logo
экономика

61 Предложение денег в экономике и спрос на деньги. Монетарное правило.

Денежная масса — совокупность всех денежных средств находящихся в хо­зяйстве в наличной и безналичной формах обеспечивающих обращение то варов и услуг в народном хозяйстве Под предложением денег обычно понимают денежную массу в обращении, т. е. совокупность платежных средств, обращающихся в стране в данный мо­мент 1) Агрегат M-1 — («деньги для сделок») — это показатель, предназначен­ный для измерения объема фактических средств обращения. Он включает наличные деньги (банкноты и разменные монеты) и банковские деньги.2) Агрегаты М-2 и М-3 включают кроме М-1, денежные средства на сберегательных и срочных счетах, а также депозитные сертификаты. Эти сред­ства не являются деньгами, поскольку их невозможно непосредственно использовать для сделок купли продажи, а их изъятие подчинено определенным условиям, однако они похожи на деньги в двух отношениях: с одной стороны, они могут быть в короткие сроки выброшены на рынок товаров и услуг, с другой — они позволяют осуществлять накопление денег. Не случайно их называют «почти деньгами».3) Наиболее полные агрегаты денежного предложения — L и D. L наряду с М-3 включает прочие ликвидные (легко реализуемые) активы, такие, как краткосрочные государственные ценные бумаги. Они называются ликвидными, так как без особых трудностей могут быть превращены в наличность. Агрегат D включает все ликвидные средства и закладные, облигации и другие аналогичные кредитные инструменты. Спрос на деньги вытекает из двух функции денег — как средства обращения и средства сохранения богатства. В первом случае речь идет о спросе на деньги для заключения сделок купли-продажи (трансакционный спрос), во втором — о спросе на деньги как сред­стве приобретения прочих финансовых активов (прежде всего облигации и акции). Трансакционныи спрос объясняется необходимостью хранения денег в форме наличных или средств на текущих счетах коммерческих банков и иных финансовых институтов с целью осуществления запланированных и незапланированных покупок и платежей. Спрос на деньги для сделок определяется главным образом общим денежным доходом общества и изменяется прямо пропорционально номиналу ВНП. Спрос на деньги для приобретения прочих финансовых активов определяется стремлением получить доход в форме дивидендов или процентов и изменяется обратно пропорционально уровню процентной ставки. Монетаристская модель унаследовала основные постулаты количественной теории денег: возникшей еще в 18 в. Основные идеи этой теории были выдвинуты Д. Юмом, Дж. Миллем, А. Маршаллом, А. Пигу, И. Фишером и др. В общем виде количественная теория и есть теория спроса на деньги. Она определяет спрос на деньги с помощью уравнения обмена: М=РУ. Отсюда М=(РУ)/V, где М - количество денег в обращении, V - скорость обращения денег, Р - уровень цен (индекс цен), У - реальный объем выпуска продукции. Из приведенной формулы вытекает ряд выводов: 1. Величина спроса на деньги зависит прежде всего от абсолютного уровня цен (Р). Ясно, что более высокий уровень цен требует большего количества денег, и наоборот, менее высокий уровень цен - меньшего кол-ва денег. 2. Спрос на деньги находится в прямой зависимости от реального объема производства. С ростом производства увеличиваются реальные доходы занятых на производстве, а это требует большего кол-ва денег.3. Спрос на деньги зависит и от скорости их обращения, но эта зависимость имеет обратно пропорциональный характер, т.е. чем больше скорость обращения денежной массы, тем меньше потребуется денег, и наоборот, чем меньше скорость их обращения, тем больше потребуется денежной массы. В современном монетаризме (Фридмен) действует “денежное правило”: гос-во должно поддерживать обоснованный постоянный прирост денежной массы в обращении; именно изменение денежной массы имеет первостепенное значение для объяснения цикличного развития рыночного хоз-ва.