П.3 Операции над множествами.
После того, как мы научились составлять и различать множества, можно приступить к определению и других операций над ними. Естественно, что два множества могут иметь одинаковые элементы (их можно выделить в отдельное множество), из всех элементов двух множеств можно составить одно новое множество, также можно рассмотреть отдельно элементы одного множества, которых во втором множестве нет.
Например, А – множество наклеек (марок), которые есть у Пети, В – множество наклеек, которые собрал Вася. Можно выделить множество наклеек, которые есть у обоих ребят; коллекцию различных наклеек, собранных ими вместе; множество наклеек Пети, которых нет у Васи.
Таким образом, мы проделали операции пересечения, объединения и разности двух множеств.
Опр.2.3.1Пересечениеммножеств А и В называется множество С, состоящее из всех тех и только тех элементов, которые принадлежат каждому из данных множеств: С={ххА и хВ}. Обозначается, АВ.
Опр. 2.3.2 Объединением множеств А и В называется множество С, которое состоит из всех элементов данных множеств А и В и только из них: С={х хА или хВ}. Обозначается, АВ.
Естественно поставить вопрос о нахождении числа элементов в объединенном множестве С. Если множества А и В не содержат одинаковых элементов, т.е. не пересекаются (АВ=), то
m(АВ) =m(A) +m(B)(1).
В противном случае, когда множества имеют m(АВ) одинаковых элементов, следует пользоваться более общей формулой:
m(АВ) =m(A) +m(B) -m(АВ)(2).
Опр.2.3.3 Разностью множеств А и В называется множество С, состоящее из всех элементов множества А, не принадлежащих множеству В: С={х хА и хВ}. Обозначается, А\В.
В случае, когда В является подмножеством А, т.е. ВА, разность А\В называется дополнением множества В до множества А (или относительно множества А).
В каждом отдельном случае мы рассматриваем (изучаем и пр.) всевозможные подмножества одного и того же множества. Например, в начальной школе дети учатся работать (выполнять основные арифметические операции) сначала с числами из первого десятка натуральных чисел, затем из первой сотни и т.д. Но их действия не выходят за рамки натуральных чисел (отрицательные и дробные числа они будут проходить позже). Аналогично, учитель может работать с некоторыми группами учеников, которые будут являться подмножествами определенного множества обучаемых данным учителем школьников. Каждый человек носит различные комбинации вещей, но только из своего личного гардероба. Это основное множество (свое в каждом отдельном случае) называется универсальным множеством.
Опр.2.3.4 Универсальным множеством называется множество, подмножества которого (и только они) в данный момент рассматриваются. Обозначают, U.
При работе с числовыми множествами, если не дается дополнительных указаний, в качестве основного (универсального) множества будем считать множество R действительных чисел.
Опр.2.3.5Дополнениеммножества А называется разностьU\А.. Обозначается, А’ или А и читается «не-А» . Иначе, дополнением множества А называется множество А’, состоящее из всех элементов, не принадлежащих множеству А.
Теперь укажем основные свойства изученных выше операций над множествами:
Свойства операции пересечения:
| Свойства операции объединения:
|
Свойства операции разности: 1) А\А=; 4) А\U=; 2) А\=А; 5)U\А=А’; 3) А\А’=А; 6)\А=; 7) А\В В\А. |
Справедливы равенства (АВ) =АВ; (АВ) =АВ(3).
- Математика и информатика Учебное пособие
- Содержание:
- §1. Математические предложения и доказательства.
- §2. Элементы теории множеств.
- П.2 Подмножество. Основные числовые множества.
- П.3 Операции над множествами.
- П.4 Диаграммы Эйлера-Венна.
- § 3. Декартово произведение множеств. Соответствия. Бинарные отношения и их свойства. Отображения.
- § 4. Элементы комбинаторики. Соединения без повторений и с повторениями. Правила суммы и произведения.
- П.1 Соединения без повторений
- П.2 Соединения с повторениями
- П.3. Правила суммы и произведения
- § 5. Элементы теории вероятностей. П.1 Классическое и статистическое определения вероятности.
- П.2 Сумма событий. Теорема сложения вероятностей.
- П.3 Произведение событий. Теорема умножения вероятностей.
- П.4 Формула полной вероятности. Формула Байесса. Формула Бернулли.
- Вопрос 2.Шкалы измерения
- Методы первичной статистической обработки результатов эксперимента
- Выборочное среднее
- Дисперсия
- § 9. Информация и информационные процессы п.1. Понятие об информации. Носители информации. Количественная мера информации. Кодирование информации
- П.2. Понятие о системах счисления. Системы счисления, применяемые в цифровых эвм
- Системы счисления, применяемые в цифровых эвм
- П.3. Перевод чисел из одной с.С. В другую
- П.4. Арифметика двоичных чисел
- Задачи для самостоятельной работы
- §11 Алгоритм и его свойства. Методика составления алгоритмов. П.1. Понятие алгоритма. Свойства алгоритмов. Способы задания алгоритмов.
- П.2.Типы алгоритмов.
- Следование
- Цикл – до(Рис. 58)
- Цикл с параметром(Рис. 59)
- П.3 Базовые алгоритмические структуры
- П.4.Основные этапы решения задач на эвм.