logo
MiI_razdatka

П.3 Операции над множествами.

После того, как мы научились составлять и различать множества, можно приступить к определению и других операций над ними. Естественно, что два множества могут иметь одинаковые элементы (их можно выделить в отдельное множество), из всех элементов двух множеств можно составить одно новое множество, также можно рассмотреть отдельно элементы одного множества, которых во втором множестве нет.

Например, А – множество наклеек (марок), которые есть у Пети, В – множество наклеек, которые собрал Вася. Можно выделить множество наклеек, которые есть у обоих ребят; коллекцию различных наклеек, собранных ими вместе; множество наклеек Пети, которых нет у Васи.

Таким образом, мы проделали операции пересечения, объединения и разности двух множеств.

Опр.2.3.1Пересечениеммножеств А и В называется множество С, состоящее из всех тех и только тех элементов, которые принадлежат каждому из данных множеств: С={ххА и хВ}. Обозначается, АВ.

Опр. 2.3.2 Объединением множеств А и В называется множество С, которое состоит из всех элементов данных множеств А и В и только из них: С={х хА или хВ}. Обозначается, АВ.

Естественно поставить вопрос о нахождении числа элементов в объединенном множестве С. Если множества А и В не содержат одинаковых элементов, т.е. не пересекаются (АВ=), то

m(АВ) =m(A) +m(B)(1).

В противном случае, когда множества имеют m(АВ) одинаковых элементов, следует пользоваться более общей формулой:

m(АВ) =m(A) +m(B) -m(АВ)(2).

Опр.2.3.3 Разностью множеств А и В называется множество С, состоящее из всех элементов множества А, не принадлежащих множеству В: С={х  хА и хВ}. Обозначается, А\В.

В случае, когда В является подмножеством А, т.е. ВА, разность А\В называется дополнением множества В до множества А (или относительно множества А).

В каждом отдельном случае мы рассматриваем (изучаем и пр.) всевозможные подмножества одного и того же множества. Например, в начальной школе дети учатся работать (выполнять основные арифметические операции) сначала с числами из первого десятка натуральных чисел, затем из первой сотни и т.д. Но их действия не выходят за рамки натуральных чисел (отрицательные и дробные числа они будут проходить позже). Аналогично, учитель может работать с некоторыми группами учеников, которые будут являться подмножествами определенного множества обучаемых данным учителем школьников. Каждый человек носит различные комбинации вещей, но только из своего личного гардероба. Это основное множество (свое в каждом отдельном случае) называется универсальным множеством.

Опр.2.3.4 Универсальным множеством называется множество, подмножества которого (и только они) в данный момент рассматриваются. Обозначают, U.

При работе с числовыми множествами, если не дается дополнительных указаний, в качестве основного (универсального) множества будем считать множество R действительных чисел.

Опр.2.3.5Дополнениеммножества А называется разностьU\А.. Обозначается, А’ или А и читается «не-А» . Иначе, дополнением множества А называется множество А’, состоящее из всех элементов, не принадлежащих множеству А.

Теперь укажем основные свойства изученных выше операций над множествами:

Свойства операции пересечения:

  1. АА=А;

  2. А=;

  3. АА’=;

  4. АU=А;

  5. АВ=ВА.

Свойства операции объединения:

  1. АА=А;

  2. А=А;

  3. АА’=U;

  4. АU=U;

  5. АВ=ВА.

Свойства операции разности:

1) А\А=; 4) А\U=;

2) А\=А; 5)U\А=А’;

3) А\А’=А; 6)\А=;

7) А\В В\А.

Справедливы равенства (АВ) =АВ; (АВ) =АВ(3).