортно-логистического сервиса за счет сертификации, квотирования, лицензирования, таможенных, финансовых и других рычагов воздействия на логистических посредников;
- развитие внешнеэкономических связей за счет привлечения иностранных инвестиций и партнеров в формируемую логистическую систему и обеспечение высокого уровня транспортно-логистического обслуживания экспортно-импортных операций в соответствии с мировыми стандартами.
Необходимо отработать механизмы взаимодействия субъектов хозяйствования с логистическими центрами. Эта работа должна осуществляться в тесной увязке с банковскими структурами, таможенными и налоговыми органами, должна быть создана соответствующая правовая база.
Ключевую роль в функционировании производственных микрологических систем играет информационная поддержка, которую необходимо рассматривать в трех аспектах: территориальном, отраслевом и межрегиональном (международном). С территориальных позиций информационное обеспечение функционирования производственно-логической системы является элементом телекоммуникационной среды республики, что выдвигает требования совместимости с другими элементами этой среды, вызывает необходимость обработки разнородной информации в интересах ее отдельных территорий. Отраслевой аспект предполагает рассматривать информационную поддержку как важную составляющую часть управления определенным видом транспорта в регионе или отдельными предприятиями. Проблема состоит в рациональном совмещении информационных ресурсов региона и вида транспорта во имя общих интересов. Наконец, транспортно-логистическая система республики - элемент республиканской и международной транспортной системы. Эффективное использование ее способствует социально-экономическому развитию территорий, интеграции Республики Беларусь в экономическое пространство Европейского сообщества и в то же время требует соблюдения единых подходов к информатизации в области производственной, транспортной логистики, торговли, банковских, страховых и таможенных операций.
Наилучшее разрешение всех этих проблем возможно в условиях организации обмена информацией, построенных на мировых стандартах и протоколах, согласованных документообороте и нормативно-правовой базе. Такие требования могут быть выполнены только в условиях создания в республике единого информационного пространства. Информационное пространство представляет собой информационную инфраструктуру, включающую телекоммуникационную, программно-техническую, информационную и организационно-экономическую среду с соответствующими структурами и установленными между ними отношениями, закрепленными законодательными и нормативными актами. Существование такого пространства (при использовании современных средств телекоммуникации и мощных средств интеллектуальной поддержки) обеспечит в его рамках эффективную деятельность органов управления как территорий, так и производственных предприятий.
Сегодня инвестиции в информационные технологии предприятий дают больший экономический эффект, чем инвестиции непосредственно в производство. Эффективная автоматизация всех этапов производственной деятельности предприятия возможна только на основе единых сред - методической, организационной и информационной.
Реализация концепции CALS (Continuos Acquisition and Life-Cycle Support) позволит решить задачу создания единой информационной среды. Применение CALS-технологий позволит совершенствовать деятельность в области разнородных процессов, осуществлять информационную поддержку и управлять всеми этапами жизненного цикла продуктов, интегрировать предприятия-участники жизненного цикла продуктов.
В Беларуси проводится определенная работа. Так, например, исследовательская группа логистики Брестского университета сейчас занимается разработкой проекта Программы по созданию региональной логистической терминальной системы обслуживания грузовладельцев. Предполагается, что это будет сеть грузовых терминалов, деятельность которых будет координироваться региональным логистическим центром. Есть предложение, чтобы головным в системе грузовых терминалов Брестчины стал комплекс «Брестгрузавтосервис», который расположен вблизи Бреста, информационное обеспечение программными продуктами при этом осуществит НИИ БрГУ. И это абсолютно логично. Брест является не только одним из самых больших в Беларуси грузоотправителей и грузополучателей, но и одним из самым крупных узлов автомобильных и железнодорожных коммуникаций. Кроме этого, данная площадка «Брестгрузавтосервис» размером более 50 га находится вблизи границы территории свободной экономической зоны «Брест», что позволяет минимизировать затраты при строительстве комплекса и его эксплуатации. Создание логистического центра (ЛЦ) «Брест» полностью совпадает с концепцией и генеральным планом развития СЭЗ «Брест». Администрация СЭЗ «Брест» может выступить здесь инициатором продвижения и реализации данного проекта. Планы создания ЛЦ «Брест» следует согласовать с Минтрансом, с проектными и эксплуатационными организациями, службами санитарного и экологического надзора. При этом строительство комплекса на данной территории имеет реальное преимущество: рядом граница с Евросоюзом. В качестве основных источников финансирования создания транспортного комплекса рассматриваются отечественные и иностранные инвестиции. Генеральному исполнителю будет предоставлена возможность самостоятельно решать вопросы, связанные с разработкой инвестиционного проекта, выбором партнеров, кредиторов, специалистов, привлечением современных технологий, а по окончании строительства - вопросы продажи объектов или их эксплуатации. Возможно привлечение нескольких равноправных инвесторов - в этом случае они могут создать холдинг или концерн. Пока некоторые белорусские транспортные компании настороженно относятся к подобным масштабным проектам и внедрению логистических инноваций. Однако перспективно мыслящие руководители интуитивно чувствуют потенциал логистики в плане получения конкурентных преимуществ для своего бизнеса.
Таким образом, учитывая, что главная цель логистической терминальной системы - повышение конкурентоспособности белорусских перевозчиков на внутреннем и внешнем рынках транспортных услуг, обеспечение своевременности и качества доставки грузов «от двери к двери» создаваемый логистический центр предложит оптимальные транспортные схемы грузоперевозок. При необходимости в них будут задействованы разные виды транспорта - авиа-, авто- и железнодорожный транспорт - в наиболее выгодном их сочетании. Планируется создание международной базы данных с характеристиками условий транспортировки грузов внутри страны и за рубежом.
В последнее время многие международные перевозчики вынуждены объезжать Беларусь, так как в нашей стране не создана система транспортных логистических услуг европейского уровня. И если в ближайшее время мы не реализуем эти проекты, Беларусь просто обойдут стороной. Наши ближайшие соседи - Россия, Украина и Литва уже сейчас активно работают в этом направлении. Брест является узлом, в котором сфокусированы проблемы логистических систем. Разрешение проблем происходит через функционирование конкретных транспортных фирм, расположившихся на территории Бреста и Брестского района. Эти фирмы используют уже существующие в Западной и Восточной Европе логистические системы и включены в их цепи поставок иногда случайно. Поэтому такая работа осуществляется на уровне привычек стереотипов мышления и некоторых примеров с Запада. По нашему мнению, деятельность таких фирм должна происходить в рамках правильно разработанной и сформулированной, с точки зрения теоретических основ, а также эффективно функционирующей внутренней системы логистики на основе современных информационных технологий.
- 3. Оглавление
- 1.2 Классификация предприятия
- 1.3 Жизненный цикл и этапы развития предприятия
- 1.4 Наукоемкое производство как фактор интенсивного развития экономики
- 1.5 Место и роль малых предприятий в системе национальной экономики
- Глава 2. Внешняя среда и условия успешной деятельности предприятия
- 2.1 Теоретические основы трансформации экономики
- 2.2 Монетарные факторы функционирования реальной экономики
- 2.3. Создание конкурентной среды. Институциональная политика государства
- 2.4. Собственность и деятельность предприятия
- 2.5. Структурная политика государства
- Глава 3. Экономические ресурсы предприятия и эффективность их использования
- 3.1. Основные средства и эффективность их использования
- 3.2. Лизинг как форма обновления основных средств. Оценка эффективности лизинга
- 3.3. Оборотные средства предприятия и их эффективность
- 3.4. Нематериальные активы предприятия
- Глава 4. Планирование предприятия
- 4.1. Сущность, цели и принципы планирования
- 4.2. Методы планирования
- 4.3. Виды планирования
- Раздел 1. Содержание и целевые установки деятельности компании. Излагаются предназначение и стратегическая цель деятельности компании, масштабы и сфера деятельности, тактические цели и задачи.
- Раздел 2. Прогнозы и ориентиры. Приводятся прогнозы экономической ситуации на рынках капиталов, продукции и труда, намеченные перспективные ориентиры по основным показателям.
- Раздел 3. Специализированные планы и прогнозы:
- 4.4 Бизнес-план: сущность, виды, структура
- Глава 5. Персонал предприятия и современные формы мотивации труда
- 5.1. Человеческий фактор в современном производстве. Коллективные методы управления. Концепция развития социальной сферы
- 5.2. Производительность труда и её влияние на экономику предприятия
- 5.3. Современные экономические стимулы мотивации труда
- 5.4. Зарубежный опыт организации оплаты труда
- Глава 6. Управление затратами производства и ценообразованием
- 6.1. Характеристика себестоимости продукции как фактора повышения её конкурентоспособности
- 6.2. Классификация затрат на производство продукции (работ, услуг)
- 6.3. Формирование новых подходов к управлению затратами
- 6.4. Ценообразование в экономическом механизме предприятия
- Глава 7. Инновационно-инвестиционная активность предприятий как условие их экономического развития
- 7.1. Сущность и виды инноваций
- 7.2 Инновационный потенциал конкурентоспособности промышленных предприятий
- 7.3. Стимулирование инновационной деятельности
- 7.4. Инвестиции и инвестиционная деятельность предприятия
- 7.5. Оценка экономической эффективности проекта
- Глава 8. Результативность деятельности предприятия
- 8.1. Сущность, виды дохода и прибыли предприятия
- 8.2. Формирование и распределение прибыли предприятия
- 8.3. Показатели рентабельности и методика их расчета
- 8.4. Пути повышения прибыли и рентабельности
- Глава 9. Производственная деятельность предприятия
- 9.1. Принципы рациональной организации производственных процессов
- 9.3. Особенности организации основного
- Глава 10. Адаптация предприятий к рыночным условиям хозяйствования
- 10.1. Реструктуризация отечественных предприятий как необходимое условие рыночной адаптации
- 10.1. Реинжиниринг бизнес-процессов предприятия как действенная технология реструктуризации
- 1. Анализ
- 2. Перепроектирование
- 3. Реализация
- 10.3. Переход на мировые стандарты качества - непременное условие вхождения в мировое разделение труда
- 10.4. Переход на мировые цены как стратегическая составляющая конкурентоспособности предприятия
- Глава 11. Построение современной
- 11.1. Кооперирование и специализация в промышленности
- 11.2. Построение современной логистической системы в стране
- 11.3. Комбинирование и концентрация в промышленности
- 11.4. Создание гибких производственных систем предприятия
- 11.5. Сетевые структуры управления
- 10.6. Концепция «подвижного» и «виртуального» производства
- 10.7. Саls –технологии