10.4. Переход на мировые цены как стратегическая составляющая конкурентоспособности предприятия
Экономические результаты деятельности предприятий и организаций в любой стране оцениваются в отечественной валюте, т.е. любая валюта является единицей денежного измерителя стоимости в своей стране. Эту роль в Беларуси выполняет рубль.
Вместе с тем любая валюта как измерительная единица должна иметь эталонный характер, т.е. стандартные, неизменные во времени, не зависящие от государственных границ условия для определения ее покупательной способности или иного экономического содержания. Это значит, что производственные условия в стране могут меняться, но условия для определения экономического содержания денежной единицы измерения должны быть всегда неизменными и стандартными.
Для любой валюты как измерителя стоимости разнообразных форм товаров в своей стране в качестве эталонного условия для определения ее экономического содержания может выступать сумма стоимости стандартизированного набора предметов (товаров и услуг) «потребительской корзины», отвечающей сложившемуся на данном этапе развития производства в мире общему для различных стран уровню удовлетворения потребностей работающего населения.
И тогда общепринятый в разных странах стандартизированный набор продуктов и услуг «потребительской корзины» будет тем самым стандартным «товаром», который отвечает интересам любой страны при пересечении ее границ. Следовательно, соотношение цен этого «товара», произведенного в разных странах, и будет представлять собой отвечающий интересам их граждан курс обмена валют.
Условия определения покупательной способности любой валюты при таком ее исчислении имеют единый, не зависящий не только от времени, но и от национальных границ производства стандарт, или эталон измерения. Это значит, что в качестве эталонных условий измерения, т.е. в качестве некоторой общепризнанной «меры весов», здесь может выступать общепризнанная в разных странах стандартизированная «потребительская корзина».
И тогда покупательная способность единицы национальной валюты по отношению к произведенной в стране стандартизированной «потребительской корзины», имеющей общепризнанную, или единую форму для всего мирового сообщества стран, и есть действительное, или истинное, экономическое содержание валюты.
Соотношение цен стандартизированной «потребительской корзины», произведенной в разных странах, позволит уравнять валюты этих стран в определенной, отвечающей отдельному этапу развития совокупного объема мирового производства пропорции, что позволит беспрепятственно рассчитать эквивалент стоимости или цену любого товара в любой стране в любой национальной валюте. Это удобно как для передвижения граждан, так и для перемещения товаров между странами.
Вместе с тем не исключено, что состав «потребительской корзины» со временем может расширяться, а экономическое содержание, или покупательная способность валют меняться.
С ростом производительности труда экономическое содержание валют может расширяться или увеличиваться, а с понижением производительности труда - сокращаться или уменьшаться.
Прямым признаком сокращения экономического содержания валюты является падение ее курса по отношению к другим валютам, т.е. понижение ее так называемой покупательной способности к валюте иных стран.
Но в любом случае национальные валюты могут только измерить или отобразить стоимость производства товара «потребительская корзина» в той или иной стране, и, значит, их эквивалентные соотношения могут лишь отображать форму перевода одной стоимости, или цены производства этого «товара», в другую. Следовательно, обменные курсы валют в данном случае категорически не могут представлять собой их буквальную «покупательную способность» по отношению друг к другу. Они могут представлять собой только официально устанавливаемый курс их эквивалентного обмена, т.е. обмена внутренней цены товара «потребительская корзина» на одну из форм его внешней цены.
И тогда вся цепь эквивалентных соотношений между валютами разных стран может стать единой системой измерения стоимости разнообразных форм одного и того же вида потребительского «товара» на едином, экономически взаимосвязанном рыночном пространстве мирового сообщества государств. И все валюты без исключения в такой единой системе могут стать строго равноправными в пределах сложившихся в отдельный момент времени пропорций их взаимного обмена.
В данной системе обмена не может быть места таким экономическим понятиям, как спрос и предложение валют. Но сегодня, к сожалению, система валютного обмена построена только на основе их купли-продажи, а не на паритете покупательной способности (ППС).
Как бы то ни было, сокращение или сужение экономического содержания любой национальной валюты происходит обратно пропорционально росту курсов валют иных стран в данной стране, и, значит, содержание национальной валюты прямо соответствует уровню падения ее курса в рамках национальных валют. Как известно, из раздела 2.2 «Монетарные факторы функционирования реальной экономики», падение курса национальной валюты в Беларуси и в России составляет более четырех раз ниже ППС. Белорусские специалисты объясняют такое большое отклонение привязкой курса белорусского рубля к российскому. Почему курс рубля в России занижен в четыре раза, практически не обсуждается в печати и на страницах научных экономических изданий. Могут складываться две причины такого курса или котировка на валютной бирже, либо такой курс установлен политико-экономическими структурами России, которым он выгоден. И, действительно, сегодня в основе определения курсов валют иных стран в России находится природный минеральный продукт - сырая нефть, а точнее, соотношение между «внутренней» и «внешней» ценой на российскую нефть в долларах США. В такой ситуации экономическое содержание российской национальной валюты находится в руках экономических структур, определяющих и контролирующих соотношение между «внутренней» и «внешней» ценой на российскую нефть. Это позволяет им «экономить» на затратах на воспроизводство рабочей силы россиян, что не отвечает стратегическим интересам России. Нужно придать мировой уровень ценам на пользующееся мировым спросом сырье добывающих и сельскохозяйственных производств на внутренним рынке. Это обеспечит соответствие минимального уровня заработной платы в России стоимости удовлетворяющего потребностям работающего населения страны состава продуктов и услуг «потребительской корзины» и самое главное - позволит обрабатывающим отраслям России и Беларуси обрести стратегическую составляющую конкурентоспособности.
Чтобы выпускать продукцию мирового уровня, машиностроителям нужно войти в мировое разделение труда, ибо без этого в XXI веке невозможно ее создать.
Дело в том, что сейчас только 20 % деталей и узлов изготавливает фирма, выпускающая готовое сплошное изделие, а остальные 80 % узлов она закупает по мировым ценам у лучших производителей этих узлов. Отсюда следует, что цена готового изделия на 80 % складывается объективно от цен производителей узлов и комплектующих. Поэтому трактор «Джон Дир» стоит 45 тыс. долл. США, и меньше он стоить не может, но это позволяет ему выбирать, например, любой дизельный двигатель, который на данный момент является самым лучшим. Наш МТЗ лишен такой возможности при уровне цены двигателя на мировом рынке 10-12 тыс. долл.США, так как он сам стоит чуть больше (14-15 тыс. долл. США). Поэтому он «привязан» экономически к одному поставщику - Минскому моторному заводу. Этот завод тоже не имеет нужных степеней свободы, так как не может закупать лучшую сталь и композиционные материалы, детали и узлы у мировых поставщиков. Он также не может закупать патенты и оборудование у лучших фирм, так как заниженная в 4 раза прибыль не позволяет аккумулировать средства. Тем самым консервируется производственная система и технологические возможности отечественных производителей. Не удивительно, что 80 % нашей продукции покупает Россия, Украина и др. страны СНГ, а такая однобокость грозит потерей устойчивых рынков сбыта и полной утратой конкурентоспособности.
Следствием заниженных внутренних цен является низкая аккумулирующая способность нашей денежно-кредитной сферы, которая располагает ресурсами в 10 раз меньшими, чем это необходимо по развитию производительных сил страны. Это оказывает сдерживающее действие на их развитие. <
Может возникнуть закономерный вопрос, насколько сложно перейти работать по мировым ценам. Несложный анализ показывает, что это больше техническая проблема для экономических ведомств - Национального банка, Министерства финансов и статистики, Министерства экономики и т.д. Просто государство поменяет масштаб цен в 4 раза и установит курс валюты по ППС. Даже сама мысль об этом вызывает раздражение заинтересованных структур и соответствующее противодействие. Это, пожалуй, единственная преграда на этом пути, которую ради будущего страны надо преодолеть.
- 3. Оглавление
- 1.2 Классификация предприятия
- 1.3 Жизненный цикл и этапы развития предприятия
- 1.4 Наукоемкое производство как фактор интенсивного развития экономики
- 1.5 Место и роль малых предприятий в системе национальной экономики
- Глава 2. Внешняя среда и условия успешной деятельности предприятия
- 2.1 Теоретические основы трансформации экономики
- 2.2 Монетарные факторы функционирования реальной экономики
- 2.3. Создание конкурентной среды. Институциональная политика государства
- 2.4. Собственность и деятельность предприятия
- 2.5. Структурная политика государства
- Глава 3. Экономические ресурсы предприятия и эффективность их использования
- 3.1. Основные средства и эффективность их использования
- 3.2. Лизинг как форма обновления основных средств. Оценка эффективности лизинга
- 3.3. Оборотные средства предприятия и их эффективность
- 3.4. Нематериальные активы предприятия
- Глава 4. Планирование предприятия
- 4.1. Сущность, цели и принципы планирования
- 4.2. Методы планирования
- 4.3. Виды планирования
- Раздел 1. Содержание и целевые установки деятельности компании. Излагаются предназначение и стратегическая цель деятельности компании, масштабы и сфера деятельности, тактические цели и задачи.
- Раздел 2. Прогнозы и ориентиры. Приводятся прогнозы экономической ситуации на рынках капиталов, продукции и труда, намеченные перспективные ориентиры по основным показателям.
- Раздел 3. Специализированные планы и прогнозы:
- 4.4 Бизнес-план: сущность, виды, структура
- Глава 5. Персонал предприятия и современные формы мотивации труда
- 5.1. Человеческий фактор в современном производстве. Коллективные методы управления. Концепция развития социальной сферы
- 5.2. Производительность труда и её влияние на экономику предприятия
- 5.3. Современные экономические стимулы мотивации труда
- 5.4. Зарубежный опыт организации оплаты труда
- Глава 6. Управление затратами производства и ценообразованием
- 6.1. Характеристика себестоимости продукции как фактора повышения её конкурентоспособности
- 6.2. Классификация затрат на производство продукции (работ, услуг)
- 6.3. Формирование новых подходов к управлению затратами
- 6.4. Ценообразование в экономическом механизме предприятия
- Глава 7. Инновационно-инвестиционная активность предприятий как условие их экономического развития
- 7.1. Сущность и виды инноваций
- 7.2 Инновационный потенциал конкурентоспособности промышленных предприятий
- 7.3. Стимулирование инновационной деятельности
- 7.4. Инвестиции и инвестиционная деятельность предприятия
- 7.5. Оценка экономической эффективности проекта
- Глава 8. Результативность деятельности предприятия
- 8.1. Сущность, виды дохода и прибыли предприятия
- 8.2. Формирование и распределение прибыли предприятия
- 8.3. Показатели рентабельности и методика их расчета
- 8.4. Пути повышения прибыли и рентабельности
- Глава 9. Производственная деятельность предприятия
- 9.1. Принципы рациональной организации производственных процессов
- 9.3. Особенности организации основного
- Глава 10. Адаптация предприятий к рыночным условиям хозяйствования
- 10.1. Реструктуризация отечественных предприятий как необходимое условие рыночной адаптации
- 10.1. Реинжиниринг бизнес-процессов предприятия как действенная технология реструктуризации
- 1. Анализ
- 2. Перепроектирование
- 3. Реализация
- 10.3. Переход на мировые стандарты качества - непременное условие вхождения в мировое разделение труда
- 10.4. Переход на мировые цены как стратегическая составляющая конкурентоспособности предприятия
- Глава 11. Построение современной
- 11.1. Кооперирование и специализация в промышленности
- 11.2. Построение современной логистической системы в стране
- 11.3. Комбинирование и концентрация в промышленности
- 11.4. Создание гибких производственных систем предприятия
- 11.5. Сетевые структуры управления
- 10.6. Концепция «подвижного» и «виртуального» производства
- 10.7. Саls –технологии