logo search
эк

6.1. Характеристика себестоимости продукции как фактора повышения её конкурентоспособности

В условиях формирования рыночных отношений успех в конкурентной борьбе и устойчивое финансовое состояние предприятия в значительной мере обусловлены возможностью обеспечения уровня издержек не выше среднеотраслевого.

Снижение издержек позволяет:

- во-первых, повысить конкурентоспособность предприятия путём снижения цен на товары и услуги, что будет способствовать увеличению объёма продаж и росту прибыли предприятия;

- во-вторых, ускорить темпы экономического развития предприятия за счёт капитализации большей части прибыли и увеличения рыночной стоимости предприятия;

- в-третьих, повысить эффективность использования оборотных средств за счёт ускорения их оборачиваемости;

- в-четвёртых, при одних и тех же ресурсах производить больше продукции;

- в-пятых, уменьшить потребность в оборотном капитале и увеличить расходы на развитие инновационной деятельности.

Себестоимость продукции как экономическая категория выражает текущие затраты на производство и реализацию продукции, выраженные в денежной форме.

Себестоимость продукции - один из основных обобщающих показателей, в котором отражаются степень использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, технический уровень производства, качество продукции, т.е. эффективность предприятия.

Являясь экономической категорией, себестоимость выполняет ряд важнейших функций:

- учётную;

- стимулирующую;

- формирование отпускной цены и финансовых результатов предприятия;

- экономическое обоснование управленческих решений.

Нормативным документом, регламентирующим отнесение издержек на себестоимость продукции, в Республике Беларусь являются «Основные положения по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг)». Основные положения разработаны в соответствии с действующим законодательством и имеют целью обеспечить единообразное определение состава затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) на предприятиях независимо от вида их деятельности, форм собственности и ведомственной подчинённости.

Положением о составе затрат определено, что себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, нематериальных активов, трудовых ресурсов, а также других затрат на её производство и реализацию.

В себестоимость продукции включаются затраты, связанные:

- с производством продукции, обусловленные технологией и организацией, подготовкой и освоением производства, обслуживанием производственного процесса;

- изобретательством и рационализацией;

- обеспечением нормальных условий труда и охраной окружающей среды;

- управлением производства и подготовкой кадров;

- отчислениями в целевые и бюджетные фонды.

На основе Положений министерства, ведомства, межотраслевые государственные объединения, концерны разрабатывают отраслевые положения о составе затрат и методические рекомендации по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) для подведомственных предприятий.

В хозяйственной деятельности предприятия используются различные виды себестоимости.

По последовательности и объёму включения затрат различают технологическую, производственную и полную себестоимость.

К технологической себестоимости относят только прямые затраты на производство по таким статьям, как: сырьё и материалы, возвратные отходы (вычитаются), топливо и энергия на технологичные цели, основная заработная плата производственных рабочих. Технологическую себестоимость часто называют участковой, т.к. затраты, составляющие её, складываются на производственном участке.

Цеховая себестоимость - это сумма затрат всех цехов на производство продукции. Цеховая себестоимость включает в себя технологические и общепроизводственные расходы.

Производственная себестоимость - это затраты предприятия на производство продукции. Производственная себестоимость отличается от цеховой себестоимости на величину общехозяйственных и прочих производственных расходов, а также потерь от брака.

Полная себестоимость включает в себя производственную себестоимость и коммерческие (внепроизводственные расходы).

Кроме того, различают нормативную, плановую и фактическую себестоимость продукции.

Плановая себестоимость - себестоимость, рассчитанная исходя из технически обоснованных норм расхода сырья, материалов, топлива, энергии, рационального или возможного использования производственных фондов, действующих тарифных ставок и заданий по производительности труда, а также нормативов по обслуживанию производства и управлению. Таким образом, плановая себестоимость представляет собой оптимальный уровень затрат, определённый в соответствии с объективными условиями конкретного предприятия.

Нормативная себестоимость - себестоимость, исчисленная исходя из норм расхода материальных ресурсов и затрат живого труда, действующего на начало месяца и нормативов по обслуживанию производства и управления, действующего на начало квартала.

Фактическая, или отчётная себестоимость - это себестоимость, определённая исходя из фактически сложившихся в отчётном периоде затрат труда и материальных ресурсов.

На предприятиях планируют и учитывают следующие показатели себестоимости.

- затраты на один рубль товарной продукции;

- себестоимость единицы продукции;

- себестоимость товарной и реализованной продукции;

- себестоимость сравнимой товарной продукции (сравнимой продукцией считают ту, которая производилась в базисном периоде).

Показатель затрат на рубль товарной продукции характеризует уровень себестоимости одного рубля обезличенной продукции. Он исчисляется как частное от деления полной себестоимости всей товарной продукции на ее стоимость в оптовых ценах предприятия. Это - наиболее обобщающий показатель себестоимости продукции, выражающий ее прямую связь с прибылью. К достоинствам этого показателя можно также отнести его динамичность и широкую сопоставимость.

Показатель себестоимости единицы продукции используется для сравнения уровня затрат одинаковых изделий на разных предприятиях, что позволяет выявить резервы снижения затрат.