logo
экономика

19 Конкуренция, ее сущность, виды и методы

Конкуренция - мощная рыночная сила, экономическими способами заставляющая всех товаропроизводителей изготовлять товары по равновесной цене. К. - соперничество м/у участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. К. порождается полной хозяйственной обособленностью каждого производи­теля, его полной независимостью от коньюктуры рынка, противоборством со всеми другими товаропроизводителями в борьбе за покупательский спрос. Для К. характерно состояние, когда ни один из хозяйствующих субъектов не занимает хозяйствующих субъектов не занимает доминирующего положения на конкурентном рынке, идёт постоянная борьба товаропроизводителей за покупателей и увеличение своей доли на рынке. К. является важным элементом рынка, играющим важную роль в повышении качества продукции, работ и услуг, снижении производительных затрат, освоении в производстве технических новинок и открытий. Конкуренция - движущая сила экономического развития. По этому признаку выделяются следующие экономические структуры:

1. Совершенная к.— харак-ся множеством продавцов и покупателей однородного (стандартизированного) продукта, отсутствием рыночной власти, свободной конкуренцией участников сделок в условиях равнодоступности информации, отсутствием дискриминации и отсутствием неценовой конкуренции (реклама, форма обслуживания и т. п.). Ни один из участников сделок не способен влиять на рыночную цену. Также на данном рынке отсутствуют барьеры входа и выхода;

2.монополистическая к. — харак-ся значительным числом продавцов и покупателей, дифференцированностью продукта, широким использованием рекламы, фирменных знаков, способов упаковки продукта, ограниченностью ценовой конкуренции, наличием рыночной власти, которая создает барьеры для конкуренции, но они преодолимы;

3.олигополии соответствует небольшое число продавцов, множество покупателей. Реализуемый продукт может быть как однороден, так и дифференцирован. Входные барьеры трудно преодолимы, рыночная власть продавцов значительна, конкуренция слабая, подавленная. Олигополисты, как правило, проводят согласованную экономическую стратегию на рынке. Дуополии соответствует рыночная власть двух продавцов и это частный случай олигополии;

4.монополия возникает, если на рынке действует единственный продавец, его рыночная власть полная, барьеры для других предприятий непреодолимы, конкуренция продавцов отсутствует;

монопсонии соответствует множество продавцов при единственном покупателе, которому принадлежит вся рыночная власть. Конкуренция между покупателями отсутствует. ///Во избежание вредного воздействия монополии на рыночную конкуренцию их деятельность регулируется антимонопольным государственным законодательством.