6.4. Ценообразование в экономическом механизме предприятия
Особая роль в создании экономического механизма, адекватного современным требованиям, отводится ценообразованию, поскольку именно в условиях рыночных преобразований цены являются индикатором состояния экономики, инструментом распределения ресурсов.
В современных условиях принципиально меняются подходы к ценообразованию как на уровне государственного управления, так и в хозяйственной практике предприятий. На уровне государственного управления в переходный период необходимо сочетание регулирования цен по отношению к предприятиям-монополистам, на отдельные виды социально значимых товаров с последующей либерализацией цен по мере формирования рынков различных товаров и услуг.
В соответствии с Конституцией Республики Беларусь государственную политику в области ценообразования определяет Президент Республики Беларусь.
В последние годы с принятием ряда законодательных и нормативных актов в республике сложилась целостная законодательная база в области ценообразования, позволяющая управлять процессами регулирования и контроля за ценообразованием. Это Закон Республики Беларусь «О ценообразовании» от 10 мая 1999г. № 255-3 , Концепция ценообразования в Республике Беларусь и ряд других программных документов, согласно которым определен курс на совершенствование и расширение рыночных механизмов ценообразования, дальнейшую либерализацию цен с сохранением государственного регулирования и контроля за ценами лишь в отношении отдельных видов товаров (работ, услуг). Этими же документами предусмотрено, что ценовой контроль и ценовые ограничения будут сниматься по мере создания соответствующих экономических предпосылок, стабилизации финансовой ситуации в республике, принятия адекватных мер в области денежно-кредитной и валютной политики, социальной защиты населения.
Закон устанавливает правовые основы государственной политики в области ценообразования, сферу применения свободного и регулируемого ценообразования.
Согласно новой Концепции ценообразования, утвержденной Постановлением Совета Министров от 20.07.2005г. №799, в числе основных задач регулирования и контроля за ценообразованием значатся социально-экономический анализ и экспертиза цен (тарифов), их экономическая обоснованность, профилактика нарушений дисциплины цен, повышение роли общественных организаций в вопросах контроля за ценами (тарифами) на потребительские товары (услуги). Система ценового мониторинга должна обеспечить принцип «прозрачности», что предполагает наличие и доступность необходимой информации о ценах (тарифах), товарах, условиях продажи, квотах и лицензиях, регулирующих нормативных правовых актах. Будут применяться такие инструменты, как: соглашения государственных органов об уровне цен (тарифов) или их динамике с производителями и профсоюзами, а также жесткий контроль за их выполнением; меж- и внутриотраслевые ценовые соглашения по «технологической цепочке»; использование «коридора цен»; контроль за формированием цен на «критический импорт».
Среди других принципов названо «сочетание свободных и регулируемых цен». Регулируемые цены (тарифы) должны устанавливаться на уровне, обеспечивающем нормально работающим субъектам хозяйствования возмещение экономически обоснованных затрат и получение достаточной для расширенного воспроизводства прибыли с предоставлением при необходимости государственных субсидий и других мер государственной поддержки.
В нынешней концепции не забыт хорошо знакомый субъектам хозяйствования арсенал госрегулирования цен. Это фиксированные и предельные цены (тарифы), предельные торговые надбавки (скидки) к ценам, предельные нормативы рентабельности, порядок определения, применения и декларирования цен (тарифов).
Принципиальным направлением в концепции названо создание гибкой и прозрачной системы ценообразования, базирующейся на использовании сбалансированных административных и экономических методов и инструментов. Важнейшим принципом ценового регулирования должно стать обеспечение действенного контроля со стороны государства за уровнем цен в монопольных отраслях; создание условий добросовестной конкуренции; обеспечение соотношения между изменением цен на потребительские товары и услуги и оплатой труда; недопущение опережающего роста цен без соответствующей социальной защиты населения; обеспечение межотраслевых ценовых пропорций.
Ценовая политика - одна из главных составляющих системы маркетинга предприятий. Она подразумевает использование ориентированной на потребителя системы обоснования цен, применение различных методов и стратегий их формирования, учёта разнообразных факторов, определяющих уровень цен на отдельных товарных рынках, налоговой системы.
Руководители предприятий должны ставить и решать ряд практических вопросов ценовой политики, а именно:
В каких случаях необходимо активно использовать ценовую политику?
- Когда необходимо отреагировать с помощью цены на рыночную политику конкурента?
- Какими мерами ценовой политики должно сопровождаться введение на рынок нового продукта?
- По каким товарам производимого ассортимента следует изменить цены?
Выбор модели принятия решений зависит от цели ценовой политики. Примерами таких целей могут быть: обеспечение выживаемости на рынке; максимизация текущей прибыли; завоевание лидерства по показателям качества товаров или показателям доли рынка.
При разработке цен в Республике Беларусь все субъекты хозяйствования должны соблюдать порядок ценообразования, определённый положением о порядке формирования цен и тарифов.
Отпускные цены на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и тарифы на услуги формируются на основе калькуляции себестоимости продукции, всех видов установленных налогов и неналоговых платежей, прибыли с учётом качества продукции и конъюнктуры рынка.
Отпускные цены формируются на условиях франко-станция отправления; по договорённости сторон могут быть приняты другие условия доставки товара. При одногороднем отпуске применяется цена франко-склад изготовителя.
Различают оптовые, отпускные и розничные цены изделия.
Оптовая цена включает в себя полную себестоимость продукции (Сп) и планируемую прибыль (Пр):
Цоп = Сп +Пр.
Отпускная цена формируется с учётом оптовой цены и косвенных налогов
Цотп = Цоп + ЦС + НДС.
где ЦС - целевой сбор в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки и дорожный фонд;
НДС - налог на добавленную стоимость.
Розничная цена формируется с учётом отпускной, оптовой и торговой надбавок.
- 3. Оглавление
- 1.2 Классификация предприятия
- 1.3 Жизненный цикл и этапы развития предприятия
- 1.4 Наукоемкое производство как фактор интенсивного развития экономики
- 1.5 Место и роль малых предприятий в системе национальной экономики
- Глава 2. Внешняя среда и условия успешной деятельности предприятия
- 2.1 Теоретические основы трансформации экономики
- 2.2 Монетарные факторы функционирования реальной экономики
- 2.3. Создание конкурентной среды. Институциональная политика государства
- 2.4. Собственность и деятельность предприятия
- 2.5. Структурная политика государства
- Глава 3. Экономические ресурсы предприятия и эффективность их использования
- 3.1. Основные средства и эффективность их использования
- 3.2. Лизинг как форма обновления основных средств. Оценка эффективности лизинга
- 3.3. Оборотные средства предприятия и их эффективность
- 3.4. Нематериальные активы предприятия
- Глава 4. Планирование предприятия
- 4.1. Сущность, цели и принципы планирования
- 4.2. Методы планирования
- 4.3. Виды планирования
- Раздел 1. Содержание и целевые установки деятельности компании. Излагаются предназначение и стратегическая цель деятельности компании, масштабы и сфера деятельности, тактические цели и задачи.
- Раздел 2. Прогнозы и ориентиры. Приводятся прогнозы экономической ситуации на рынках капиталов, продукции и труда, намеченные перспективные ориентиры по основным показателям.
- Раздел 3. Специализированные планы и прогнозы:
- 4.4 Бизнес-план: сущность, виды, структура
- Глава 5. Персонал предприятия и современные формы мотивации труда
- 5.1. Человеческий фактор в современном производстве. Коллективные методы управления. Концепция развития социальной сферы
- 5.2. Производительность труда и её влияние на экономику предприятия
- 5.3. Современные экономические стимулы мотивации труда
- 5.4. Зарубежный опыт организации оплаты труда
- Глава 6. Управление затратами производства и ценообразованием
- 6.1. Характеристика себестоимости продукции как фактора повышения её конкурентоспособности
- 6.2. Классификация затрат на производство продукции (работ, услуг)
- 6.3. Формирование новых подходов к управлению затратами
- 6.4. Ценообразование в экономическом механизме предприятия
- Глава 7. Инновационно-инвестиционная активность предприятий как условие их экономического развития
- 7.1. Сущность и виды инноваций
- 7.2 Инновационный потенциал конкурентоспособности промышленных предприятий
- 7.3. Стимулирование инновационной деятельности
- 7.4. Инвестиции и инвестиционная деятельность предприятия
- 7.5. Оценка экономической эффективности проекта
- Глава 8. Результативность деятельности предприятия
- 8.1. Сущность, виды дохода и прибыли предприятия
- 8.2. Формирование и распределение прибыли предприятия
- 8.3. Показатели рентабельности и методика их расчета
- 8.4. Пути повышения прибыли и рентабельности
- Глава 9. Производственная деятельность предприятия
- 9.1. Принципы рациональной организации производственных процессов
- 9.3. Особенности организации основного
- Глава 10. Адаптация предприятий к рыночным условиям хозяйствования
- 10.1. Реструктуризация отечественных предприятий как необходимое условие рыночной адаптации
- 10.1. Реинжиниринг бизнес-процессов предприятия как действенная технология реструктуризации
- 1. Анализ
- 2. Перепроектирование
- 3. Реализация
- 10.3. Переход на мировые стандарты качества - непременное условие вхождения в мировое разделение труда
- 10.4. Переход на мировые цены как стратегическая составляющая конкурентоспособности предприятия
- Глава 11. Построение современной
- 11.1. Кооперирование и специализация в промышленности
- 11.2. Построение современной логистической системы в стране
- 11.3. Комбинирование и концентрация в промышленности
- 11.4. Создание гибких производственных систем предприятия
- 11.5. Сетевые структуры управления
- 10.6. Концепция «подвижного» и «виртуального» производства
- 10.7. Саls –технологии