П.4 Диаграммы Эйлера-Венна.
Для наглядного представления (графического изображения) множеств и результатов операций над ними удобно пользоваться так называемыми диаграммами Эйлера-Венна (кругами Эйлера).
При этом множества изображаются на плоскости в виде замкнутых кругов, а универсальное множество в виде прямоугольника. Элементы множества – точки внутри соответствующего круга.
В заключение приведем еще одну формулу для подсчета числа элементов в объединении трех множеств (для общего случая их взаимного расположения, показанного на рис.6):
m(АВС) =m(А) +m(В) +m(С) -m(АВ) –m(АС) –
– m(ВС) +m(АВС)(4).
Примеры
Пример 1. Записать множество всех натуральных делителей числа 15 и найти число его элементов.
Решение:А={1, 3, 5},m (А)=3.
Пример 2.Даны множества А={2, 3, 5, 8, 13, 15}, В={1, 3, 4, 8, 16}, С={12, 13, 15, 16},D={0, 1, 20}. Найти АВ, СD, ВС, АD, А\С,D\В, АВС, АВС, ВDС, АС\D.
Решение:Будем пользоваться определениями соответствующих операций и учтем, что сначала должна выполняться операция пересечения множеств, а затем уже объединение или разность. Получим
АВ={1, 2, 3, 4, 5, 8, 13, 15, 16}, СD={0, 1, 12, 13, 15, 16, 20}, ВС={16}, АD=, А\С={2, 3, 5, 8},D\В={0, 20}, АВС={1, 2, 3, 4, 5, 8, 12, 13, 15, 16}, АВС=, ВDС={1, 3, 4, 8, 16}, АС\D={13, 15}.
Пример 3. Экзамен по математике сдавали 250 абитуриентов, оценку ниже пяти получили 180 человек, а выдержали этот экзамен 210 абитуриентов. Сколько человек получили оценки 3 и 4?
Решение:Пусть А – множество абитуриентов, выдержавших экзамен, В – множество абитуриентов, получивших оценку ниже 5, по условиюm (A)=210,m (В)=180,m(AB)=250. Абитуриенты, получившие оценки 3 и 4, образуют множество АВ. Из формулы (2) находимm(AB) =m (A) +m (В) -m(AB) = 210 + 180 – 250 =140.
Пример 4. В школе 1400 учеников. Из них 1250 умеют кататься на лыжах, 952 – на коньках. Ни на лыжах, ни на коньках не умеют кататься 60 учащихся. Сколько учащихся умеют кататься и на коньках и на лыжах?
Решение:Множество учеников школы будем считать основным множествомU, А и В – соответственно множества учеников, умеющих кататься на лыжах и на коньках (рис. 9).
Учащиеся, не умеющие кататься ни на лыжах, ни на коньках, составляют множество А’В’.
m(АB) =m(А) +m(В) -m(АB) = 862.
Пример 5. Показать на кругах Эйлера множество
(А’\В’)(ВС).
Решение:
З Рис. 10
Записать множества А, В и С перечислением их элементов и найти АВ, ВС, (АВ)С, АВС, АВС, А\ВС, (А\В)С, (АС)\(СВ), если: а) А – множество делителей числа 12, В – множество корней уравнениях2–6х+5=0, С – множество нечетных чиселх таких, что 3х12; б) А – множество четных чиселх, 3х10; В – множество делителей числа 21, С – множество простых чисел, меньших 12.
Даны множества: А=[-5, 1], В=(0, 4], С=(-7, 0], D=[-3, 0],K={1,3,5,7}. Найти следующие множества: А\В, ВС, С\D, В\К, К\D, ВСD, ВК\А и изобразить их на координатной прямой.
Привести примеры числовых множеств А и В таких, что
а) АВ=R, АВ=; б) АВ=А, АВ=В.
В группе из 100 туристов 70 человек знают английский язык, 45 знают французский язык и 23 человека знают оба языка. Сколько туристов в группе не знают ни английского, ни французского языка?
В олимпиаде по математике принимало участие 40 учащихся, им было предложено решить одну задачу по геометрии, одну – по алгебре и одну – по тригонометрии. Результаты проверки решений представлены в табл.:
Решены задачи | Количество решивших | Решены задачи | Количество решивших |
По алгебре По геометрии По тригонометрии | 20 18 18 | по алгебре и геометрии по алгебре и тригонометрии по геометрии и тригонометрии | 7 8 9 |
Известно также, что ни одной задачи не решили трое. Сколько учащихся решили все три задачи? Сколько учащихся решили ровно две задачи?
В отряде из 40 ребят 30 умеют плавать, 27 умеют играть в шахматы и только пятеро не умеют ни того ни другого. Сколько ребят умеют плавать и играть в шахматы?
Среди абитуриентов, выдержавших приемные экзамены в вуз, оценку «отлично» получили: по математике – 48 абитуриентов, по физике – 37, по русскому языку – 42, по математике или физике – 75, по математике или русскому языку – 76, по физике или русскому языку – 66, по всем трем предметам – 4. Сколько абитуриентов получили хотя бы одну пятерку? Сколько из них получили только одну пятерку?
Из 100 студентов английский язык изучают 28 человек, немецкий – 30, французский – 42, английский и немецкий – 5, английский и французский – 7, французский и немецкий – 2. Все три языка изучают 3 студента. Сколько студентов не изучают ни одного языка? Сколько студентов изучают только английский (немецкий, французский) язык?
Изобразить на кругах Эйлера следующие множества:
а) (АС)\ (ВС’); б) (АВ)’(С\В’); в) (А’В’)\ (СВ);
г) (АВ’)\ (С’В); д) (А\В)’(СВ); е) (АВ’)(С’\В).
Даны множества: А – всех трапеций, В – всех прямоугольников, С – четырехугольников, D– квадратов, Е – всех параллелограммов, К – всех многоугольников. Выпишите буквы, обозначающие эти множества, в таком порядке, чтобы каждое последующее обозначало подмножество предыдущего.
- Математика и информатика Учебное пособие
- Содержание:
- §1. Математические предложения и доказательства.
- §2. Элементы теории множеств.
- П.2 Подмножество. Основные числовые множества.
- П.3 Операции над множествами.
- П.4 Диаграммы Эйлера-Венна.
- § 3. Декартово произведение множеств. Соответствия. Бинарные отношения и их свойства. Отображения.
- § 4. Элементы комбинаторики. Соединения без повторений и с повторениями. Правила суммы и произведения.
- П.1 Соединения без повторений
- П.2 Соединения с повторениями
- П.3. Правила суммы и произведения
- § 5. Элементы теории вероятностей. П.1 Классическое и статистическое определения вероятности.
- П.2 Сумма событий. Теорема сложения вероятностей.
- П.3 Произведение событий. Теорема умножения вероятностей.
- П.4 Формула полной вероятности. Формула Байесса. Формула Бернулли.
- Вопрос 2.Шкалы измерения
- Методы первичной статистической обработки результатов эксперимента
- Выборочное среднее
- Дисперсия
- § 9. Информация и информационные процессы п.1. Понятие об информации. Носители информации. Количественная мера информации. Кодирование информации
- П.2. Понятие о системах счисления. Системы счисления, применяемые в цифровых эвм
- Системы счисления, применяемые в цифровых эвм
- П.3. Перевод чисел из одной с.С. В другую
- П.4. Арифметика двоичных чисел
- Задачи для самостоятельной работы
- §11 Алгоритм и его свойства. Методика составления алгоритмов. П.1. Понятие алгоритма. Свойства алгоритмов. Способы задания алгоритмов.
- П.2.Типы алгоритмов.
- Следование
- Цикл – до(Рис. 58)
- Цикл с параметром(Рис. 59)
- П.3 Базовые алгоритмические структуры
- П.4.Основные этапы решения задач на эвм.