19 Конкуренция, ее сущность, виды и методы
Конкуренция - мощная рыночная сила, экономическими способами заставляющая всех товаропроизводителей изготовлять товары по равновесной цене. К. - соперничество м/у участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. К. порождается полной хозяйственной обособленностью каждого производителя, его полной независимостью от коньюктуры рынка, противоборством со всеми другими товаропроизводителями в борьбе за покупательский спрос. Для К. характерно состояние, когда ни один из хозяйствующих субъектов не занимает хозяйствующих субъектов не занимает доминирующего положения на конкурентном рынке, идёт постоянная борьба товаропроизводителей за покупателей и увеличение своей доли на рынке. К. является важным элементом рынка, играющим важную роль в повышении качества продукции, работ и услуг, снижении производительных затрат, освоении в производстве технических новинок и открытий. Конкуренция - движущая сила экономического развития. По этому признаку выделяются следующие экономические структуры:
1. Совершенная к.— харак-ся множеством продавцов и покупателей однородного (стандартизированного) продукта, отсутствием рыночной власти, свободной конкуренцией участников сделок в условиях равнодоступности информации, отсутствием дискриминации и отсутствием неценовой конкуренции (реклама, форма обслуживания и т. п.). Ни один из участников сделок не способен влиять на рыночную цену. Также на данном рынке отсутствуют барьеры входа и выхода;
2.монополистическая к. — харак-ся значительным числом продавцов и покупателей, дифференцированностью продукта, широким использованием рекламы, фирменных знаков, способов упаковки продукта, ограниченностью ценовой конкуренции, наличием рыночной власти, которая создает барьеры для конкуренции, но они преодолимы;
3.олигополии соответствует небольшое число продавцов, множество покупателей. Реализуемый продукт может быть как однороден, так и дифференцирован. Входные барьеры трудно преодолимы, рыночная власть продавцов значительна, конкуренция слабая, подавленная. Олигополисты, как правило, проводят согласованную экономическую стратегию на рынке. Дуополии соответствует рыночная власть двух продавцов и это частный случай олигополии;
4.монополия возникает, если на рынке действует единственный продавец, его рыночная власть полная, барьеры для других предприятий непреодолимы, конкуренция продавцов отсутствует;
монопсонии соответствует множество продавцов при единственном покупателе, которому принадлежит вся рыночная власть. Конкуренция между покупателями отсутствует. ///Во избежание вредного воздействия монополии на рыночную конкуренцию их деятельность регулируется антимонопольным государственным законодательством.
- 1 Понятие «экономика». Ключевые проблемы экономики.
- 2 Предмет и функции экономической теории. Особенности предмета микро- и макроэкономики.
- 3. Основные этапы развития экономической теории.
- 4 Экономические отношения. Экономические категории. Экономические законы.
- 5 Метод экономической теории. Особенности метода микро- и макроэкономики.
- 6 Экономическая теория и экономическая политика. Позитивная и нормативная экономическая теория
- 7 Экономические ресурсы и их виды. Проблема ограниченности ресурсов.
- 8 Производственные возможности экономики. Кривая производственных возможностей.
- 9 Типы экономических систем: экономика свободной торговли, смешанная экономика, экономика централизованного планирования. Концепция социально ориентированного рынка.
- 10 Государственная собственность. Разгосударствление и приватизация госсобственности.
- 11 Особенности приватизации в Казахстане.
- 12 Сущность, условия возникновения и типы товарного производства.
- 14 Сущность и функции денег. Денежная масса.
- 15 Собственность как экономическая категория. Исторические типы и формы собственности.
- 16 Экономические предпосылки появления рынка. Понятие, функции рынка.
- 17 Инфраструктура рынка и ее роль в функционировании рынка.
- 18 Законы спроса и предложения и их взаимодействие. Рыночное равновесие.
- 19 Конкуренция, ее сущность, виды и методы
- 20 Методы конкуренции. Недобросовестная конкуренция.
- 21 Модель рынка чистой конкуренции и ее значение.
- 22 Модель рынка чистой монополии. Естественная монополия.
- 23 Модель рынка монополистической конкуренции. Роль неценовой конкуренции на данном рынке.
- 24 Модели рынка олигополии. Ценообразование на олиголиполиистическом рынке.
- 25 Социально-экономические последствия монополизации рынков. Антимонопольное регулирование.
- 26 Производственная функция и ее свойства.. Закон убывающей предельной производительности факторов производства.
- 27 Издержки производства. Явные и неявные издержки
- 29 Бухгалтерская, нормальная и экономическая прибыль. Условия образования экономической прибыли.
- 30 Условия максимизации прибыли с применением валовых и предельных показателей.
- 31 Понятие предпринимательства. Функции предпринимателя в экономике.
- 32 Развитие предпринимательства в Республике Казахстан. Программа «Жорожная карта бизнеса -2020»
- 33 Издержки производства в краткосрочном периоде: постоянные, переменные, средние.
- 34 Организационно-правовые формы предпринимательства.
- 35 Заработная плата как цена труда. Факторы дифференциации заработной платы.
- 36 Формы и системы заработной платы. Номинальная и реальная заработная плата.
- 37 Процент как факторный доход собственника капитала
- 38 Рынок ценных бумаг: сущность, структура, роль в экономике.
- 39 Сущность прибыли. Основные трактовки прибыли
- 40 Рынок земли, земельная рента и ее виды. Цена земли
- 41 Основные макроэкономические показатели.
- 42 Совокупный спрос и совокупное предложение. Модель общего равновесия ad-as.
- 43 Экономический цикл. Виды циклов
- 44 Антициклическая политика государства.
- 45 Безработица: сущность, причины, формы.
- 47 Инфляция: причины, типы. Инфляция в рк.
- 48 Социально-экономические последствия инфляции.
- 49 Антиинфляционная политика и ее особенности в Казахстане.
- 50 Экономические функции государства в рыночной экономике.
- 51 Методы и формы государственного регулирования экономики.
- 52 Кейнсианская и монетаристская модели государственного регулирования
- 53 Социально-экономические последствия безработицы. Закон Оукена.
- 54 Структура государственного бюджета. Государственный бюджет рк.
- 55 Бюджетный дефицит и его причины и методы финансирования.
- 56 Социальная политика в рыночной экономике.
- 58 Принципы налогообложения. Функции и виды налогов.
- 59 Особенности налоговой системы Казахстана
- 60 Стимулирующая и сдерживающая налоговая политика. Кривая Лаффера.
- 61 Предложение денег в экономике и спрос на деньги. Монетарное правило.
- 62 Кредитная и банковская системы. Виды банков и их функции в экономике.
- 63 Денежно-кредитная политика. Инструменты денежно-кредитной политики
- 64 Понятие экономического роста и его измерение. Факторы и типы экономического роста.
- 65 Современный тип и качество экономического роста. Факторы экономического роста в рк
- 66 Внешнеторговая политика государства: протекционизм, свобода торговли. Инструменты внешнеторговой политики.
- 67 Внешняя торговля Казахстана.
- 68 Миграция капитала. Прямые и портфельные иностранные инвестиции.
- 69 Иностранные инвестиции в Казахстане.
- 70 Вто. Значение вступления Казахстана в вто.
- 71 Послание Президента рк народу Казахстана от 28.01.11г. О достигнутых результатах экономического развития рк за 20 лет независимости.
- 72 Послание Преззидента рк народу рк от 27.01.2012 года о проектах индустриально-иновационного развития.