logo search
111 лекции

25.Антимонопольное регулирование в России и его эффективность

Антимонопольное законодательство можно определить как целостную систему нормативных правовых актов, включающую в себя правила регулирования воспроизводства и поддержки добросовестной конкуренции, предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.По своему уровню антимонопольное законодательство является федеральным. Это связано с тем, что п. "ж" ст. 71 Конституции РФ относит вопросы установления правовых основ единого рынка к предмету исключительной компетенции Российской Федерации. Правовые начала развития единого рынка, включая антимонопольные правила, на всей территории государства не могут устанавливаться органами государственной власти субъектов Федерации, а также органами местного самоуправления.Акты антимонопольного законодательства действуют в соответствии с вертикальной иерархией норм о конкуренции и ограничении монополистической деятельности. Первое место в этой иерархии занимает Конституция РФ, имеющая высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории России.Конституционные основы антимонопольного регулирования образуют нормы главы 1 Конституции РФ. Поддержка конкуренции - наиболее стабильная часть антимонопольного законодательства, поскольку в Конституцию РФ не могут быть внесены изменения и дополнения.Статья 8 Конституции РФ гарантирует единство экономического пространства, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности. Эти гарантии тесным образом связаны с основополагающими конституционными правами и свободами. Государство обязано не только провозгласить их, но и обеспечить условия для их практической реализации в частноправовых и публичных отношениях. Поэтому в п. 2 ст. 34 Конституции РФ запрещается такая экономическая деятельность, которая направлена на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Данная запрещающая норма носит общий характер и охватывает все виды экономических отношений, включая те, что складываются на рынках ценных бумаг и финансовых услуг. Применительно к частноправовому регулированию указанный запрет реализован в п. 1 ст. 10 Гражданского кодекса РФ, где не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции и злоупотребления доминирующим положением.

Сфера действия запрета, закрепленного в ст. 10 ГК РФ, ограничена. Во-первых, запрет распространяется только на участников гражданского оборота (граждан и юридических лиц) и применяется к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом. Во-вторых, запрет не применяется к отношениям, основанным на властном подчинении одной стороны другой. Однако иное, в принципе, может быть предусмотрено законодательством.

Запрет распространяется на товарные рынки, где конкуренция по объективным причинам отсутствует: это рынки естественных, государственных и временных монополий. По субъектному составу запрет распространяется на тех лиц, которые обладают доминирующим положением на рынке. Положения ст. 10 ГК РФ являются, по существу, бланкетными (легальные определения понятий "конкуренция" и "доминирующее положение" приводятся в ст. 4 Закона РСФСР от 22.03.91 N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (в ред. от 09.10.2002; далее - Закон о конкуренции) и статьях 3 - 4 Федерального закона от 23.06.99 N 117-ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" (в ред. от 30.12.2001)). Их применение зависит от дефиниций и правил антимонопольного законодательства. Таким образом, расширить или сужать сферу действия п. 1 ст. 10 ГК РФ можно путем внесения изменений и дополнений в вышеуказанные Законы. Реализация запрета по ст. 10 ГК РФ осуществляется в судебном порядке. В случае несоблюдения этого запрета суд общей юрисдикции или арбитражный суд вправе отказать лицу в защите принадлежащего ему права.