logo
экономика

2 Предмет и функции экономической теории. Особенности предмета микро- и макроэкономики.

Опред. эк-ки Макконнела и Брю: 1) эк-ка - это исслед. поведения чел-ка в процессе произв-ва, распред-ия и потребления матер. благ и услуг в мире редких ресурсов.2) эк-ка исслед. эффект. исп-ие огранич. производств. ресурсов или управление ими с целью достижения макс. удовлетворения матер. потребностей чел-ка.//ЭТ изучает движ. эк-кой жизни - тенденции в развитии цен, произв-ва, безработицы. Эк-ие цели: эк-ий рост, полная занятость, эк-ая эффективность (макс.я отдача при мин. издержек), стабильный ур-нь цен, эк-ая свобода, справедл. распред-ие доходов, эк-ая обеспеченность, торговый баланс.//Маркс: ЭТ изучает эк-ие отн-ия произв-ва, распред-ия, обмена и потребления на разл. ступенях развития общ-ва. Самуэльсон: предмет ЭТ изучает, как люди и общ-во выбир. способ использ. дефицитных рес-в, кот. могут иметь многоцелевые назначения, чтобы произвести разнообр.товары и распред-ть их для потребления разл. индивидов или групп общ-ва. Предметом ЭТ явл. соц.-эк. отношения м\д людьми, в процессе произв-ва, распред-ия, обмена и потребления. ЭТ изучает сферу произв-ва и распред-ия жизненных благ в усл-х огранич. ресурсов. Объектом изучения ЭТ явл. решающая область жизнедеят-ти людей, без кот. невозможна ни одна др. форма реализации личностных и обществ. интересов.//Методы- науч. способы, приемы познания ЭТ, истинного понимания и освещения эк-го развития. ЭТ опирается на общенауч. методы позн-ия: простейшие(наблюдение,обобщение,сравнение,группировка);развитые:анализ(расчленение объекта на эл-ты),синтез(соединение эл-тов в единое целое),индукция(переход от фактов к общему заключению),дедукция(вывод по правилам логики),количеств. и качеств. подходы,историч. и логический(единство историч-го и логич-го, т.е. эк-ие процессы рассм-ся в ист. последоват-ти их возникновения и в логич. взаимосвязи),моделирование,формализация(в виде формальной сис-мы или исчисления. Метод науч. абстракции, т.е. освобождение представлений о предметах исследования от частного, случайного кратковременного, единичного и нахождение в них сущностного, постоянного типичного,рез-том чего явл-сянауч. абстракция-понятия,категории,законы.Диалектико-материалистич. метод.//Существуют несколько функций ЭТ(опред-ся задачами науки в сис-ме обществ. взаимодействий): 1)познавательная (объяснение сущности эк-х процессов) 2)практическая - обеспечить на основе теоретических разработок экономическую политику; 3)прогнозтическая-дальнейшее развитие 4)методологическая, т.е. ЭТ исследует общее (и эк-ие отношения, и производит-ые силы) и явл.методологич.базой для др.наук, т.к. выявляет общие эк-ие законы, кот. явл. исх. методологич. посылкой для исследования в др. науках. 5)идеологическая обусловл. общественной природой ЭТ-восприятие,оценка эк-й действит-ти,ориентация теоретич. Концепций//Макроэкономика – это часть экономической теории, изучающая функции экономики в целом. Она рассматривает следующие проблемы://Определение объема и структуры национального продукта и национального дохода.//Выявление факторов, регулирующих занятость в масштабах национальной экономики.//Анализ природы инфляции.//Изучение механизма и факторов экономического роста.//Рассмотрение причин циклических колебаний и конъюнктурных изменений в экономике.//Исследование внешнеэкономического взаимодействия национальных экономик.//Теоретическое обоснование целей, содержания и форм осуществления макроэкономической политике гос-ва.//Макроэкономический анализ обладает следующими особенностями://Направлен на изучение принципов формирования агрегативных показателей, характеризующих уровень или тенденции развития экономики в целом.//Необходимость рассмотрения взаимодействия между экономическими субъектами через систему взаимосвязанных рынков.//Расширяется число экономических субъектов, определяющих состояние и развитие экономики. Помимо производителей и потребителей к ним относятся гос-во, воздействие которого на экономику и является объектом изучения, совокупные производители и потребители, а также правительства других стран.