6.5. Анализ эффективности социального менеджмента в организации
Оценивать качество социальных программ на предприятии позволяют следующие системы критериев (с помощью проведения социологических опросов):
С позиции отдельного работника: удовлетворенность работой; наличие (отсутствие) стрессовых ситуаций на производстве; возможность личностного возвышения; психологический климат в коллективе; условия труда; возможности профессионального роста и самовыражения.
С позиции руководителя: производительность труда; профессиональная адаптация; текучесть кадров, опоздания на работу; наличие (отсутствие) случаев воровства, производственного саботажа, забастовок.
С позиции общества: валовой национальный продукт; занятость; безработица; повышения качества рабочей силы; стоимость системы социальной защиты работников и членов их семей; забастовочное движение; политическое поведение; социальная адаптация; качество жизни; отчуждение от общества.
Кузнецов А.Л.15 предлагает следующую систему показателей для оценки уровня социального развития предприятия:
Показатели оценки социальной структуры коллектива:
коэффициент использования рабочих по квалификации
коэффициент образовательного уровня рабочих и специалистов
коэффициент повышения квалификации кадров
коэффициент стабильности кадров
Показатели условий труда и культурно-бытовых условий:
коэффициент соответствия рабочих мест типовым
коэффициент обеспеченности санитарно-бытовыми условиями
коэффициент условий производственного быта
Показатели оплаты и дисциплины труда:
коэффициент соотношения среднемесячной заработной платы предприятия и производительности
коэффициент соотношения средней заработной платы руководителя и низко оплачиваемых категорий работников
коэффициент уровня трудовой дисциплины
уровень текучести кадров
Показатели социальной инфраструктуры:
коэффициент обеспеченности жильем
коэффициент обеспеченности лечебно-оздоровительными учреждениями
коэффициент обеспеченности культурно-просветительскими учреждениями
коэффициент обеспечен6ности спортивными сооружениями.
В результате можно получить комплексный показатель работы предприятия.
В целом эффективность социального менеджмента на предприятии необходимо оценивать с двух позиций: экономической и социальной.
С точки зрения экономической эффективности можно сказать, что большинство социальных мероприятий на предприятии не выгодно: они требуют больших вложений, а отдача от них не так очевидна, как, например, от модернизации оборудования. Подразделения социальной сферы (столовая, медпункт, лагерь для детей, ясли, санаторий и т.д.) требуют больших затрат на свое содержание. К таким затратам относятся: зарплата обслуживающего персонала; отчисления от нее в виде единого социального налога в Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования; средства на покупку сырья, материалов (продукты питания для столовой, медикаменты и др.); содержание и ремонт помещений, включая плату за освещение, отопление и т.д., амортизация зданий и оборудования. Есть и некоторые льготы, например, объекты социальной сферы не облагаются налогом на имущество. Содержать объекты социальной сферы может себе позволить лишь высокорентабельное и довольно крупное предприятие, либо предприятие, дотируемое из других источников, поэтому практика последних лет показала, что предприятия вынуждены отказываться от таких объектов. Особенно ярко это выражается во время кризисов экономики.
Тем не менее, эффективность инвестиций в социальные мероприятия может быть выражена и в виде экономических показателей, к которым относятся:
Рост объема производства за счет повышения производительности труда в связи с увеличением эффективного фонда рабочего времени (снижение заболеваемости, прогулов, опозданий и т.д.);
Рост валового дохода за счет повышения качества продукции и уменьшения рекламаций.
В случае, когда при реконструкции предприятия производится автоматизация производства, экономический эффект может быть достигнут при сокращении численности работников за счет увольнения неквалифицированного персонала и найма гораздо более квалифицированного, но и более дорогостоящего персонала. Однако в этом случае для государства возникает проблема трудоустройства высвобожденных работников, особенно ярко проявляющаяся при закрытии или реконструкции градообразующих предприятий.
- Тема 1. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности и его роль в управлении организацией
- 1.1. Понятие комплексного экономического анализа хозяйственной деятельности
- 1.2. Содержание комплексного экономического анализа и последовательность его проведения
- 1.3. Информационная база комплексного экономического анализа хозяйственной деятельности
- Источники информации
- 1.4. Роль комплексного экономического анализа хозяйственной деятельности в управлении организацией
- Тема 2. Комплексный экономический анализ и бизнес-планирование
- 2.1. Структура комплексного бизнес-плана и роль анализа в разработке и мониторинге основных плановых показателей
- Сметное планирование (бюджетирование) и анализ исполнения смет (бюджетов)
- Тема 3. Анализ объема производства и продаж товаров, продукции, работ, услуг
- 3.1. Показатели, характеризующие объем производства и продаж
- 3.3. Анализ в системе маркетинга
- Анализ рынка.
- II. Анализ товара
- Анализ потребителей
- 3.4. Анализ качества продукции
- 3.5.Факторы формирования выручки от продажи
- 3.6. Анализ оптимизации объема производства и продаж товаров, продукции, работ, услуг
- Тема 4. Анализ технико-организационного уровня
- 4.1. Анализ технико-организационного уровня и других условий производства
- Контрольные вопросы
- Тема 5. Анализ основных средств
- 5.1. Основные средства организации
- По характеру участия в производственном процессе:
- 5.2. Расчет и оценка показателей состояния основных средств, их возрастного состава и технической оснащенности производства
- Фонды времени работы оборудования
- 5.3. Расчет и оценка экономической эффективности использования основных средств
- Тема 6. Анализ работы персонала организации
- 6.3. Анализ мотивации и стимулирования персонала
- 6.4. Социальная программа на предприятии
- 6.5. Анализ эффективности социального менеджмента в организации
- 6.6. Анализ социальных вопросов при ликвидации и реструктуризации организации