logo search
ЛемещШП

Вопрос 64. Применение новой парадигмы. Новая теория фирмы и основания современной макроэкономики

Новая парадигма современной экономической науки, обусловленная как онтологическими, так и гносеологическими изменениями, уже имеет реальные очертания. Во-первых, объект ее расширился до международного уровня, свойства которого из вторичных стали доминирующими в национальном экономическом развитии. Во-вторых, предмет переносится в плоскость изучения законов и закономерностей развития, что позволяет выдвинуть в качестве рабочего такой термин для ее определения, как«неополитическая экономия». Потребителем ее выводов выступают международные организации, формирующие«мировой экономический порядок», национальные правительства, другие крупные экономические субъекты хозяйствования. В-третьих, из всей совокупности факторов производства в качестве главного для экономического роста начинает выступать человеческий фактор, иногда называемый«человеческим капиталом». В-четвертых, достигнутый уровень развития производительных сил, обострение глобальных проблем, дает основание отойти от традиционной характеристики«человек экономический» к определению«человек разумный», в мотивации которого максимизация прибыли не является главной целью. Здесь ограничителем выступает общество с его множеством регулятивных мероприятий, включая воспитание, мораль, идеологию, право и др. В-пятых, в новой фундаментальной науке понятие«конкуренция» также приобретает иной оттенок и смысл. Речь идет о конкуренции в умах на уровне прогнозирования, моделирования и планирования, т.е. предполагаемой «допроизводственной конкуренции», которая в таком виде приводит к меньшим издержкам и влиянию на амплитуду цикла. Уже применяемая теория игр, рациональных и адаптивных ожиданий являются тому подтверждением.

Преобразование экономической системы не может не отразиться на поведении фирмы как основного производящего субъекта экономики. Вместе с тем именно фирма является одним из главных объектов изменения хозяйственного механизма, движущей силой реальной трансформации экономики.

Отличие фирмы от других хозяйствующих субъектов состоит в том, что она, во -первых, представляет собой организационно оформленную единицу; во -вторых, является юридически независимым экономическим агентом; в-третьих, выполняет особую функцию в экономике: покупает ресурсы с целью производства товаров и услуг, а также служит инструментом распределения ресурсов в экономике между альтернативными возможностями их использования. В-четвертых, существование и рост фирмы обеспечивается за счет прибыли, максимизация которой выступает либо как главная цель, либо как один из значимых критериев поведения фирмы на рынке. В экономической теории существует несколько подходов в объяснении природы и причин возникновения фирмы. Проблемы экономической деятельности фирмы стали рассматриваться с появлением и формированием неоклассической теории. До этого времени центром внимания экономических исследований являлась деятельность предпринимателя. В XVI – XVII вв. экономисты описывали торговую деятельность купца, которая в свою очередь способствовала возникновению предприятия, но еще не фирмы]. Теория фирмы как целостная концепция сформировалась к концу XIX в. В качестве ее методологических основ выступают теоретические концепции представителей маржиналистского направления в экономической науке. В контексте анализа экономической деятельности фирмы для объяснения своих теоретических конструкций неоклассики, используя метод научной абстракции, принимали существование фирмы как готовую предпосылку при ориентации на определенную целевую функцию – максимизацию прибыли. Фирма представляет собой не что иное, как «черный ящик», где ресурсы трансформируются в продукты в соответствии с производственной функцией и рыночной структурой. Модель поведения неоклассической фирмы не связана с внутренними процессами производства и ограничена в условиях совершенной конкуренции внешними рыночными явлениями. Фирма в концепции «нового» институционализма трактуется как сеть двусторонних долгосрочных контрактов между собственниками ресурсов, которые замещают рынок продуктов и ресурсов, где ценовые сигналы играют относ ительно небольшую роль. Таким образом, фирма на микроуровне представляет собой прежде всего гибкое сочетание производственных, управленческих, организационных аспектов ее деятельности, а на макроуровне выступает как экономический субъект наряду с государством, домашними хозяйствами и характеризуется как экономическая структура.