7.2 Инновационный потенциал конкурентоспособности промышленных предприятий
Обеспечение конкурентоспособности промышленных производств как главного условия экономического развития страны является основной проблемой в условиях непосредственного взаимодействия отечественных и зарубежных товаропроизводителей как на внешнем, так и на внутреннем рынках. Происходящие в мире, обществе, деловой среде стремительные изменения, вызванные глобализацией и открытиями в области науки и техники, информационных и коммуникационных технологий, обусловливают необходимость трансформации всех бизнес-процессов по инновационному типу. Поэтому безальтернативным является инновационный вариант экономического развития, в основе которого - технологическое перевооружение отечественной промышленности на базе освоения экономически эффективной наукоёмкой техники и технологии, обеспечивающих выпуск конкурентоспособной продукции, интеграцию бизнес-процессов в глобальную электронную сетевую среду.
Выбор приоритетов в инновационной сфере должен осуществляться на основе: постоянного мониторинга национального и мирового рынков о масштабах потенциального спроса на различные товары; вкусах и предпочтениях потребителя; требованиях к техническому уровню, эксплуатационным и экономическим характеристикам; анализа ресурсных ограничений повышения конкурентоспособности и оценки инновационного потенциала в их преодолении.
Наиболее значимыми, с точки зрения повышения конкурентоспособности производств, экономическими результатами использования научно-технических инноваций являются следующие:
1. Обеспечение гибкости производства, способности быстро реагировать на изменение рыночной конъюнктуры. Ускорение организации выпуска новой продукции в современных экономических условиях выступает в качестве важнейшего инструмента наиболее полного удовлетворения запросов потребителей. В связи с этим для предприятий становится важным производство изделий разнообразного ассортимента при постоянном освоении новых сфер деятельности. В настоящее время перед товаропроизводителями поставлена задача доведения удельного веса новой продукции в общем объёме производства до 30% и более. Безусловно, необходимо выпускать только такую продукцию, которая будет пользоваться спросом на рынке. Высокие темпы обновления продукции как условие сохранения конкурентных преимуществ на рынке предъявляют повышенные требования к технологической структуре производств, которая должна обеспечить их адекватную реакцию на изменение рыночной конъюнктуры. Гибкость к потребностям рынка стала важным фактором конкурентных преимуществ предприятия.
Анализ состояния и динамики технического развития промышленных предприятий позволил сделать вывод, что у них имеются определённые возможности повышения степени гибкости в работе. Это, во-первых, наличие высококвалифицированных рабочих кадров и научного потенциала. Большинство работников научных, конструкторских и технологических подразделений обладают большим запасом опыта, знаний и навыков, надлежащее использование которых может обеспечить инновационное развитие предприятий. Во-вторых, неполное использование производственного потенциала. Свободные мощности имеются на предприятиях станкостроения, приборостроения, автотракторного производства и др., на базе которых можно осуществить диверсификацию производства и освоить выпуск новых видов продукции, пользующихся спросом на рынке. В-третьих, высокая степень износа основных средств (в топливно-энергетическом и машиностроительном комплексах - более 65%, химической и нефтехимической промышленности - более 70%) позволяет осуществлять крупномасштабную модернизацию производства на базе передовой техники и прогрессивной технологии.
Снижение материалоёмкости, энергоёмкости и природоёмкости продукции, т.е. ресурсосбережение. Одной из причин низкой конкурентоспособности отечественных производств являются высокие материальные затраты. Несмотря на то, что за последние 12 лет наметилась тенденция сокращения материалоёмкости продукции в отраслях промышленности, её удельный вес в структуре себестоимости продукции остаётся значительным. Инновации должны быть ориентированы, прежде всего, на модернизацию имеющихся производств на основе ресурсосберегающих технологий и экономных видов техники.
Активное импортозамещение, снижение доли отраслей с высоким удельным весом потребления импортируемых ресурсов: газа, твёрдого и жидкого топлива. Чрезвычайно важно «завоевать» национальный рынок, наполнить его товарами отечественного производства с оптимальным соотношением качества и цены.
Выход на внутренний и внешний рынок с наукоёмкой продукцией мирового уровня, обеспечение конкурентных преимуществ в перспективных секторах рынка, где отечественная продукция не была ранее представлена, а в отдельных случаях - формирование спроса, в удовлетворении которого отечественная наукоёмкая продукция играла бы доминирующую роль.
5. Интеграция предприятия в единый глобальный рынок XXI в. путём внедрения электронных сетевых технологий, которые позволяют обеспечить определённое конкурентное преимущество за счёт:
а) сокращения цикла «нашёл — освоил — произвёл»;
б) использования принципиально новой формы продвижения товара к потребителю;
в) организации круглосуточной продажи товара в электронном магазине в любом уголке планеты;
г) изменения системы информационного обеспечения инновационной деятельности предприятия;
д) сокращения численности персонала, снижения затрат на НИОКР.
6. Экологизация производств с целью снижения природоёмкости продукции. В современных условиях экологические факторы играют значительную роль в регулировании рынка товаров и капитала. Недостаточное внимание к этим факторам отечественных товаропроизводителей, особенно ориентированных на экспорт, понижает конкурентоспособность белорусских товаров.
В странах с развитой рыночной экономикой экологические показатели носят обязательный характер. На рынок не допускается товар, экологичность которого не подтверждена сертификатом соответствия. Поэтому экологизация производства является необходимым условием конкурентоспособности предприятий. При разработке новых технологий следует предусматривать необходимость существенного снижения негативного воздействия на окружающую среду на всех стадиях «жизненного цикла» товара (в соответствии с международными стандартами), повышения энерго- и ресурсоэффективности производств.
Проведенный анализ показал, что основными факторами, препятствующими внедрению инноваций на предприятии, являются: недостаток собственных денежных средств, высокая стоимость нововведений и высокий экономический риск.
Для активизации инновационной деятельности на предприятии необходимы:
- совершенствование механизмов, привлечение крупномасштабных инвестиций с целью создания инвестиционной привлекательности предприятий;
- поиск нетрадиционных для нашей экономики финансовых инструментов обновления производственного потенциала предприятий. Одним из таких эффективных инструментов, позволяющих осуществлять крупномасштабные капитальные вложения, является широко применяемый в мире лизинг;
- разработка системы комплексной государственной поддержки инновационного развития производства; стимулирование предприятий при внедрении экологического менеджмента, включающего формирование экологической политики, планирование его деятельности в части внедрения новых технологий и осуществления специальных природоохранных мероприятий, а также разработку конкретных программ по предотвращению отрицательных воздействий на окружающую среду.
- 3. Оглавление
- 1.2 Классификация предприятия
- 1.3 Жизненный цикл и этапы развития предприятия
- 1.4 Наукоемкое производство как фактор интенсивного развития экономики
- 1.5 Место и роль малых предприятий в системе национальной экономики
- Глава 2. Внешняя среда и условия успешной деятельности предприятия
- 2.1 Теоретические основы трансформации экономики
- 2.2 Монетарные факторы функционирования реальной экономики
- 2.3. Создание конкурентной среды. Институциональная политика государства
- 2.4. Собственность и деятельность предприятия
- 2.5. Структурная политика государства
- Глава 3. Экономические ресурсы предприятия и эффективность их использования
- 3.1. Основные средства и эффективность их использования
- 3.2. Лизинг как форма обновления основных средств. Оценка эффективности лизинга
- 3.3. Оборотные средства предприятия и их эффективность
- 3.4. Нематериальные активы предприятия
- Глава 4. Планирование предприятия
- 4.1. Сущность, цели и принципы планирования
- 4.2. Методы планирования
- 4.3. Виды планирования
- Раздел 1. Содержание и целевые установки деятельности компании. Излагаются предназначение и стратегическая цель деятельности компании, масштабы и сфера деятельности, тактические цели и задачи.
- Раздел 2. Прогнозы и ориентиры. Приводятся прогнозы экономической ситуации на рынках капиталов, продукции и труда, намеченные перспективные ориентиры по основным показателям.
- Раздел 3. Специализированные планы и прогнозы:
- 4.4 Бизнес-план: сущность, виды, структура
- Глава 5. Персонал предприятия и современные формы мотивации труда
- 5.1. Человеческий фактор в современном производстве. Коллективные методы управления. Концепция развития социальной сферы
- 5.2. Производительность труда и её влияние на экономику предприятия
- 5.3. Современные экономические стимулы мотивации труда
- 5.4. Зарубежный опыт организации оплаты труда
- Глава 6. Управление затратами производства и ценообразованием
- 6.1. Характеристика себестоимости продукции как фактора повышения её конкурентоспособности
- 6.2. Классификация затрат на производство продукции (работ, услуг)
- 6.3. Формирование новых подходов к управлению затратами
- 6.4. Ценообразование в экономическом механизме предприятия
- Глава 7. Инновационно-инвестиционная активность предприятий как условие их экономического развития
- 7.1. Сущность и виды инноваций
- 7.2 Инновационный потенциал конкурентоспособности промышленных предприятий
- 7.3. Стимулирование инновационной деятельности
- 7.4. Инвестиции и инвестиционная деятельность предприятия
- 7.5. Оценка экономической эффективности проекта
- Глава 8. Результативность деятельности предприятия
- 8.1. Сущность, виды дохода и прибыли предприятия
- 8.2. Формирование и распределение прибыли предприятия
- 8.3. Показатели рентабельности и методика их расчета
- 8.4. Пути повышения прибыли и рентабельности
- Глава 9. Производственная деятельность предприятия
- 9.1. Принципы рациональной организации производственных процессов
- 9.3. Особенности организации основного
- Глава 10. Адаптация предприятий к рыночным условиям хозяйствования
- 10.1. Реструктуризация отечественных предприятий как необходимое условие рыночной адаптации
- 10.1. Реинжиниринг бизнес-процессов предприятия как действенная технология реструктуризации
- 1. Анализ
- 2. Перепроектирование
- 3. Реализация
- 10.3. Переход на мировые стандарты качества - непременное условие вхождения в мировое разделение труда
- 10.4. Переход на мировые цены как стратегическая составляющая конкурентоспособности предприятия
- Глава 11. Построение современной
- 11.1. Кооперирование и специализация в промышленности
- 11.2. Построение современной логистической системы в стране
- 11.3. Комбинирование и концентрация в промышленности
- 11.4. Создание гибких производственных систем предприятия
- 11.5. Сетевые структуры управления
- 10.6. Концепция «подвижного» и «виртуального» производства
- 10.7. Саls –технологии