logo
экономика

70 Вто. Значение вступления Казахстана в вто.

В 1947 году между 23 государствами мира было заключено Генеральное соглашение по торговле и тарифам (ГАТТ), которое выработало совокупность правил, регулирующих торговлю товарами. В последующие годы эти правила совершенствовались и дополнялись, росло и количество стран, присоединившихся к ГАТТ. В 1990 году ГАТТ уже насчитывал 90 стран-членов. В 1995 году, после серии длительных переговоров, была создана Всемирная торговая организация (ВТО) – как преемница ГАТТ и как международный институт, деятельность которого подчинена идеям либерализации и справедливого порядка в мировой торговле. Одновременно были приняты и вступили в силу Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС) и Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). Сейчас ВТО объединяет 145 стран-членов, и еще около трех десятков государств объявили о своем намерении войти в ее состав. Таким образом, сформирована и все больше набирает силу не просто многосторонняя, а поистине планетарная торговая система, которая институционализирована во многих аспектах и содержит обязательные для всех стран-членов ВТО нормы и правила. Можно утверждать, что в рамках ВТО практически весь мир объединяется под общей либеральной экономической крышей, подчинившись единым для всех принципам деятельности. Вступление в ВТО будет знаковым событием для всех нас, ибо по степени своей значимости оно равноценно переходу к рыночной экономике. Да и выигрыш очевиден - отечественные товары получат доступ на рынки других стран без какой-либо дискриминации, произойдет дополнительный приток инвестиций, и не только в сырьевой сектор, но и в другие отрасли экономики. Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что все эти выгоды и преимущества не приходят автоматически. Все зависит от того, когда, на каких условиях и с какой степенью готовности войти в этот международный институт. Выгоды вхождения Казахстана в ВТО носят более отдаленный, долгосрочный характер, и поэтому не так очевидны, в то время как потери скажутся быстро и весьма болезненно на всей отечественной экономике. К негативным факторам можно отнести: заметный спад производства в ряде отраслей; ощутимые финансовые потери в виде уменьшения поступлений в бюджет от таможенных пошлин; ослабление устойчивости финансово-банковской системы вследствие ее низкой капитализации; угрозу национальной и продовольственной безопасности вследствие потери контроля над отдельными рынками, оказавшимися в руках иностранных компаний; рост безработицы и наплыв дешевых зарубежных продуктов питания.//Сейчас доля импорта по ряду продовольственных товаров составляет от 40 до 60% от общего объема их ежегодного потребления. И это при ныне действующем, более или менее удовлетворительном уровне тарифной защиты. А ведь одним из условий вступления в ВТО является существенное снижение уровня импортных тарифов. Не получится ли так, что наплыв импортных товаров приведет к их банкротству? Могут прийти более либеральные цены, с низким уровнем тарифной защиты. На наш рынок придет конкурентоспособная продукция и из других стран. Что тогда? Полностью закрывать собственные кондитерские предприятия.//По имеющейся информации, Казахстан в ходе переговоров не ставит вопроса об экспортной субсидии на сельскохозяйственную продукцию, ссылаясь на то, что в экспортной практике она, как таковая, у нас ранее не применялась. Вряд ли такая постановка проблемы экономически целесообразна. Прежде всего Казахстан - это внутриконтинентальная страна с огромной территорией, находящейся на значительном удалении от рынков сбыта. В результате транспортная составляющая в себестоимости казахстанской продукции достигает в среднем 20-25%, в то время как в Европе и странах, близких к морским коммуникациям, она составляет не более 10%.//Таким образом только из-за высоких транспортных издержек снижается конкурентоспособность некоторых видов казахстанской продукции. В то же время при наших возможностях мы могли бы стать крупным экспортером зерна и мяса не только в близлежащие, но и страны дальнего зарубежья. Однако при этом траспортные затраты, связанные с реализацией сельхозпродукции на внешнем рынке, государство в виде экспортных субсидий должно взять на себя. Решая проблемы сбыта, такая мера способствовала бы росту товарности и возрождению сельской экономики. Кстати, стимулирование экспорта сельхозпродуктов путем предоставления субсидий со стороны государства достаточно широко применяется многими развитыми странами.