logo
экономика

54 Структура государственного бюджета. Государственный бюджет рк.

Государственный бюджет – смета доходов и расходов государства на определенный период (чаще всего на год), составленная с указанием источников поступления государственных доходов и направлений расходования средств.///Бюджет имеет доходную и расходную части, которые в планируемой перспективе должны быть сбалансированы.

Государственный бюджет составляется правительством и утверждается, принимается высшими законодательными органами. Таким образом, в руках государства появляются значительные финансовые инструменты воздействия на экономические процессы. Как правило, это государственные закупки, дотации, трансфертные платежи (TR), инвестиции (I).//Государственные закупки – это спрос правительства на товары и услуги. Социальные выплаты (трансферты) – это платежи, которые осуществляются без соответствующего предоставления их получателям каких-либо товаров и услуг.//Принципы построения госбюджета:1. Единство бюджетной системы (единство бюджетного законодательства, денежной системы, бюджетной классификации и политики, форм бюджетных документов и отчетности).2. Разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы.3. Самостоятельность бюджетов всех уровней (у каждого свои источники средств, свои расходы).4. Сбалансированность бюджета (нет дефицита.).5. Эффективное и экономичное использование бюджетных средств.6. Достоверность бюджета (надежность показателей и их адекватность экономическому положению).7. Полнота отражения доходов и расходов бюджета.8. Гласность.9. Адресный и целевой характер использования бюджетных средств.////////////Бюджетный процесс в РК опред. Бюджетным Кодексом РК, Законом о респуб. бюджете, иными законами, решениями органов исполнит. власти. Составление и исполнение бюджетов явл. функциями органов испол. Вл.; рассмотрение, утверждение и контроль— функции Парламента и местных Маслихатов. Правила сост-я и испол-я республ. и местных бюджетов устанавл.МинФин.

В 2007 – 2009 годах особое внимание было сконцентрировано на поддержке малого и среднего бизнеса, развитии агропромышленного комплекса, реализации инновационных, индустриальных и инфраструктурных проектов, в том числе силами государственных и национальных холдингов. ////Доходы гос. бюджета на 2011 -13 годы определены на базе прогнозных параметров макроэкономических показателей соц.-эконом. развития страны на среднесрочный период.Прогноз расходов гос. бюджета демонстрирует умеренные темпы роста по сравнению с докризисным периодом, на уровне, не превышающем темпы роста ВВП, что не означает отказа от социальных обязательств государства. При прогнозе расходов гос. бюджета учтены мероприятия по реализации поручений Главы государства, озвученных в ежегодных посланиях народу Казахстана «Повышение благосостояния граждан Казахстана – главная цель государственной политики», «Через кризис к обновлению и развитию», «Новое десятилетие – новый экономический подъем – новые возможности Казахстана». А также мероприятия, разработанные для реализации утвержденного Указом Президента Республики Казахстан от 1 февраля 2010 года № 922 «Стратегического плана развития Республики Казахстан до 2020 года». На местном уровне – программы развития территорий и бюджетная программа «Дорожная карта бизнеса до 2020 года». ////С учетом вышеизложенных подходов, дополнительные накопления в Нац. фонде к 2020 году составят более 40 млрд. долл. США, а активы должны возрасти до 90 млрд. долл. США, что составит не менее 30% к ВВП. Достижение плановых показателей обеспечит повышение суверенного рейтинга страны. Это в свою очередь, позволит привлекать новые займы по более льготным финансовым условиям, что будет способствовать стимулированию роста инвестиций. ///Анализ экономики Казахстана за последние несколько лет позволяет подтвердить действенность и в казахстанских условиях важнейших составляющих успешной бюджетной политики, определенных на основе международного опыта. Это - базирующаяся на реалистичном уровне государственных обязательств политика жесткого ограничения государственных расходов, обеспечивающая низкий уровень (или полное отсутствие) бюджетного дефицита, способствующая поддержанию на кредитном рынке низких процентных ставок, увеличению финансирования частного сектора. Такая политика содействует достижению устойчивых темпов экономического роста, снижению безработицы, а следовательно, и повышению уровня народного благосостояния.