logo search
эк

11.2. Построение современной логистической системы в стране

По мере продвижения процесса глобализации человеческий потенциал любого общества становится важнейшим ресурсом, который не имеет никаких способов замещения. Вложения в че­ловека становятся не необходимыми издержками, а самыми эф­фективными инвестициями. В странах с нехваткой природных ресурсов инвестиции в человеческий потенциал являются особен­но важными с точки зрения политического и экономического раз­вития этих государств и, как следствие, их общего развития. Ло­гистика является одним из видов деятельности, которая при минимальных ресурсах дает странам с выгодным географичес­ким положением значительные доходы.

За рубежом логистика давно стала практическим инстру­ментом бизнеса. С логистическими системами связано получение 20-30% валового национального продукта ведущих промышленно развитых стран. Как показывает зарубежный опыт, сокраще­ние на 1% логических издержек эквивалентно увеличению объе­ма продаж фирмы на 10%, поэтому, по нашему мнению, для Беларуси формирование и развитие логистических производствен­ных, торговых, транспортных и информационных систем имеет чрезвычайную важность, так как позволит ускорить интеграцию нашей страны в мировое экономическое и информационное про­странство. При этом можно будет осуществлять эффективное вза­имодействие разрабатываемых отечественных макрологических систем с международными логическими программами и проектами - такими, например, как программа ООН TradePoints, про­грамма стран Балтийского региона TEDIM, ряд программ и про­ектов TACIS, программа Европейской комиссии по транспорту и логистике «Северный путь» и т.д.

Логистические транспортные центры начали создаваться еще в начале 80-х годов прошлого века. К примеру, в Европе со­здана Система европейских интермодальных (смешанных) пере­возок, в Польше ее оператором выступает компания «Polkombi», учредителями которой являются Польские железные дороги, Польское балтийское пароходство, Польские океанические линии, порт Щецин. Литва уже приступила к созданию 2 транспортно- логистических центров, в последние годы в Украине и России так­же активно ведутся работы по внедрению логистических техно­логий смешанных перевозок. В этой связи, по нашему мнению, Республика Беларусь имеет реальный шанс стать одним из веду­щих центрально-европейских государств в этой отрасли, если гра­мотно использует преимущество своего месторасположения, а также создаст эффектную сеть транспортного логистического сер­виса международного уровня и станет участником логистической системы Европы. Нам представляется также важной работа по формированию региональных логистических центров в местах пересечения транспортных путей и недалеко от крупных потре­бителей или производителей товаров и услуг, какими являются сегодня в Беларуси свободные экономические зоны.

Региональные логистические центры обычно называют «мультимедийными грузовыми терминалами». В отличие от ло­гистических центров фирм это обычно крупные хорошо оснащен­ные предприятия, предназначенные для оказания логистических услуг другим фирмам на коммерческой основе. Такие логисти­ческие центры обычно специализируются на массовой переработ­ке грузов и оказании сопутствующих услуг, при этом за счет мас­совости операций себестоимость их деятельности получается невысокой, следовательно, и тарифы на них вполне приемлемы для потребителей логистических услуг. Региональные логистичес­кие центры более перспективны, чем центры отдельных фирм, через них проходят большие объемы информации и осуществля­ется управление ею, оптимизация информационных потоков дает больший (нежели в отдельных фирмах) экономический эффект. Значительное внимание уделяется здесь работе по защите конфи­денциальной информации от утечки при размещении ее в едином информационно-аналитическом центре. При этом субъекты хозяй­ствования, полностью ориентирующиеся на использование услуг региональных логистических центров, обычно сохраняют и свои достаточно небольшие информационно-логистические подразде­ления, которые используются в основном для оперативной связи с региональными логистическими центрами и анализа получае­мой от них информации и постановки новых задач.

В странах СНГ до сих пор во многом сохраняется восприя­тие логистики как экзотического термина. Однако уже существен­ный спрос на специалистов в области логистики показывает для предприятий Республики Беларусь ближайшую зону правильно­го развития внутренних организационных структур, где обязатель­но должно быть отведено место не просто функции логистики, а подразделению логистики.

Логистическая система в общем определении имеет своей целью обеспечение доставки товаров и продуктов производства в нужном количестве, в нужное время, в требуемое место с мини­мальным уровнем издержек.

Миссией логистики является качественное удовлетворение спроса клиентуры на товар при наименьших затратах, связанных с функцией планирования системы: транспорт - склад - запасы. Проектирование, создание, структурирование и развитие современной логистической системы на предприятии для максималь­но эффективной организации движения материальных и информационных ресурсов является одной из важных целей и задач менеджмента.

Логистическая концепция организации производства вклю­чает в себя следующие основные положения:

- отказ от избыточных запасов;

- отказ от завышенного времени на выполнение основных и транспортно-складских операций;

- отказ от изготовления серий деталей, на которые нет зака­за покупателей;

- устранение простоев оборудования;

- обязательное устранение брака;

- устранение нерациональных внутрипроизводственных пе­ревозок;

- превращение поставщиков из противостоящей стороны в доброжелательных партнеров.

В отличие от производственной логистики традиционная концепция организации производства предполагает:

- не останавливать основное оборудование и поддерживать во что бы то ни стало высокий коэффициент его использования;

- изготавливать продукцию как можно более крупными партиями;

- иметь максимально большой запас материальных ресурсов.

Задачи производственной логистики отражают организацию управления материальными и информационными потоками как внут­ри логистической системы, так и в рамках процесса производства.

В свою очередь, логистическая система включает в себя сле­дующие элементы:

- транспортировка;

- складирование и хранение;

- погрузочно-разгрузочные операции;

- упаковка и маркировка;

- управление производственными запасами;

- документальное оформление перемещаемых товаров.

Логистическая система является абсолютно интегрирован­ной в системы финансов, менеджмента, производства, снабжения и сбыта, а также маркетинга на компании. Эффективные логисти­ческие решения, реализуемые квалифицированным персоналом, позволяют в должной степени заботиться о конкурентных преимуществах компании - в области ценового лидерства, качественного отличия от конкурентов.

Благодаря использованию логистики экономится время, снижаются расходы на приобретение, доставку, хранение, переработку, распределение, реализацию и техническое обслуживание товаров.

Логистика помогает работать без складов, т.е. реализовать концепцию производства с нулевым запасом. Принцип «точно вовремя», или «точно в срок» («Just in time») предъявляет высо­кие требования к работе транспорта, так как сырье, материалы, комплектующие изделия, полуфабрикаты и т.д. должны пройти соответствующий контроль качества и иметься в необходимом количестве, в нужном месте, в нужное время (точность на автома­тизированных предприятиях с компьютерной системой управле­ния исчисляется в долях секунды).

Наиболее полно принцип «ЛТ» воплотился в системе «Канбан» и в других тянущих системах, а также в системах, явля­ющихся комбинацией тянущих и толкающих. Все они функцио­нируют на основе метода быстрого реагирования. Система «Канбан» - тянущая система организации производства и снаб­жения, позволяющая реализовать принцип «точно вовремя». Разработана и впервые в мире реализована фирмой «Тойота» (Япония). В основе организации производства фирмы «Тойота» лежит годовой план производства и сбыта автомобилей, на базе которо­го составляются месячные и оперативные планы среднесуточно­го выпуска на каждом участке. Последние планы основаны на прогнозировании покупательского спроса (период упреждения -1 и 3 мес). Суточные графики производства составляются только для главного сборочного конвейера. Для цехов и участков, обслу­живающих главный конвейер, графики производства не составля­ются (им устанавливаются лишь ориентировочные месячные объе­мы производства). В этом -одно из важнейших отличий «Kanban» от системы МРП, в которой каждый участок и цех получают цен­трализованно подготовленный график производства.

При работе по системе «Kanban» производство постоянно находится в состоянии настройки, идет его юстировка под изме­нение рыночной конъюнктуры. Система «Kanban» предполагает специфический подход к выбору и оцениванию поставщиков, ос­нованный на работе с узким кругом поставщиков, отбираемых по их способности гарантировать поставку «точно вовремя» комп­лектующих изделий высокого качества. При этом количество по­ставщиков сокращается в два и более раз, а с оставшимися по­ставщиками устанавливаются длительные хозяйственные связи. Головная фирма оказывает поставщикам помощь, направленную, в первую очередь на повышение качества поставляемой ими про­дукции. Внедрение системы «Kanban» предполагает также при­менение системы всестороннего управления качеством, автоном­ного контроля качества продукции, комплексной системы обеспечения высококачественной работы оборудования, распро­странение кружков качества. Многие российские и западные специалисты считают, что высокая конкурентоспособность японской промышленной продукции, в первую очередь, обусловлена при­менением идей и методов системы «Kanban». Система использу­ется также такими известными фирмами, как «Дженерал моторс» (США), «Рено» (Франция) и др. Анализ опыта ряда фирм Западной Европы, внедривших систему «Kanban», показывает, что она дает возможность уменьшить запасы производственные на 50 %, запасы товарные - на 8 % при значительном ускорении оборачиваемости оборотных средств и повышении качества продукции. Внедрение «Kanban» за пределами Японии, однако, мо­жет наталкиваться на серьезные трудности, начиная от более низ­кой дисциплины поставок и кончая территориальной разобщен­ностью поставщиков и потребителей. По этим причинам большинство фирм используют отдельные элементы системы «Kanban», часто в комбинации с распространенными на Западе системами - МРП, МРП-2 и др.

Для развития рыночных отношений в РБ становятся акту­альными процессы интеграции маркетинга и логистики, которые образуют взаимодействия двух концепций руководства. Взаимо­действие маркетинга как концепции управления, ориентирован­ной на рынок, и логистики - как концепции управления, ориенти­рованной на поток, создает возможности повышения материальной и информационной полезности ценности продукта, оцениваемых покупателем или клиентом. Такая интеграция создает основы для выделения в общей структуре логистики так называемой марке­тинговой логистики, которая обеспечивает клиента широкими возможностями распоряжаться продукцией. Назрела необходи­мость ввести в научный и практический обиход понятие «марке­тинговое или таргетинговое управление на основе логистики».

Задачи, возникающие в логистических целях, постоянно усложняются, и для их решения широко используется на сегод­няшний день математический аппарат теории запасов, теории ве­роятностей, теории массового обслуживания и других теорий, а также методы линейного программирования, имитационного мо­делирования, оптимизации и т.д.

Большое влияние на развитие производственных логичес­ких систем в Республике Беларусь оказывают такие факторы, как реструктуризация и углубление специализации в экономике. Сре­ди предпосылок организационно-экономического плана, влияю­щих на формирование производственных логических систем в Республике Беларусь, необходимо выделить приватизацию, спо­собствующую, с одной стороны, усилению конкуренции, с дру­гой - развитию интеграционных процессов организационных структур бизнеса, увеличению количества и изменению отноше­ний между производителями продукции (услуг) и посредниками в бизнесе. Для формирования глобальных логистических систем необходима сбалансированная структурная политика, широкое участие в международном разделении труда при условии защиты отечественных производителей от интервенции импортных товаров, усиление индикативного управления внешнеэкономической деятельностью, рациональная лицензионная и сертификационная деятельность, таможенная, тарифная и налоговая политика.

Для Республики Беларусь формирование и развитие произ­водственных, торговых, транспортных и информационных логистических систем имеет первостепенное значение, так как позво­лит ускорить интеграцию нашей страны в мировое экономическое и информационное пространство.

Между тем в последние 20 лет развивающаяся практика планирования и управления требует нового осмысления приори­тетов и ориентиров самого процесса управления, ломает сложив­шуюся практику организации производства. Усиливающееся кон­курентное давление на развитых рынках требует повышенного внимания производителей к качеству продукции, использованию новых материалов и технологий, гибкости и скорости реакции на изменения окружающей среды, индивидуализации предложения товаров и услуг.

Основой стратегического управления становится акцент на достижение устойчивого конкурентного преимущества, которое поддерживается и развивается благодаря интегрированному вза­имодействию самостоятельных бизнес - единиц. На первый план выходит управление процессами, а не отдельными функциями, что, в свою очередь, ставит задачу формирования коллективного конкурентного преимущества перед всеми участниками рыноч­ного взаимодействия.

Диверсификация и специализация производства привели к тому, что каждое предприятие стало выпускать небольшой ассор­тимент продукции, которая часто являлась полуфабрикатом для других предприятий и производств.

В мире приоритетным направлением становится развитие сетевой организации бизнеса, в основе которой лежит рассмотре­ние фирмы не как автономного хозяйственного звена, а как субъек­та хозяйственных связей партнера в сети (системе) взаимодейству­ющих на рынке организаций.

Начали проявляться и углубляться кооперативные связи предприятий. При этом каждое из предприятий достигает необ­ходимых размеров концентрации производства. Кооперация про­изводства- это установление длительных производственных свя­зей между предприятиями, каждое из которых сосредоточивается на производстве отдельных частей единого изделия.

Мировой опыт показывает, что кооперация труда и произ­водства-объективный исторический процесс, который присущ всем способам производства, странам с любым социально-экономичес­ким строем. В кооперации производства объединяются, материа­лизуются передовые идеи, достижения в отраслях фундаменталь­ной науки, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах (НИОКР), производственных, конструкторских, управлен­ческих и информационных технологиях.

Кооперация в современном мире становится воспроизвод­ственной базой социально-экономического и научно-технического прогресса стран мира, сердцевиной мирохозяйственных процессов, региональной экономической интеграции, транснационализации (производства, НИОКР, информационно-финансовой сферы и т.п.), международного промышленного сотрудничества, глобализации мировой экономики. Эта форма взаимодействия стала ускорителем структурной перестройки промышленности, ее отраслевых и меж­ведомственных комплексов на новой технологической основе, в том числе на основе широкого применения электронных и информаци­онных технологий.

Республика Беларусь пока не включена в ряды мировых про­изводителей, но данные процессы идут. Необходимо реструкгуризи-ровагь крупные и средние производственные предприятия, которых на начало 2003 в года в республике насчитывалось около 1900, что вызовет увеличение потока производственной кооперации в десятки раз как внутри страны, так и межгосударственном пространстве.

Должны быть созданы логистические центры, которые мог­ли бы обеспечить эффективность внутриреспубликанского и меж­государственного товарообмена, сфокусировать товарно-материальные потоки.

При этом будут решены следующие задачи:

- стирание границ между областными и республиканскими административно-территориальными образованиями;

- повышение эффективности производственной кооперации;

- предоставление органам власти достоверной информации и прогнозов о внутриреспубликанских и транзитных грузопото­ках и участниках транспортно-логистической деятельности для принятия эффективных управленческих решений;

- проведение единой инвестиционной и экономической по­литики в области транспортно-логистического сервиса, развитие инфраструктуры транспортной системы республики;

- рациональное государственное регулирование рынка транспортно-логистического сервиса за счет сертификации, кво­тирования, лицензирования, таможенных, финансовых и других рычагов воздействия на логистических посредников;

- развитие внешнеэкономических связей за счет привлече­ния иностранных инвестиций и партнеров в формируемую логи­стическую систему и обеспечение высокого уровня транспортно-логистического обслуживания экспортно-импортных операций в соответствии с мировыми стандартами.

Необходимо отработать механизмы взаимодействия субъек­тов хозяйствования с логистическими центрами. Эта работа дол­жна осуществляться в тесной увязке с банковскими структурами, таможенными и налоговыми органами, должна быть создана со­ответствующая правовая база.

Ключевую роль в функционировании производственных мик­рологических систем играет информационная поддержка, которую необходимо рассматривать в трех аспектах: территориальном, от­раслевом и межрегиональном (международном). С территориаль­ных позиций информационное обеспечение функционирования производственно-логической системы является элементом телеком­муникационной среды республики, что выдвигает требования со­вместимости с другими элементами этой среды, вызывает необхо­димость обработки разнородной информации в интересах ее отдельных территорий. Отраслевой аспект предполагает рассмат­ривать информационную поддержку как важную составляющую часть управления определенным видом транспорта в регионе или отдельными предприятиями. Проблема состоит в рациональном совмещении информационных ресурсов региона и вида транспорта во имя общих интересов. Наконец, транспортно-логистическая система республики - элемент республиканской и международной транспортной системы. Эффективное использование ее способству­ет социально-экономическому развитию территорий, интеграции Республики Беларусь в экономическое пространство Европейского сообщества и в то же время требует соблюдения единых подходов к информатизации в области производственной, транспортной ло­гистики, торговли, банковских, страховых и таможенных операций.

Наилучшее разрешение всех этих проблем возможно в ус­ловиях организации обмена информацией, построенных на ми­ровых стандартах и протоколах, согласованных документооборо­те и нормативно-правовой базе. Такие требования могут быть выполнены только в условиях создания в республике единого ин­формационного пространства. Информационное пространство представляет собой информационную инфраструктуру, включа­ющую телекоммуникационную, программно-техническую, инфор­мационную и организационно-экономическую среду с соответ­ствующими структурами и установленными между ними отношениями, закрепленными законодательными и нормативны­ми актами. Существование такого пространства (при использова­нии современных средств телекоммуникации и мощных средств интеллектуальной поддержки) обеспечит в его рамках эффектив­ную деятельность органов управления как территорий, так и про­изводственных предприятий.

Сегодня инвестиции в информационные технологии пред­приятий дают больший экономический эффект, чем инвестиции непосредственно в производство. Эффективная автоматизация всех этапов производственной деятельности предприятия возможна только на основе единых сред - методической, организационной и информационной.

Реализация концепции CALS (Continuos Acquisition and Life-Cycle Support) позволит решить задачу создания единой инфор­мационной среды. Применение CALS-технологий позволит совер­шенствовать деятельность в области разнородных процессов, осуществлять информационную поддержку и управлять всеми эта­пами жизненного цикла продуктов, интегрировать предприятия-участники жизненного цикла продуктов.

В Беларуси проводится определенная работа. Так, например, исследовательская группа логистики Брестского университета сейчас занимается разработкой проекта Программы по созданию регио­нальной логистической терминальной системы обслуживания грузовладельцев. Предполагается, что это будет сеть грузовых термина­лов, деятельность которых будет координироваться региональным логистическим центром. Есть предложение, чтобы головным в сис­теме грузовых терминалов Брестчины стал комплекс «Брестгрузавтосервис», который расположен вблизи Бреста, информационное обеспечение программными продуктами при этом осуществит НИИ БрГУ. И это абсолютно логично. Брест является не только одним из самых больших в Беларуси грузоотправителей и грузополучателей, но и одним из самым крупных узлов автомобильных и железнодо­рожных коммуникаций. Кроме этого, данная площадка «Брестгрузавтосервис» размером более 50 га находится вблизи границы территории свободной экономической зоны «Брест», что позволяет минимизировать затраты при строительстве комплекса и его эксплу­атации. Создание логистического центра (ЛЦ) «Брест» полностью совпадает с концепцией и генеральным планом развития СЭЗ «Брест». Администрация СЭЗ «Брест» может выступить здесь инициатором продвижения и реализации данного проекта. Планы создания ЛЦ «Брест» следует согласовать с Минтрансом, с проектными и эксплу­атационными организациями, службами санитарного и экологичес­кого надзора. При этом строительство комплекса на данной террито­рии имеет реальное преимущество: рядом граница с Евросоюзом. В качестве основных источников финансирования создания транс­портного комплекса рассматриваются отечественные и иностранные инвестиции. Генеральному исполнителю будет предоставлена воз­можность самостоятельно решать вопросы, связанные с разработ­кой инвестиционного проекта, выбором партнеров, кредиторов, спе­циалистов, привлечением современных технологий, а по окончании строительства - вопросы продажи объектов или их эксплуатации. Возможно привлечение нескольких равноправных инвесторов - в этом случае они могут создать холдинг или концерн. Пока некото­рые белорусские транспортные компании настороженно относятся к подобным масштабным проектам и внедрению логистических ин­новаций. Однако перспективно мыслящие руководители интуитив­но чувствуют потенциал логистики в плане получения конкурент­ных преимуществ для своего бизнеса.

Таким образом, учитывая, что главная цель логистической терминальной системы - повышение конкурентоспособности бе­лорусских перевозчиков на внутреннем и внешнем рынках транс­портных услуг, обеспечение своевременности и качества достав­ки грузов «от двери к двери» создаваемый логистический центр предложит оптимальные транспортные схемы грузоперевозок. При необходимости в них будут задействованы разные виды транс­порта - авиа-, авто- и железнодорожный транспорт - в наиболее выгодном их сочетании. Планируется создание международной базы данных с характеристиками условий транспортировки гру­зов внутри страны и за рубежом.

В последнее время многие международные перевозчики вынуждены объезжать Беларусь, так как в нашей стране не создана система транспортных логистических услуг европейского уровня. И если в ближайшее время мы не реализуем эти проекты, Беларусь просто обойдут стороной. Наши ближайшие соседи - Россия, Украина и Литва уже сейчас активно работают в этом на­правлении. Брест является узлом, в котором сфокусированы про­блемы логистических систем. Разрешение проблем происходит через функционирование конкретных транспортных фирм, рас­положившихся на территории Бреста и Брестского района. Эти фирмы используют уже существующие в Западной и Восточной Европе логистические системы и включены в их цепи поставок иногда случайно. Поэтому такая работа осуществляется на уров­не привычек стереотипов мышления и некоторых примеров с За­пада. По нашему мнению, деятельность таких фирм должна про­исходить в рамках правильно разработанной и сформулированной, с точки зрения теоретических основ, а также эффективно функционирующей внутренней системы логистики на основе современных информационных технологий.