18. Прибыль как показатель эффекта хозяйственной деятельности. Формирование и расчет показателей прибыли.
Задачи анализа прибыли:
Анализ и оценка динамики показателей прибыли.
Выявление и измерение действия различных факторов на размер прибыли.
Оценка возможных резервов дальнейшего роста прибыли.
Влияние на прибыль имеющих место договорной, технологической, финансовой дисциплин.
Основной источник анализа – Форма № 2.
Теоретической базой анализа финансовых результатов является принятая для всех предприятий независимо от форм собственности единая модель хозяйственного механизма предприятия, основанная на налогообложении прибыли. Ее можно назвать моделью формирования финансовых результатов. Ее можно изобразить в таком виде:
Определение валовой прибыли, которая определяется как разница между выручкой от продаж товаров, продукции, работ, услуг и себестоимостью их продажи (ВП = В – С).
Определение прибыли (убытка) от продаж. Определяется как разница между валовой прибылью и коммерческими и управленческими расходами (Ппр. = ВП – КР – УР).
Определение прибыли до налогообложения (бухгалтерской или балансовой прибыли). Отличается от прибыли от продаж на величину операционных и внереализационных доходов и расходов (Пбал. = Ппр. + % к пол. – % к упл. + ДрД + ПрД – ПрР + ВнД – ВнР).
Определение прибыли от обычной деятельности как разницы между прибылью до налогообложения и величиной налога на прибыль и иными аналогичными обязательными платежами (ЧП = Пбал. – НП).
Таким образом, из представленной модели мы с вами можем выделить факторы, оказывающие влияние на формирование прибыли и представить их в виде следующей аддитивной модели:
ПЧ = В – С – КР – УР + % к пол. – % к упл. + ДрД + ПрД – ПрР + ВнД – ВнР – НП + ЧД – ЧР)
В процессе анализа хозяйственной деятельности показатели прибыли в зависимости от классификационного признака можно рассматривать по следующим видовым группам.
По видам хозяйственной деятельности различают:
прибыль от основной (операционной) деятельности;
прибыль от инвестиционной деятельности;
прибыль от финансовой деятельности.
В зависимости от характера деятельности предприятия выделяют:
прибыль от обычной (традиционной) деятельности;
прибыль от чрезвычайных ситуаций, необычных для данного предприятия.
По характеру налогообложения различают:
налогооблагаемую прибыль;
не облагаемую налогом (льготируемую) прибыль в соответствии с налоговым законодательством.
Налогооблагаемая прибыль — это разность между балансовой прибылью и суммой прибыли, облагаемой налогом на доход (по ценным бумагам и от долевого участия в совместных предприятиях), а также суммы льгот по налогу на прибыль в соответствии с налоговым законодательством.
По степени учета инфляционного фактора различают:
номинальную прибыль;
реальную прибыль, скорректированную на темп инфляции в отчетном периоде.
По экономическому содержанию прибыль делится на:
бухгалтерскую прибыль;
экономическую прибыль.
Бухгалтерская прибыль определяется как разность между доходами и текущими явными затратами, отраженными в системе бухгалтерских счетов.
Экономическая прибыль отличается от бухгалтерской тем, что при расчете ее величины учитывают не только явные затраты, но и неявные, не отражаемые в бухгалтерском учете (например, затраты на содержание основных средств, принадлежащих владельцу фирмы).
По характеру использования чистая прибыль подразделяется на:
капитализированную (нераспределенную) прибыль;
потребляемую прибыль.
Капитализированная прибыль — это часть чистой прибыли, которая направляется на финансирование прироста активов предприятия.
Потребляемая прибыль — та ее часть, которая расходуется на выплату дивидендов, вознаграждения персоналу предприятия по итогам года, а также на финансирование социальных программ.
Среди уже рассмотренных показателей прибыли широкую известность и вместе с тем противоречивость оценки в практике применения получил такой аналитический показатель прибыли, как EBITDA (от англ. Earnings before Interest, Taxes, Depreciation and Amortization ) — прибыль до вычета расходов по процентам, уплаты налогов и амортизационных отчислений. Расчет EBITDA следующий:
Выручка (стр. 10 ф. № 2) - Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг (стр. 20 ф. № 2) = Валовая прибыль (стр. 29 ф. № 2) - Коммерческие расходы (стр. 30 ф. № 2) - Управленческие расходы (стр. 40 ф. № 2) = Прибыль от реализации (стр. 50 ф. № 2) + Амортизационные отчисления (ф. № 5).
EBITDA не учитывает начисленную амортизацию, которая, в свою очередь, оказывает существенное влияние на объем прибыли, а, значит, по утверждению сторонников этого показателя, более реально отражает величину прибыли компании.
Практическая значимость EBITDA состоит в том, чтобы показать, сколько денег компания может теоретически направить на обслуживание своего долга, потому что амортизация — это не реальные платежи.
Международные аудиторские правила (GAAP и IAS) прямо не рекомендуют использовать EBITDA, как нарушающую базовые принципы учета, тем не менее на практике она достаточно широко распространена.
EBIT (от англ. Earnings Before Interest and Taxes ) или операционная прибыль — аналитический показатель, равный объему прибыли до вычета процентов по заемным средствам и уплаты налогов.
- 1. Предмет, объект и содержание экономического анализа. Цель и задачи. Информационная база экономического анализа.
- 2. Классификация видов экономического анализа, как база обоснованности и принятия управленческих решений. История и перспективы развития экономического анализа
- 3. Сущность комплексного экономического анализа. Виды. Отличие и взаимосвязь финансового и управленческого анализа.
- 4. Способы измерения влияния факторов в детерминированном факторном анализе. Сущность элиминирования факторов
- 1. Способ цепной подстановки
- 2. Индексный метод
- 3. Способ абсолютных разниц
- 4. Способ относительных разниц
- 5. Способ пропорционального деления или долевого участия
- 6. Интегральный способ
- 7. Способ логарифмирования
- 5. Анализ в системе маркетинга. Этапы маркетингового исследования. Стратегии ценообразования.
- 6. Функционально-стоимостной анализ. Экономико-математическое моделирование как способ изучения и оценки хозяйственной деятельности
- 7. Анализ производства и реализации продукции. Валовая и товарная продукция.
- 8. Анализ ассортимента и структуры и качества произведенной продукции.
- 9. Анализ ритмичности производства. Анализ выполнения договорных обязательств и реализации продукции.
- 10. Анализ технико-организационного уровня производства. Анализ технической оснащенности производства, возрастного состава основных фондов
- 11. Анализ использования производственных фондов предприятия.
- 12. Анализ трудовых ресурсов предприятия. Основные задачи.
- 13. Анализ использования рабочего времени, производительности труда, эффективности трудозатрат.
- 14. Анализ показателей трудовых ресурсов и расходов на оплату труда.
- 15. Анализ материальных ресурсов предприятия. Повышение эффективности использования материалов.
- 16. Показатели затрат и себестоимости продукции, методика их расчета.
- 17. Анализ себестоимости продукции. Особенности анализа прямых, постоянных и переменных затрат. Основные направления анализа себестоимости продукции.
- 18. Прибыль как показатель эффекта хозяйственной деятельности. Формирование и расчет показателей прибыли.
- 19. Факторный анализ прибыли от реализации продукции.
- 20. Маржинальный анализ. Экономический расчет порога рентабельности продаж и запаса финансовой прочности.
- 21. Показатели рентабельности и методы их расчета.
- Где оСсрг – среднегодовая стоимость основных средств.
- 22. Сущность и факторы финансового состояния предприятия. Анализ состава, структуры и динамики источников формирования имущества предприятия.
- 23. Оценка структуры собственного и заемного капитала. Порядок расчета чистых активов и методика их анализа.
- Раздел III пассивной части баланса «Капитал и резервы» объединяет собственные источники организации и состоит из статей:
- Раздел IV «Долгосрочные обязательства» содержит статьи:
- Раздел V «Краткосрочные обязательства» состоит из статей:
- 24. Показатели оценки прибыльности хозяйственной деятельности и эффективности управления производством.
- 25. Анализ деловой активности предприятия. Анализ дебиторской и кредиторской задолженности.
- 26. Анализ и оценка платежеспособности организации.
- Коэффициент абсолютной ликвидности:
- Коэффициент срочной ликвидности:
- Коэффициент текущей ликвидности:
- 27. Основные показатели оценки финансовой устойчивости организации
- 28. Диагностика кризисного состояния предприятия. Основные критерии оценки и показатели.
- 29. Бизнес-план и роль анализа в разработке основных показателей становления и развития бизнеса.
- 30. Гибкая и жесткая смета расходов. Анализ выполнения бюджета по жесткой и гибкой смете расходов.