logo
MiI_razdatka

Содержание:

Введение 3

§1. Математические предложения и доказательства 4

Примеры 8

Задачи для самостоятельной работы 8

§2. Элементы теории множеств 9

п.1 Понятие множества 9

п.2 Подмножества. Основные числовые множества 10

п.3 Операции над множествами 11

п.4 Диаграммы Эйлера-Венна 13

Примеры 14

Задачи для самостоятельной работы 15

§3. Декартово произведение множеств. Соответствия. Бинарные

отношения и их свойства. Отображения 17

Примеры 22

Задачи для самостоятельной работы 23

§4. Элементы комбинаторики. Соединения без повторений и

с повторениями. Правила суммы и произведения 24

п.1 Соединения без повторений 24

п.2 Соединения с повторениями 25

п.3 Правила суммы и произведения 26

Примеры 27

Задачи для самостоятельной работы 29

§5. Элементы теории вероятностей 30

п.1 Классическое и статистическое определения вероятности 30

п.2 Сумма событий. Теорема сложения вероятностей 32

п.3 Произведение событий. Теорема умножения

вероятностей 33

п.4 Формула полной вероятности. Формула Байесса.

Формула Бернулли 35

Задачи для самостоятельной работы 36

§6. Элементы векторной алгебры 37

Примеры 39

Задачи для самостоятельной работы 40

§7. Элементы аналитической геометрии 41

Задачи для самостоятельной работы 45

§ 8. Основы математического анализа 46

п.1 Функции и последовательности 46

п.2 Бесконечно большие и бесконечно малые

последовательности 49

п.3 Предел последовательности 50

п.4 Предел функции 50

п.5 Приращение, дифференциал и производная функции 52

п.6 Формулы дифференцирования 54

п.7 Неопределенный интеграл 54

п.8 Определенный интеграл 55

Задачи для самостоятельной работы 56

§ 9. Информация и информационные процессы 57

п.1 Понятие об информации. Носители информации.

Количественная мера информации. Кодирование информации 57

п.2 Понятие о системах счисления. Системы счисления,

применяемые в цифровых ЭВМ 60

п.3 Перевод чисел из одной с.с. в другую 63

п.4 Арифметика двоичных чисел 66

Задачи для самостоятельной работы 67

§10 Архитектура ЭВМ. Программное обеспечение ЭВМ 68

п.1 Этапы развития вычислительной техники 68

п.2 Поколения ЭВМ 69

п.3 Архитектура ЭВМ 69

п.4 Персональный компьютер IBMPC: принцип открытой

архитектуры, основные узлы, их назначение и

характеристики 70

п.5 Программное обеспечение 75

§11 Алгоритм и его свойства. Методика составления алгоритмов 79

п.1 Понятие алгоритма. Свойства алгоритмов. Способы

задания алгоритмов 79

п.2.Типы алгоритмов 82

п.3 Базовые алгоритмические структуры 84

п.4.Основные этапы решения задач на ЭВМ 86

п.5. Алфавит языка Бейсик. Основные математические

функции языка Бейсик. Основные операторы языка Бейсик 87

п.6. Методика составления программ на языке

программирования Бейсик 89

Задачи для самостоятельной работы 94

Приложение 1. Государственный стандарт для дисциплины

“Математика и информатика” по гуманитарным

специальностям 95

Приложение 2. Рабочая программа по дисциплине

“математика и информатика” 95

Литература 106

Введение

В настоящее время постоянно нарастает поток информации. Развитие науки, превращение ее в непосредственную производительную силу, в достояние каждого человека сопровождается увеличением информации, ибо неиссякаем источник, питающий науку, – мир, нас окружающий, неутолима жажда знаний. Бесконечен процесс познания, процесс выработки нового знания, получения новой информации. Умение легко и быстро ориентироваться во все возрастающем потоке научно-технических сведений по своей и смежным специальностям, широко использовать возможности новой, компьютерной техники – одно из важнейших качеств выпускников вуза.

Важнейшей задачей нашего времени становится получение, переработка, передача, хранение, представление и использование информации. Информация становится стратегическим ресурсом общества. Цепью образования становится подготовка человека к полноценной жизни в условиях информационного общества. Поэтому возникла необходимость массового освоения компьютеров.

Умение пользоваться вычислительной техникой при решении профессиональных и учебных задач по праву приравнивается сейчас ко второй грамотности. Это требует наличия у каждого человека элементарных знаний о внутреннем устройстве ЭВМ, ее назначении и возможностях, способах взаимодействия с персональным компьютером; умений самому производить моделирование различных задач, составлять алгоритмы и действующие программы хотя бы на одном языке программирования.

Д. Кнут (Лекции, 1993, с.52) отмечает: «Наука - это знание, настолько понятное нам, что мы могли бы обучить ему вычислительную машину; там, где мы еще не все до конца понимаем, начинается область искусства. Понятие алгоритма или программы чрезвычайно полезный тест глубины наших познаний о каком-то предмете, поэтому превращение искусства в науку означает, что мы способны автоматизировать данную область деятельности».

Информатика - это наука, изучающая законы и методы накопления, передачи и обработки информации с помощью ЭВМ, а также область человеческой деятельности, связанной с применением ЭВМ.

Информатика тесно связана с математикой. Количественные отношения и формы свойственны всем предметам и явлениям материального мира, поэтому можно говорить об универсальности математических методов и приемов мышления. Математика располагает точным символическим языком, позволяющим ей раскрывать как собственную сферу познания, так и сферу познания других наук, в том числе информатики.

В современном мире роль математики существенно возросла. Трудно представить себе какую-нибудь отрасль хозяйства, область науки без этой дисциплины. Даже в социальную сферу математика ворвалась математической статистикой, теорией вероятностей и т. д.

Математика и информатика призваны воспитать у человека культуру рациональных методов оперирования имеющимися и приобретения новых знаний.

Поэтому курс “Математика и информатика” призван ознакомить студентов с некоторыми разделами высшей математики, углубить знания, полученные в школе по информатике и информационным технологиям, дать необходимые сведения о современных аспектах использования ЭВМ и последних достижениях.