logo search
компл экономич анализ темы 1-6

6.3. Анализ мотивации и стимулирования персонала

Мотивация труда – это стремление работника удовлетворить потребности (получить определенные блага) посредством трудовой деятельности.

Трудовая деятельность связана с затратами физических и моральных сил. Следовательно, она имеет свою цену. Высокая интенсивность труда, его плохая организация, неблагоприятные санитарно-гигиенические условия на производстве, неразвитость социально-бытовой сферы отпугивают работников. Работник в таких условиях согласен меньше получать, но и значительно меньше работать, т.к. для него неприемлема цена труда. Но зачастую, особенно в условиях безработицы и низкой заработной платы, работник готов платить своим здоровьем за получение дополнительных благ, тем более, что общество санкционирует надбавки и льготы за вредное производство, сверхурочные работы. Так, Филлипс в сер. ХХ в. выявил обратную нелинейную зависимость между темпом роста заработной платы и изменением числа безработных и описал эту зависимость в виде кривой. Смысл кривой Филлипса состоит в том, что рабочие, имея за плечами значительную армию безработных, не станут требовать «чрезмерного» увеличения заработной платы, т.е. чем выше уровень безработицы, тем ниже прирост заработной платы. Стимулирование труда оно содействует повышению эффективности производства, которое выражается в повышении производительности труда и повышении качества продукции.

Обычно применяются материальные стимулы: денежные (заработная плата, различающаяся в зависимости от эффективности деятельности; участие в прибылях и т.д.) и не денежные (путевки на отдых, лечение, льготное медицинское обслуживание или медицинское страхование, страхование имущества, предоставление служебных автомобилей либо оплата проезда, фирменные подарки к праздникам, оплата питания, оплата дополнительных услуг, не связанных с производством (аренды бассейнов, спортзалов, содержание парикмахерских, яслей, детских садов, лагерей отдыха для детей и т.д.), льготное обслуживание работников как клиентов, оплата образования (повышение квалификации) работников и др.). Но также могут применяться и нематериальные стимулы: социальные стимулы (престижность труда, возможность карьерного роста), моральные (уважение со стороны окружающих, награды), творческие (возможности самосовершенствования, самореализации).

Заработная плата – важнейшая часть системы вознаграждения за труд, один из главных инструментов воздействия на эффективность труда работника. Но на многих российских фирмах она является единственной оплатой.