25 Социально-экономические последствия монополизации рынков. Антимонопольное регулирование.
Монополизация – ситуация, складывающаяся когда монополии сосредотачивают в своих руках подавляющую часть произ-ва и сбыта товаров, что обеспечивает им возможность диктовать свои условия продажи и устанавливать монопольные цены.//Соц-эк последствия: 1)диктат производителя над торговлей и потреблением ведет к стагнации; 2)эк-й рост; 3)страдают потребители.//Антимонопольное регулирование://1)ограничение монополизации рынка; 2)противодействие слиянию конкурирующих компаний; 3)запрет соглашений и сговоров фирм по поводу цен и ус-вий торговли; 4)пересечение недобросовестной конкуренции. Монополия – существование одного продавца на рынке и товар, который он продает, не имеет заменителей; при этом он может влиять на формирование цен и условий сделок в большей мере, чем участники этого монополизированного рынка.//При монополии возможности покупателя торговаться становятся крайне ограниченными//Административная монополия– монополия, возникающая в командной эк-ке в силу сосредоточения по указанию планов органов гос-ва пр-ва определенной продукции на одном или малом числе предприятий. возникает «ценовой диктат» продавца.//Антимонопольная политика : 1) запрещение или ограничение определенных нежелаемых видов делового поведения, 2)формирование конкурентной рыночной структуры, в рамках которой желаемое поведение производителей будет достигаться более или менее автоматич.//Монополизация рынка осуществляется предпринимательскими монополиями. Под предпринимательской монополией понимается предприятие, концентрирующее такую долю совокупного предложения на соответствующем рынке, которая позволяет ему, манипулируя объемом продаж, влиять на Формирование рыночных цен. Чем выше доля предпринимательских монополий на том или ином рынке и чем выше доля на этом рынке каждой из них, тем соответственно выше степень его монополизации, тем менее конкурентным является данный рынок. Как правило, в странах, экономика которых длительное время развивалась в рамках плановой системы, степень монополизации рынка выше, чем в государствах с исторически сложившимся рыночным хозяйством. Это связано прежде всего с различиями путей формирования предпринимательских монополий. В рыночном хозяйстве монополистические объединения формировались "снизу"; они являются следствием развития конкуренции, приводящей к росту концентрации и централизации производства и капитала. Государственные органы опираясь на антимонопольное законодательство, пытались препятствовать значительному повышению степени монополизации. В плановой экономике монопол.-ие структуры формировались "сверху"'. Государственные органы не только не препятствовали, а, наоборот, активно способствовали повышению степени монополизации хозяйства. Известно, что эффективность жесткого централизованного управления, основанного на административных методах, снижается со значительным увеличением числа управленческих связей. Поэтому государственные министерства и ведомства, стремясь ограничить рост таких связей, пытались сконцентрировать производство каждого вида продукции в рамках максимально узкого круга предприятий, соединить в производственных объединениях производителей одинаковой и аналогичной продукции.
- 1 Понятие «экономика». Ключевые проблемы экономики.
- 2 Предмет и функции экономической теории. Особенности предмета микро- и макроэкономики.
- 3. Основные этапы развития экономической теории.
- 4 Экономические отношения. Экономические категории. Экономические законы.
- 5 Метод экономической теории. Особенности метода микро- и макроэкономики.
- 6 Экономическая теория и экономическая политика. Позитивная и нормативная экономическая теория
- 7 Экономические ресурсы и их виды. Проблема ограниченности ресурсов.
- 8 Производственные возможности экономики. Кривая производственных возможностей.
- 9 Типы экономических систем: экономика свободной торговли, смешанная экономика, экономика централизованного планирования. Концепция социально ориентированного рынка.
- 10 Государственная собственность. Разгосударствление и приватизация госсобственности.
- 11 Особенности приватизации в Казахстане.
- 12 Сущность, условия возникновения и типы товарного производства.
- 14 Сущность и функции денег. Денежная масса.
- 15 Собственность как экономическая категория. Исторические типы и формы собственности.
- 16 Экономические предпосылки появления рынка. Понятие, функции рынка.
- 17 Инфраструктура рынка и ее роль в функционировании рынка.
- 18 Законы спроса и предложения и их взаимодействие. Рыночное равновесие.
- 19 Конкуренция, ее сущность, виды и методы
- 20 Методы конкуренции. Недобросовестная конкуренция.
- 21 Модель рынка чистой конкуренции и ее значение.
- 22 Модель рынка чистой монополии. Естественная монополия.
- 23 Модель рынка монополистической конкуренции. Роль неценовой конкуренции на данном рынке.
- 24 Модели рынка олигополии. Ценообразование на олиголиполиистическом рынке.
- 25 Социально-экономические последствия монополизации рынков. Антимонопольное регулирование.
- 26 Производственная функция и ее свойства.. Закон убывающей предельной производительности факторов производства.
- 27 Издержки производства. Явные и неявные издержки
- 29 Бухгалтерская, нормальная и экономическая прибыль. Условия образования экономической прибыли.
- 30 Условия максимизации прибыли с применением валовых и предельных показателей.
- 31 Понятие предпринимательства. Функции предпринимателя в экономике.
- 32 Развитие предпринимательства в Республике Казахстан. Программа «Жорожная карта бизнеса -2020»
- 33 Издержки производства в краткосрочном периоде: постоянные, переменные, средние.
- 34 Организационно-правовые формы предпринимательства.
- 35 Заработная плата как цена труда. Факторы дифференциации заработной платы.
- 36 Формы и системы заработной платы. Номинальная и реальная заработная плата.
- 37 Процент как факторный доход собственника капитала
- 38 Рынок ценных бумаг: сущность, структура, роль в экономике.
- 39 Сущность прибыли. Основные трактовки прибыли
- 40 Рынок земли, земельная рента и ее виды. Цена земли
- 41 Основные макроэкономические показатели.
- 42 Совокупный спрос и совокупное предложение. Модель общего равновесия ad-as.
- 43 Экономический цикл. Виды циклов
- 44 Антициклическая политика государства.
- 45 Безработица: сущность, причины, формы.
- 47 Инфляция: причины, типы. Инфляция в рк.
- 48 Социально-экономические последствия инфляции.
- 49 Антиинфляционная политика и ее особенности в Казахстане.
- 50 Экономические функции государства в рыночной экономике.
- 51 Методы и формы государственного регулирования экономики.
- 52 Кейнсианская и монетаристская модели государственного регулирования
- 53 Социально-экономические последствия безработицы. Закон Оукена.
- 54 Структура государственного бюджета. Государственный бюджет рк.
- 55 Бюджетный дефицит и его причины и методы финансирования.
- 56 Социальная политика в рыночной экономике.
- 58 Принципы налогообложения. Функции и виды налогов.
- 59 Особенности налоговой системы Казахстана
- 60 Стимулирующая и сдерживающая налоговая политика. Кривая Лаффера.
- 61 Предложение денег в экономике и спрос на деньги. Монетарное правило.
- 62 Кредитная и банковская системы. Виды банков и их функции в экономике.
- 63 Денежно-кредитная политика. Инструменты денежно-кредитной политики
- 64 Понятие экономического роста и его измерение. Факторы и типы экономического роста.
- 65 Современный тип и качество экономического роста. Факторы экономического роста в рк
- 66 Внешнеторговая политика государства: протекционизм, свобода торговли. Инструменты внешнеторговой политики.
- 67 Внешняя торговля Казахстана.
- 68 Миграция капитала. Прямые и портфельные иностранные инвестиции.
- 69 Иностранные инвестиции в Казахстане.
- 70 Вто. Значение вступления Казахстана в вто.
- 71 Послание Президента рк народу Казахстана от 28.01.11г. О достигнутых результатах экономического развития рк за 20 лет независимости.
- 72 Послание Преззидента рк народу рк от 27.01.2012 года о проектах индустриально-иновационного развития.