21. Показатели рентабельности и методы их расчета.
Есть две группы показателей рентабельности. Первая группа – показатели эффективности деятельности предприятия. Они представляют собой отношения различных видов прибыли к выручке предприятия. При их вычислении используется только отчет о прибылях и убытках:
Показатель | Что оценивает | Формула |
Валовая рентабельность | Эффективность основной производственной деятельности предприятия | BR=ВП/В*100%, где ВП – валовая прибыль, В - выручка |
Рентабельность продаж | Эффективность основной деятельности предприятия | Rп=ПП/В*100%, где ПП – прибыль от продаж. |
Рентабельность обычной деятельности | Эффективность обычной деятельности предприятия | Rод=ПОД/В*100%, где ПОД – прибыль от обычной деятельности |
Чистая рентабельность | Общая эффективность деятельности предприятия | Rч=ЧП/В*100%, где ЧП – чистая прибыль |
У показателей рентабельности нет нормативов. Это связано с тем, что разные виды бизнеса приносят разный уровень дохода. Единственный норматив показателей рентабельности – это их увеличение в динамике. Увеличилась валовая рентабельность – значит, увеличилась эффективность основной производственной деятельности предприятия. Снизилась чистая рентабельность – значит, снизилась общая эффективность деятельности предприятия.
Показатели второй группы характеризуют эффективность использования предприятием своих ресурсов и имущества. Они представляют собой отношение чистой прибыли к среднегодовой стоимости того или иного актива или пассива из формы №1.
Важнейшим показателем из этой группы и вообще важнейшим показателем эффективности предприятия является экономическая рентабельность (Эr):
Эr = ЧП/ВБсрг*100%,
где ЧП – чистая прибыль, ВБсрг – среднегодовая стоимость имущества (валюта баланса).
Экономическая рентабельность показывает эффективность использования предприятием всего своего имущества. Кроме этого общего показателя, существуют другие показатели рентабельности, характеризующие эффективность использования предприятием тех или иных видов ресурсов. Бывает полезно оценить, как изменение стоимости тех или иных активов или источников их формирования влияет на значение прибыли. К примеру, чтобы определить эффективность использования основных средств предприятия, следует вычислить показатель рентабельности основных средств:
Rос=ЧП/ОСсрг*100%,
- 1. Предмет, объект и содержание экономического анализа. Цель и задачи. Информационная база экономического анализа.
- 2. Классификация видов экономического анализа, как база обоснованности и принятия управленческих решений. История и перспективы развития экономического анализа
- 3. Сущность комплексного экономического анализа. Виды. Отличие и взаимосвязь финансового и управленческого анализа.
- 4. Способы измерения влияния факторов в детерминированном факторном анализе. Сущность элиминирования факторов
- 1. Способ цепной подстановки
- 2. Индексный метод
- 3. Способ абсолютных разниц
- 4. Способ относительных разниц
- 5. Способ пропорционального деления или долевого участия
- 6. Интегральный способ
- 7. Способ логарифмирования
- 5. Анализ в системе маркетинга. Этапы маркетингового исследования. Стратегии ценообразования.
- 6. Функционально-стоимостной анализ. Экономико-математическое моделирование как способ изучения и оценки хозяйственной деятельности
- 7. Анализ производства и реализации продукции. Валовая и товарная продукция.
- 8. Анализ ассортимента и структуры и качества произведенной продукции.
- 9. Анализ ритмичности производства. Анализ выполнения договорных обязательств и реализации продукции.
- 10. Анализ технико-организационного уровня производства. Анализ технической оснащенности производства, возрастного состава основных фондов
- 11. Анализ использования производственных фондов предприятия.
- 12. Анализ трудовых ресурсов предприятия. Основные задачи.
- 13. Анализ использования рабочего времени, производительности труда, эффективности трудозатрат.
- 14. Анализ показателей трудовых ресурсов и расходов на оплату труда.
- 15. Анализ материальных ресурсов предприятия. Повышение эффективности использования материалов.
- 16. Показатели затрат и себестоимости продукции, методика их расчета.
- 17. Анализ себестоимости продукции. Особенности анализа прямых, постоянных и переменных затрат. Основные направления анализа себестоимости продукции.
- 18. Прибыль как показатель эффекта хозяйственной деятельности. Формирование и расчет показателей прибыли.
- 19. Факторный анализ прибыли от реализации продукции.
- 20. Маржинальный анализ. Экономический расчет порога рентабельности продаж и запаса финансовой прочности.
- 21. Показатели рентабельности и методы их расчета.
- Где оСсрг – среднегодовая стоимость основных средств.
- 22. Сущность и факторы финансового состояния предприятия. Анализ состава, структуры и динамики источников формирования имущества предприятия.
- 23. Оценка структуры собственного и заемного капитала. Порядок расчета чистых активов и методика их анализа.
- Раздел III пассивной части баланса «Капитал и резервы» объединяет собственные источники организации и состоит из статей:
- Раздел IV «Долгосрочные обязательства» содержит статьи:
- Раздел V «Краткосрочные обязательства» состоит из статей:
- 24. Показатели оценки прибыльности хозяйственной деятельности и эффективности управления производством.
- 25. Анализ деловой активности предприятия. Анализ дебиторской и кредиторской задолженности.
- 26. Анализ и оценка платежеспособности организации.
- Коэффициент абсолютной ликвидности:
- Коэффициент срочной ликвидности:
- Коэффициент текущей ликвидности:
- 27. Основные показатели оценки финансовой устойчивости организации
- 28. Диагностика кризисного состояния предприятия. Основные критерии оценки и показатели.
- 29. Бизнес-план и роль анализа в разработке основных показателей становления и развития бизнеса.
- 30. Гибкая и жесткая смета расходов. Анализ выполнения бюджета по жесткой и гибкой смете расходов.