logo search
экономика

21 Модель рынка чистой конкуренции и ее значение.

Модель рынка - чистая конкуренция. Эта модель имеет ряд особенностей, в том числе наличие большого кол-ва продавцов и покупателей. Их настолько много, что ни продажа, ни покупка не могут существенно повлиять на цену и кол-во продукта, выставленного на продажу. Это один из наиболее ярких примеров свободного рынка,т.к. ограничивающие факторы отсутствуют, пока в дело не вмешивается правительство. Модель чистой конкуренции обычно считается применимой к производству некоторых видов с/х продукции, в основном пшеницы. В с/х секторе имеется много производителей пшеницы и не меньше потребителей, исп. ее для производства др. продуктов, в том числе хлеба. Поэтому у них нет возможности каким-то образом объединиться и ограничить производство пшеницы или ис­кусственно взвинтить цены на нее. Периодически прави­тельство осуществляет контроль за ценами на подобные продукты, и тогда создаются такие условия, которые серьез­но влияют на состояние рынка.///В условиях чистой конкуренции и производитель, и покупатель полностью зависят от превратности рынка. Единственным средством получения более высокой, чем у других производителей, прибыли является исп-ие передовой технологии, кот. еще нет у конкурентов. Получение прибыли возможно только за счет увеличения разницы между затратами и ценой реализации. Большинство компаний, действующих в условиях чистой конкуренции, получают нормальную прибыль, т.е. такую, которую они получили бы, вложив средства, истраченные на производство, в ценные бумаги на фондовой бирже или в аналогичные финансовые инструменты.

Обратимся к графикам.Слева (рис. 3.2А) кривая предлож. спускается вправо вниз. Она отражает усл.чистой конкуренции. Точка, в кот. пересекаются линии спроса и предлож.,- точка равновесия. Определив ее коорд. по осям,можем указать, на какое кол-во продукта имеется спрос и какую цену за это кол-во можно получить на рынке. //////Горизонт. линия, переходящая от точки равновесия кривой рыночного спроса с рис. 3.2.А на рис. 3.2.Б, представ. собой кривую спроса.. Она показ, что люб фирма может получить рыночную цену независимо от того, какое кол-во продукта произведено для рынка. =>, если компания, в усл. чистой кон-ии, способна производить продукт по более низкой цене, она может рассчитывать на существен. прибыль, поскольку рынок как таковой не диктует необходимости производить по более низкой цене.