25. Анализ деловой активности предприятия. Анализ дебиторской и кредиторской задолженности.
Важнейшим показателем деловой активности является ресурсоотдача (Р). Она определяется как отношение выручки предприятия к среднегодовой стоимости его имущества:
Р = В/ВБсрг,
где В – выручка в отчетном периоде, ВБсрг – среднегодовая стоимость имущества предприятия в отчетном периоде.
Также важным показателем, характеризующим деловую активность предприятия, является показатель фондоотдачи (Ф). Он определяет, насколько активно предприятие использует свои основные производственные фонды:
Ф = В/ОПФсрг,
где ОПФсрг – среднегодовая стоимость основных производственных фондов предприятия в отчетном периоде.
Существуют некоторые другие показатели, отражающие активность использования предприятием тех или иных своих ресурсов. Они называются показателями оборачиваемости. Оборачиваемость запасов (Оз) определяется так:
Оз = В/Зсрг,
где Зсрг – среднегодовая стоимость запасов предприятия в отчетном периоде.
Существуют также показатели оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности, оборачиваемости собственного капитала и так далее. Они характеризуют активность использования предприятием в отчетном периоде соответственно дебиторской и кредиторской задолженности, собственного капитала и так далее. Как и у показателей рентабельности, у показателей оборачиваемости нет нормативов в общепринятом понимании этого термина. Просто если тот или иной показатель увеличивается в динамике – значит, растет активность использования того или иного ресурса и деловая активность предприятия увеличивается. И напротив – если показатель снижается, значит и деловая активность предприятия снижается.
анализ дебиторской задолженности организации
Анализ дебиторской задолженности начинается с рассмотрения ее абсолютной и относительной величин. В наиболее общем виде изменения в объемах дебиторской задолженности мы имеем при анализе имущества вашего предприятия. Увеличение дебиторской задолженности может быть вследствие:
неосмотрительной кредитной политики предприятия по отношению к покупателям;
наступления неплатежеспособности или банкротства потребителей;
слишком высокими темпами наращивания объема продаж;
трудностями в реализации продукции.
Сокращение дебиторской задолженности может быть следствием негативных моментов во взаимоотношениях с клиентами. Очень важный вопрос – соотношение дебиторской и кредиторской задолженности.
Необходимо выявить и провести анализ дебиторской задолженности по срокам образования, так как продолжительные неплатежи надолго отвлекают средства из хозяйственного оборота. В балансе дебиторскую задолженность подразделяют на краткосрочную, долгосрочную; но ее рекомендуется группировать следующим образом: до 1 месяца, от 1 до 3 месяцев, от 3 до 6 месяцев, от 6 до 12 месяцев, свыше 1 года.
Группировка по дням: до 30 дней, от 31 до 60 дней, от 61 до 90 дней, от 91 до 120 дней, свыше 120 дней.
От продолжительности периода погашения дебиторской задолженности зависит доля безнадежных долгов. Исследования показывают, что в общей сумме дебиторской задолженности со сроком погашения до 30 дней к разряду безнадежных относится около 4 % долгов, со сроком погашения до 60 дней – 10 %, до 90 дней – 17 %, до 120 дней – 26 %. При дальнейшем увеличении срока погашения на очередные 30 дней доля безнадежных долгов повышается на 3 – 4 %.
Для анализа за состоянием дебиторской задолженности можно использовать следующие показатели:
Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности (Кобор.) показывает расширение или снижение коммерческого кредита, предоставляемого предприятием, или показывает, сколько раз в течение отчетного периода дебиторская задолженность возвращалась к вам по мере ее погашения.
Если при расчете коэффициента мы наблюдаем его увеличение, тогда существует сокращение продаж в кредит, а снижение – увеличение объема предоставляемого кредита.
Кроме того, можно рассчитать период погашения дебиторской задолженности (длительность одного оборота):
Чем продолжительнее период погашения, тем выше риск невозврата. Этот показатель следует рассматривать по юридическим и физическим лицам, видам продукции, условиям расчетов.
Этот показатель характеризует «качество» дебиторской задолженности. Тенденция роста сомнительной дебиторской задолженности может привести к изменению ликвидности баланса.
Существует некоторые рекомендации по управлению дебиторской задолженностью:
Контроль за состоянием расчетов с покупателями.
С целью уменьшения риска неуплаты одним или несколькими крупными покупателями следует иметь более широкий круг потребителей.
Следить за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности, так как значительное превышение дебиторской задолженности над кредиторской создает угрозу финансовой устойчивости предприятия и требует дополнительного привлечения достаточно дорогостоящих источников финансирования.
Можно использовать способы предоставления скидок при долгосрочной оплате.
анализ кредиторской задолженности организации
К кредиторской задолженности относят задолженность: поставщикам и подрядчикам, векселя полученные, авансы полученные, задолженность дочерним и зависимым обществам, по оплате труда, по отчислениям на социальные нужды, по платежам в бюджет, прочие(имущественное, личное страхование).
Методика анализа кредиторской задолженности аналогична методике анализа дебиторской задолженности. Анализ проводится по данным аналитического учета расчетов с поставщиками, расчетов с прочими кредиторами. Основными задачами являются:
• оценка и анализ динамики и структуры кредиторской задолженности по сумме и кредиторам;
• выделение суммы просроченной кредиторской задолженности, в том числе срочной, оценка факторов, повлиявших на ее образование;
• определение сумм штрафных санкций, возникших в результате образования просроченной кредиторской задолженности.
Сроки анализируемой задолженности детализируются в зависимости от задач анализа.
В процессе анализа кредиторской задолженности рассчитываются и оцениваются в динамике показатели оборачиваемости кредиторской задолженности, которые характеризуют число оборотов этой задолженности в течение анализируемого периода.
В заключение анализа проводится сравнение кредиторской задолженности по таким показателям, как:
• темп роста, %;
• оборачиваемость в оборотах;
• оборачиваемость в днях.
По итогам этого сравнения прогнозируются перспективы организации, ее финансовое положение, платежеспособность, а также делаются рекомендации:
• следить за соотношением кредиторской и дебиторской задолженности. Значительное превышение дебиторской задолженности создает угрозу финансовой устойчивости организации, делает необходимым для погашения возникающей кредиторской задолженности привлечение дополнительных источников финансирования;
• контролировать состояние расчетов по просроченным задолженностям;
• расширить систему авансовых платежей. В условиях инфляции всякая отсрочка платежа приводит к тому, что организация реально получает лишь часть стоимости выполненных работ. Своевременно выявлять недопустимые виды дебиторской и кредиторской задолженности (см. табл.), к которым относятся: просроченная задолженность поставщикам, в бюджет и др.,; кредиторская задолженность по претензиям; сверхнормативная задолженность по устойчивым пассивам; товары отгруженные, не оплаченные в срок; поставщики и покупатели по претензиям; задолженность по расчетам возмещения материального ущерба; задолженность по статье «Прочие дебиторы».
- 1. Предмет, объект и содержание экономического анализа. Цель и задачи. Информационная база экономического анализа.
- 2. Классификация видов экономического анализа, как база обоснованности и принятия управленческих решений. История и перспективы развития экономического анализа
- 3. Сущность комплексного экономического анализа. Виды. Отличие и взаимосвязь финансового и управленческого анализа.
- 4. Способы измерения влияния факторов в детерминированном факторном анализе. Сущность элиминирования факторов
- 1. Способ цепной подстановки
- 2. Индексный метод
- 3. Способ абсолютных разниц
- 4. Способ относительных разниц
- 5. Способ пропорционального деления или долевого участия
- 6. Интегральный способ
- 7. Способ логарифмирования
- 5. Анализ в системе маркетинга. Этапы маркетингового исследования. Стратегии ценообразования.
- 6. Функционально-стоимостной анализ. Экономико-математическое моделирование как способ изучения и оценки хозяйственной деятельности
- 7. Анализ производства и реализации продукции. Валовая и товарная продукция.
- 8. Анализ ассортимента и структуры и качества произведенной продукции.
- 9. Анализ ритмичности производства. Анализ выполнения договорных обязательств и реализации продукции.
- 10. Анализ технико-организационного уровня производства. Анализ технической оснащенности производства, возрастного состава основных фондов
- 11. Анализ использования производственных фондов предприятия.
- 12. Анализ трудовых ресурсов предприятия. Основные задачи.
- 13. Анализ использования рабочего времени, производительности труда, эффективности трудозатрат.
- 14. Анализ показателей трудовых ресурсов и расходов на оплату труда.
- 15. Анализ материальных ресурсов предприятия. Повышение эффективности использования материалов.
- 16. Показатели затрат и себестоимости продукции, методика их расчета.
- 17. Анализ себестоимости продукции. Особенности анализа прямых, постоянных и переменных затрат. Основные направления анализа себестоимости продукции.
- 18. Прибыль как показатель эффекта хозяйственной деятельности. Формирование и расчет показателей прибыли.
- 19. Факторный анализ прибыли от реализации продукции.
- 20. Маржинальный анализ. Экономический расчет порога рентабельности продаж и запаса финансовой прочности.
- 21. Показатели рентабельности и методы их расчета.
- Где оСсрг – среднегодовая стоимость основных средств.
- 22. Сущность и факторы финансового состояния предприятия. Анализ состава, структуры и динамики источников формирования имущества предприятия.
- 23. Оценка структуры собственного и заемного капитала. Порядок расчета чистых активов и методика их анализа.
- Раздел III пассивной части баланса «Капитал и резервы» объединяет собственные источники организации и состоит из статей:
- Раздел IV «Долгосрочные обязательства» содержит статьи:
- Раздел V «Краткосрочные обязательства» состоит из статей:
- 24. Показатели оценки прибыльности хозяйственной деятельности и эффективности управления производством.
- 25. Анализ деловой активности предприятия. Анализ дебиторской и кредиторской задолженности.
- 26. Анализ и оценка платежеспособности организации.
- Коэффициент абсолютной ликвидности:
- Коэффициент срочной ликвидности:
- Коэффициент текущей ликвидности:
- 27. Основные показатели оценки финансовой устойчивости организации
- 28. Диагностика кризисного состояния предприятия. Основные критерии оценки и показатели.
- 29. Бизнес-план и роль анализа в разработке основных показателей становления и развития бизнеса.
- 30. Гибкая и жесткая смета расходов. Анализ выполнения бюджета по жесткой и гибкой смете расходов.