16. Показатели затрат и себестоимости продукции, методика их расчета.
Затраты на производство в любом виде деятельности – это затраты на привлечение производственных факторов (ресурсов). Существуют два подхода к оценке затрат на производство:
бухгалтерский
экономический
Бухгалтерский: стоимость используемых ресурсов фиксируется на счетах бухгалтерского учета, отражающих деятельность предприятия. Это явные издержки (затраты). Однако кроме явных затрат имеют место и так называемые неявные (альтернативные) затраты. Принимая управленческие решения и оценивая действительные затраты, экономисты должны рассматривать не только доход по отчету, но и альтернативные варианты, чтобы иметь представление о затратах, сопряженных с необходимостью удержания ресурсов на данном предприятии.
Все затраты подразделяются по определенным признакам:
по экономической роли в процессе производства (на основные и накладные). Основные статьи - это те затраты, которые связаны с изготовлением продукции. Остальные - накладные (связаны с обслуживанием процесса производства и реализации продукции).
по степени зависимости от изменения объемов производства (переменные - изменяющиеся пропорционально изменению объема выпуска продукции; условно-постоянные - не изменяющиеся или изменяющиеся не пропорционально).
по методу отношения затрат на себестоимость (прямые и косвенные).
Издержки группируются:
по однородности затрат: одноэлементные, комплексные
по участию в производстве: производственные, внепроизводственные.
по периодичности возникновения: текущие, одновременные (затраты на подготовку и освоение новых видов продукции; расходы по пуску новых производств).
по эффективности: производительные (создающие в процессе производства потребительную стоимость при минимальных затратах) и непроизводительные (вследствие недостатка либо в технологии, либо в организации производства). Они всегда отражаются в том отчетном периоде, в котором они выявлены.
по степени зависимости от объема производства: условно-постоянные и условно переменные.
Условно-переменные – изменяются вместе с изменением объема производства.
При этом различают три вида эффекта:
повышающийся эффект роста масштаба производства (т.е. объем производства увеличивается в пропорции, которая превышает увеличение затрат по ресурсам)
постоянный эффект роста масштаба производства, в этом случае объем производства увеличивается в той пропорции, что и затраты ресурсов (нормальный)
убывающий эффект роста масштаба производства, в этом случае объем производства увеличивается в меньшей степени, чем затраты ресурсов (плата возрастает) и при этом увеличивается средние и долгосрочные издержки ресурсов (ресурсы подорожают)
Условно-постоянные затраты – не изменяются прямо пропорционально объему производства (предприятие сократило объем производства, а мастер работает также).
Предприятие может нести постоянные затраты даже тогда, когда фирма ничего не производит. Время, в течение которого фирма изменяет объем производства лишь за счет переменных затрат, т.е. постоянные затраты остаются неизменными, называется коротким периодом (релевантным). Время, в течение которого фирма настолько изменяет объем производства, что при этом все факторы становятся переменными, называется длительным периодом и в этом случае бывают:
Себестоимость продукции, работ и услуг представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства сырья, материалов, топлива и энергии, ОПФ, трудовые ресурсов, а также др. затраты на ее производство и реализацию.
Себестоимость – это качественный показатель, который характеризует производственную деятельность предприятия.
Качественный – именно в нем все стороны деятельности предприятия и степень технологического оснащения и освоения новых видов оборудования, новых видов продукции. Здесь находят также отражается уровень производства и труда. Также влияет степень использования мощностей, которыми располагает предприятие.
В этом же показателе находят отражение экономичность, эффективность использования материальных, трудовых ресурсов.
Для того, чтобы дать оценку себестоимости нужна целая система оценочных показателей.
Это можно сгруппировать по следующим направлениям:
анализ сметы расходов по экономическим элементам,
анализ издержек на производство по статьям калькуляции.
Информационная база анализа затрат на производство
Официальной базой для экономического анализа является бухгалтерская отчетность (аналитические и синтетические счета, первичные документы: требования, накладные, договора). Также нужна нормативная база – нормы трудовых затрат в рублях, все перевести в рубли (по тарифным ставкам, тарифным сделкам).
Затраты на производство разнородны по своему составу, экономическому назначению, разнородны по роли в изготовлении и реализации продукции. Это обуславливает необходимость их классификации. По экономическому содержанию затраты на производство группируются по элементам:
материальные затраты, возвратные отходы
затраты на оплату труда
отчисления на социальные нужды
амортизация ОФ
прочие.
Такая группировка по элементам характеризует издержки на производство, включая расходы на работы и услуги непромышленного характера, т.е. все затраты, где бы они не производились. На основе этих экономических элементов формируется смета затрат на производство, включая смету затрат по предстоящим расходам – по расширению производства. Анализ сметы затрат на производство по экономическим элементам выполняется по оценке удельных весов в % к итогу затрат. В результате такого анализа проводится сопоставление с затратами базисного периода или с определенными по смете.
При анализе выявляются причины отклонений, факторы, оказывающие влияние на эти изменения, а далее выявленные отклонения могут быть персонифицированы, будут искать виноватых.
С целью анализа затрат по месту их возникновения и для определения затрат в расчете на единицу изделия определенного вида продукции применяется группировка затрат (классификация) по калькуляционным статьям.
Перечень статей калькуляции, их состав, методы распределения по видам продукции определяется отраслевой принадлежностью. Каждая отрасль разрабатывает свои методические рекомендации с учетом характера производства, промышленной структуры.
- 1. Предмет, объект и содержание экономического анализа. Цель и задачи. Информационная база экономического анализа.
- 2. Классификация видов экономического анализа, как база обоснованности и принятия управленческих решений. История и перспективы развития экономического анализа
- 3. Сущность комплексного экономического анализа. Виды. Отличие и взаимосвязь финансового и управленческого анализа.
- 4. Способы измерения влияния факторов в детерминированном факторном анализе. Сущность элиминирования факторов
- 1. Способ цепной подстановки
- 2. Индексный метод
- 3. Способ абсолютных разниц
- 4. Способ относительных разниц
- 5. Способ пропорционального деления или долевого участия
- 6. Интегральный способ
- 7. Способ логарифмирования
- 5. Анализ в системе маркетинга. Этапы маркетингового исследования. Стратегии ценообразования.
- 6. Функционально-стоимостной анализ. Экономико-математическое моделирование как способ изучения и оценки хозяйственной деятельности
- 7. Анализ производства и реализации продукции. Валовая и товарная продукция.
- 8. Анализ ассортимента и структуры и качества произведенной продукции.
- 9. Анализ ритмичности производства. Анализ выполнения договорных обязательств и реализации продукции.
- 10. Анализ технико-организационного уровня производства. Анализ технической оснащенности производства, возрастного состава основных фондов
- 11. Анализ использования производственных фондов предприятия.
- 12. Анализ трудовых ресурсов предприятия. Основные задачи.
- 13. Анализ использования рабочего времени, производительности труда, эффективности трудозатрат.
- 14. Анализ показателей трудовых ресурсов и расходов на оплату труда.
- 15. Анализ материальных ресурсов предприятия. Повышение эффективности использования материалов.
- 16. Показатели затрат и себестоимости продукции, методика их расчета.
- 17. Анализ себестоимости продукции. Особенности анализа прямых, постоянных и переменных затрат. Основные направления анализа себестоимости продукции.
- 18. Прибыль как показатель эффекта хозяйственной деятельности. Формирование и расчет показателей прибыли.
- 19. Факторный анализ прибыли от реализации продукции.
- 20. Маржинальный анализ. Экономический расчет порога рентабельности продаж и запаса финансовой прочности.
- 21. Показатели рентабельности и методы их расчета.
- Где оСсрг – среднегодовая стоимость основных средств.
- 22. Сущность и факторы финансового состояния предприятия. Анализ состава, структуры и динамики источников формирования имущества предприятия.
- 23. Оценка структуры собственного и заемного капитала. Порядок расчета чистых активов и методика их анализа.
- Раздел III пассивной части баланса «Капитал и резервы» объединяет собственные источники организации и состоит из статей:
- Раздел IV «Долгосрочные обязательства» содержит статьи:
- Раздел V «Краткосрочные обязательства» состоит из статей:
- 24. Показатели оценки прибыльности хозяйственной деятельности и эффективности управления производством.
- 25. Анализ деловой активности предприятия. Анализ дебиторской и кредиторской задолженности.
- 26. Анализ и оценка платежеспособности организации.
- Коэффициент абсолютной ликвидности:
- Коэффициент срочной ликвидности:
- Коэффициент текущей ликвидности:
- 27. Основные показатели оценки финансовой устойчивости организации
- 28. Диагностика кризисного состояния предприятия. Основные критерии оценки и показатели.
- 29. Бизнес-план и роль анализа в разработке основных показателей становления и развития бизнеса.
- 30. Гибкая и жесткая смета расходов. Анализ выполнения бюджета по жесткой и гибкой смете расходов.