П.3. Перевод чисел из одной с.С. В другую
Общее правило для перевода целых чисел. Для перевода целого числа из одной позиционной системы счисления в другую, его надо последовательно разделить на основание q той системы, в которую оно переводится. Деление производится до тех пор, пока не получим частное, меньшее чем q. Число в новой системе счисления запишется в виде остатков деления, начиная с последнего. Последнее частное дает старшую цифру числа. Перевод производится в той системе счисления из которой переводим.
Примеры:
Н
17710N8.
177| 8__
176 22 | 8__
1 16 2 Старшая цифра
6 результата
17710=2618.
30|2___
30 15 |2___
0 14 7 |2___
1 6 3 |2___
12 1 Старшая циф-
1 ра результата
30=11102
3) 2810N16.
28 | 16_
16 1
12
Поскольку десятичное число 12 в 16-ричной системе счисления обозначается цифрой (буквой) С, получим: 2810=1С16.
Общее правило для перевода правильных дробей. Для перевода правильной дроби из одной позиционной системы счисления в другую, ее надо последовательно умножить на основание q той системы, в которую оно переводится. Перемножаются только дробные части. Дробь в новой системе запишется в виде целых частей получающихся произведений, начиная с первого.
Примеры.
0
0,29N2.
0,29
2
0,58
2
1,16
2
0,32
2
0,64
0,2910=0,0100... 2.
0,17N16
0,17
16
2,72
16
11,52
16
8,32
16
5,12
0,1710=0,2B85... 16.
0,43 8 3,44 8 3,52 8 4,16 8 1,28 0,4310=0,3341... 8.
2
0,6250
2
1,2500
2
0,5000
2
1,0000
0,312510=0,01012.
Этот процесс необязательно будет конечным, как для целых чисел. Он может продолжаться для любого числа значащих цифр. Если получаемая дробь бесконечная, она может быть периодической (иметь повторяющиеся группы цифр - период) или непериодической. Например, десятичная дробь 0,15 выражается периодической дробью вида:
0,15=0,00100110011001...2=0,00(1001) 2.
В скобках указан период двоичной дроби.
Общее правило для перевода неправильных дробей. При переводе неправильных дробей отдельно переводят целую и дробную части по своим правилам.
0,41 8 3,28 8 2,24 8 1,92 8 7,68
37 | 8__
32 4
5
37=458.
0,41=0,3217...8.
37,4110=45,3217... 8.
Перевод чисел из любой системы счисления в десятичную. Перевод чисел из любой системы счисления в десятичную можно осуществить, используя свойство позиционной системы счисления (представление любого числа в виде многочлена по степеням основания) и выполняя действия над числами, представленными в привычной для нас десятичной системе. Примеры:
Дано двоичное число 1011012. Получить его десятичную запись (1011012N10).
1011012=125+024+123+122+021+120=32+0+8+4+0+1=45.
1011012=4510.
1DA916N10.
1DA916=1163+13162+10161+9160=4096+3328+160+9=7593
1DA916=759310.
Если основание p-ичной системы счисления является степенью основания q-ичной системы, т.е. p=qk (k - целое число), то перевод числа из p-ичной системы счисления в q-ичную систему счисления и, наоборот можно выполнить по более простым правилам: переводу каждой цифры в отдельности.
Перевод числа из восьмеричной системы счисления в двоичную и обратно. Т.к. 8=23, то для перевода в 8-ричного числа в двоичную систему счисления достаточно каждую восьмеричную цифру заменить ее двоичным представлением (двоичной триадой).
0 Примеры: 1) 358=011 1012 2) 741,58=111 100 001, 1012
1 - 0012 5 - 1012
2 - 0102 6 - 1102
3 - 0112 7 - 1112
Для обратного перевода (из 2-ичной системы счисления в 8-ричную систему счисления) следует двоичное число разбить на триады влево и вправо от запятой, и каждую триаду заменить соответствующей ей 8-ричной цифрой. Если при разбиении самая левая или самая правая тройки оказываются неполными - их дополняют путем приписывания нулей. Примеры:
1011102=101 1002=568.
11101110,00011112=011 101 110, 000 111 1002=356,0748
Перевод чисел из шестнадцатиричной системы счисления в двоичную и обратно. Т.к. 16=24, то для перевода 16-ричного числа в 2-ичную с.с. достаточно каждую 16-ричную цифру заменить соответствующей ей двоичной тетрадой. Приведем эти тетрады:
0 Примеры: 1) 27E16=0010 0111 11102=0010011111102. 2) 4D,0F16=01001101,000011112.
1 - 0001 9 - 1001
2 - 0010 A - 1010
3 - 0011 B - 1011
4 - 0100 C - 1100
5 - 0101 D - 1101
6 - 0110 E - 1110
7 - 0111 F - 1111
Для обратного перевода (из 2-ичной системы счисления. в 16-ричную систему счисления) следует двоичное число разбить на тетрады влево и вправо от запятой, и каждую тетраду заменить соответствующей ей 16-ричной цифрой. Если при разбиении самая левая или самая правая четверки оказываются неполными - их дополняют путем приписывания нулей. Примеры:
1011102 = 0010 11102 = 2E16. 2) 10111,1012 = 00010111,10102 = 17,A16.
- Математика и информатика Учебное пособие
- Содержание:
- §1. Математические предложения и доказательства.
- §2. Элементы теории множеств.
- П.2 Подмножество. Основные числовые множества.
- П.3 Операции над множествами.
- П.4 Диаграммы Эйлера-Венна.
- § 3. Декартово произведение множеств. Соответствия. Бинарные отношения и их свойства. Отображения.
- § 4. Элементы комбинаторики. Соединения без повторений и с повторениями. Правила суммы и произведения.
- П.1 Соединения без повторений
- П.2 Соединения с повторениями
- П.3. Правила суммы и произведения
- § 5. Элементы теории вероятностей. П.1 Классическое и статистическое определения вероятности.
- П.2 Сумма событий. Теорема сложения вероятностей.
- П.3 Произведение событий. Теорема умножения вероятностей.
- П.4 Формула полной вероятности. Формула Байесса. Формула Бернулли.
- Вопрос 2.Шкалы измерения
- Методы первичной статистической обработки результатов эксперимента
- Выборочное среднее
- Дисперсия
- § 9. Информация и информационные процессы п.1. Понятие об информации. Носители информации. Количественная мера информации. Кодирование информации
- П.2. Понятие о системах счисления. Системы счисления, применяемые в цифровых эвм
- Системы счисления, применяемые в цифровых эвм
- П.3. Перевод чисел из одной с.С. В другую
- П.4. Арифметика двоичных чисел
- Задачи для самостоятельной работы
- §11 Алгоритм и его свойства. Методика составления алгоритмов. П.1. Понятие алгоритма. Свойства алгоритмов. Способы задания алгоритмов.
- П.2.Типы алгоритмов.
- Следование
- Цикл – до(Рис. 58)
- Цикл с параметром(Рис. 59)
- П.3 Базовые алгоритмические структуры
- П.4.Основные этапы решения задач на эвм.