logo
экономика

3. Основные этапы развития экономической теории.

Возникновение и основные этапы развития эк. теории.//Истории эт началась с моманта появления первоначальных представлений об отдельных сторонах э-х явлений и процессах их течения. Зарождалась как наука о возникновении распр-я э-го богатства индивида и общества. Исходным началом стала торговля, в к-й усматривали главный источник богатства, принцип: «много и дорого продавать, мало и дешево покупать». Напр-е этой мысли получило наз. меркантилизм.//Позже возникла классическая политэкономия. Значительный вклад внесла в эт пролетарская политэкономия. Совр. эк-я наука сумела преодолеть крайности одностороннего подхода и выйти на «э-ю систему и механизм ее действия». Из нее выросла современная эт. Опр-ны 2 напр-я://Неоклассическое, ориентирующееся на свободу предпринимательства и рыночного регулирования э-х отношений в обществе с ограничением деятельности гос-ва лишь сферой денежного обращения.//Кейнсианское, обосновывающее необходимость вмешательства гос-ва в конкурентный сектор для поддержания э-го порядка и создания жизнеспособной э. посредством применения инструментов монетарной и фискальной политики//Э.т. как наука (ситематизированное знание о сущности экономики) возникла в 17-18 в., в период становления капитализма.//1.В самом начале появилась теоретическая школа-меркантилизм. Представители этой школы считали, что богатство людей составляют деньги, за которые можно купить все. Это представление соответствовало тому времени, когда международная торговля приносила большие доходы. Здесь прирост богатства был самоочевиден, ибо в то время товары в одной стране покупались по более низким ценам, а в другой продавались по более высоким ценам. Нарк-ты считали задачей э. т. - разрабатывать рекомендации для гос. политики, которая призвана расширять торговлю и накапливать золото в стране. Представители: Томас Мен(англ. купец, правило - продавать иностранцам на большую сумму, чем покупать у них. Монкретьен фр. экономист дал определение э.т. название "политическая э. "- как гос-во богатеет.//2.Теоретическое учение физиократнов. Положили начало классич. попит, э. Рост богатства общества физ-ты связывали только с естественным плодородием земли и поэтому не считали промышленность отраслью, где создается прирост доходов. (Франсуа Кенэ). Наиболее основательные ответы на вопросы образования и роста богатства нации дали представители класич. Школы -анг. экономисты: Уильям Петти, Адам Смит, Давид Рикардо.- они установили, что богатство всей нации возникает в сфере материального производства во всех отраслях. Рост богатства происходит тогда, когда первоначально затраченная на производство сумма стоимости(в виде денег, товаров) в процессе труда наращиватся на дополнительную величину(прибавочную стоимость или прибыль). Это открытие позволило э.т. стать подлинной наукой. Основав трудовую теорию стоимости, классики не смогли в достаточной мере изучить капиталистическую экономику в свете этой теории. Эта задача выпала на долю К. Маркса (1818-83), который создал теорию прибавочной стоимости. 3, В последние десятилетия нашего века значительно повысился научный уровень мировой эк. науки. Начиная с 1969 г Шведская академия ежегодно присуждает Нобелевские премии по эк. наукам.В настоящее время насчитывается 3 десятка лауреатов