logo search
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО Э

5. Рыночные структуры. Функционирование фирмы в различных рыночных структурах

С точки зрения покупателя рынок состоит из тех фирм, которые предлагают ему необходимые товары и услуги. С точки же зрения фирм рынок – это совокупность покупателей, которым можно продать выпускаемые фирмами товары и услуги. Группу фирм, которые производят либо один и тот же товар, либо родственные, однотипные товары, принято называть отраслью. Реакция фирм отрасли на те или иные действия отдельной фирмы определяется структурой рынка, в которой функционируют фирмы. Понятие рыночной структуры охватывает все аспекты рынка: количество фирм в отрасли, тип производимого продукта, возможности для входа в отрасль и выхода из нее иных фирм, количество покупателей, способность фирм воздействовать на спрос посредством рекламы и т.д., которые могут влиять на поведение фирм.

С учетом этих факторов выделяют четыре рыночные структуры:

Для раскрытия данных структур необходимо ввести понятия суммарной, средней и предельной выручки.

Суммарная выручка (total revenue - ТR) – это общая выручка, получаемая фирмой от продаж своей продукции. Если всего было реализовано q единиц товара по цене Р р., то

ТR = Р  q.

Средняя выручка (average revenue - АR) - часть суммарной выручки, приходящаяся на единицу продукции: АR = ТR / q = Р.

Предельная выручка (marginal revenue - МR) – приращение к суммарной выручке фирмы, вызванное увеличением ее продаж на дополнительную единицу товара: МR = ТR / q.