logo search
экономика

24 Модели рынка олигополии. Ценообразование на олиголиполиистическом рынке.

Когда небольшое число фирм господствует на рынке. возникает олигополия, признаками которой являются ://1. Относительно малое число фирм ( до 10) , каждая из которых обладает значительной долей рынка.//2. Фирмы, находящиеся в таких условиях, являются взаимозависимыми, поведение любой из них оказывает непосредственное воздействие и сама испытывает на себе влияние со стороны конкурентов - это уникальное свойство . присущее только данной рыночной структуре.//3. Продукты могут быть однородными или дифференцированными. Примерами олигополий состандартизированным продуктом являются//производство стали, алюминия, меди, цемента и т.д. Дифференцированными олигополиями являются отрасли, производящие автомобили, моющие средства, сигареты, бытовую технику.//4. Причинами, лежащими в основе развития олигополии, являются эффект масштаба и другие барьеры для вступления в отрасль, преимущества слияния.//5. Олигиполисты боятся прибегать к ценовой конкуренции, отсюда их стремление к более или менее неформальному типу тайного соглашения о цене.//6. особая роль принадлежит неценовой конкуренции, т.к. именно через нее определяется доля рынка для каждой фирмы./////Поскольку игроков на олигополистическом рынке мало, они тесно связаны между собой и вынуждены координировать свои действия вне зависимости от своих желаний. О том, как именно они могут их кооперировать, существует множество моделей и теорий.////Действие одного участника рынка влияет на положение остальных, да и на сам рынок тоже. В случае если у игроков плохие взаимоотношения, в крайней форме, может начаться, так называемая, ценовая война. Суть этой войны закл.в том, что каждая компания снижает цену на свою продукцию в сравнении с конкурентами. Поэтому рыночная цена постоянно снижается до тех пор пока не остановится на уровне покрытия минимальных затрат или на уровне совершенной конкуренции. ///В случае, если отношения фирм не такие плохие, между ними может существовать открытый альянс или тайный сговор (запрещено законодательством), суть которого сводится к тому, что компании договариваются о цене на рынке, объемах поставок каждой фирмы и т.п. Цель такого союза в том, что бы максимизировать прибыль каждого его участника.